График контрольных мероприятий в рамках БРС

График контрольных мероприятий в рамках БРС

для студентов очной формы обучения

Вид контроля Недели прохождения контрольных этапов и сдачи заданий  
РК         РК1       РК2       РК3       РК4  
РР                               РР    
ИК (ПА)                                   ПА

РК – рубежный контроль;

РР – рейтинговая работа;

ИК (ПА) – итоговый контроль (промежуточная аттестация).

5.3. Разделы (модули) дисциплины, их трудоемкость по видам учебных занятий

Очная форма обучения

№ темы Модули (темы) дисциплины Всего Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в ч. Процедура оценивания/ оцениваемые компетенции
Л. С/ П.З С.Р.
Модуль 1. Девиация и общество Текущий контроль
1. Девиантное поведение как феномен общественной жизни Рейтинговые мероприятия/ПК-16
2. Социальные отклонения в сфере морали
Модуль 2. Наркомания и алкоголизм Текущий контроль
3. Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости Рейтинговые мероприятия/ ПК-16
4. Пьянство и алкоголизм: состояние и меры по их преодолению
Модуль 3. Криминальные формы девиации Текущий контроль
5. Социальная работа по предотвращению правонарушений и работа с преступниками Рейтинговые мероприятия/ ПК-16
6. Насилие и жестокость как формы девиантного поведения
Модуль 4. Паразитизм и суицид Текущий контроль
7. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения Рейтинговые мероприятия/ ПК-16
8. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения
Консультация    
Выполнение рейтинговой работы     ПК-16
Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах 86 (в т.ч. 36 ч. экз.) Промежуточная аттестация (экзамен) ПК-16

Разделы (модули) дисциплины, их трудоемкость по видам учебных занятий

Заочная «выходного дня» форма обучения



№ темы Модули (темы) дисциплины Всего Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в ч. Процедура оценивания/ оцениваемые компетенции
Л. С/ П.З С.Р.
Модуль 1. Девиация и общество Текущий контроль
1. Девиантное поведение как феномен общественной жизни Рейтинговые мероприятия/ПК-16
2. Социальные отклонения в сфере морали    
Модуль 2. Наркомания и алкоголизм Текущий контроль
3. Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости Рейтинговые мероприятия/ ПК-16
4. Пьянство и алкоголизм: состояние и меры по их преодолению    
Модуль 3. Криминальные формы девиации Текущий контроль
5. Социальная работа по предотвращению правонарушений и работа с преступниками     Рейтинговые мероприятия/ ПК-16
6. Насилие и жестокость как формы девиантного поведения
Модуль 4. Паразитизм и суицид Текущий контроль
7. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения     Рейтинговые мероприятия/ ПК-16
8. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения
Консультация        
Выполнение рейтинговой работы         ПК-16
Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах 128 (в т.ч. 9 ч. экз.) Промежуточная аттестация (экзамен) ПК-16

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Задания для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

Практическое занятие по теме 1. Девиантное поведение как феномен общественной жизни

Цель: сформировать представление о сущности девиантного поведения как социального феномена

Вопросы к обсуждению:

1) Девиантное поведение: понятие и классификация.

2) Характеристика форм и видов девиантного поведения.

3) Причины девиантного поведения. Меры по предупреждению и смягчению девиантного поведения.

Задания к практическому занятию:

Составить глоссарий по теме занятия.

Разработать интеллект карту по вопросам: классификация девиантного поведения; причины девиантного поведения, формы и виды девиантного поведения.

Рекомендуемая литература:

1. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2012.

2. Минин А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи/А.Я. Минин, О.Ю. Краев; Под ред. проф. А.Я. Минина. – Москва: Прометей, 2016.- 140с.

Оформление реферата: работа с текстом

- Размер шрифта - 12-15 пунктов.

- Шрифт - Times New Roman (обычный).

- Междустрочный интервал - 1,5-2.

- Размер левого поля - 30мм

- Размер правого поля - 10мм

- Размер верхнего и нижнего полей - 20мм

Не ставьте точку в конце заголовка. Все заглавия принято выделять жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив.

Расстояние между концовкой главы или параграфа и следующим заголовком составляет три интервала. После завершения работы необходимо составить автоматическое оглавление, так как это сэкономит ваше время и будет соответствовать требованиям к оформлению реферата. Чтобы сделать автоматическое оглавление, необходимо проставить все главы в вашей работе, как заголовки разного уровня. Это правильное оформление реферата.

Текст печатают на одной стороне страницы. Ссылки, примечания обозначают или в самом тексте, или внизу страницы. Для оформления ссылок можно использовать стандартные средства Microsoft Word.

Все страницы без исключения должны быть пронумерованы. В том числе и титульный лист. Цифры, обозначающие страницы, принято ставить вверху и по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств, включая тестовые оценочные задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) приведен в Приложении 1 к рабочей программе дисциплины.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает следующие разделы:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для обеспечения непрерывного контроля освоения обучающимися элементов основных профессиональных образовательных программ, комплексной оценки результативности учебной деятельности обучающихся в течение семестра в университете применяется балльно-рейтинговая система.

Учебный рейтинг по дисциплине в семестре складывается из рейтинга текущего контроля успеваемости (далее – Rтк) и рейтинга промежуточной аттестации (далее – Rпа) и рассчитывается по формуле: Rуд = Rтк X 0,4+ Rпа X 0,6, где 0,4 - весовой коэффициент Rтк; 0,6 – весовой коэффициент Rпа.

Rтк определяется своевременностью, количеством и качеством, выполненных рейтинговых мероприятий, в которые входят: посещаемость (далее – Rп), активность на семинарских/практических занятиях (далее – Rспз), контроль самостоятельной работы (далее – Rср) и рубежный контроль освоения учебного материала по модулям учебной дисциплины (далее – Rрк).

Выставление баллов обучающимся за каждое рейтинговое мероприятие в ходе Rтк осуществляется раздельно по 100-балльной шкале (от 0 до 100) и рассчитывается по формуле:

Rтк = График контрольных мероприятий в рамках БРС - student2.ru , где n - количество рейтинговых мероприятий по учебной дисци-плине.

Самостоятельная работа обучающегося в ходе контактной (внеаудиторной) работы включает выполнение рейтинговой работы: расчетно-аналитических заданий, домашних творческих заданий, групповых проектов, рефератов и контрольных работ и др.).

Перерасчет баллов из 100-балльной в традиционную 4-х балльную систему оценивания осуществляется по следующей шкале:

- «неудовлетворительно» – 54 балла и менее;

- «удовлетворительно» – от 55 до 70 баллов;

- «хорошо» – от 71 до 89 баллов;

- «отлично» – от 90 до 100 баллов.

Пример вопросов ТОЗ для контрольного рубежа в рамках текущего контроля:

Структура ТОЗ и контролируемые компетенции для учебной дисциплины «Девиантное поведение молодёжи»:

п/п Контролируемые модули Коды контролируемых компетенций Кол-во тестовых заданий
Задания А (тесты закрытой формы) Задания В (тесты открытой формы) Задания С (кейс-задания)
Модуль 1. Девиация и общество ПК-16 15 10 5
Модуль 2. Наркомания и алкоголизм ПК-16 15 10 5
Модуль 3. Криминальные формы девиации ПК-16 15 10 5
Модуль 4. Диагностика семейных отношений ПК-16 15 10 5
  Всего   60 40 20

Время выполнения задания – 1 час 30 минут.

Примерные варианты тестовых оценочных заданий (ТОЗ) для контрольного рубежа в рамках текущего контроля:

V2: Задания А

V3: Однозначный выбор

S: Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска возникает на стыке двух наук. Это -

+: психология и социология

-: психология и антропология

-: психология и физиология

-: психология и технология

S: это античный философ, рассматривая в собственных трактатах социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, соединяющей в себе 3 доли: голову, сердце и живот. Это -

+: Платон

-: Сократ

-: Аристотель

-: Диоген

S: к первым собственно социально-психологическим теориям второй половины XIX в. относятся

+: психология народов

-: психология конфликтов

-: психология толпы

-: психология лидерства

S: автором теории инстинктов социального поведения является

+:У.МакДугалл

-: М.Лацарус

-: Х.Штейнталь

-: Г.Лебон

S: Исследованиями в отечественной социальной психологии занимались

+: Г. Андреева, Б. Парыгин, А. Бодалев

-: А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Б. Зейгарник

-: Л. Обухова, Л. Божович, Д. Эльконин

-: Д. Майерс, Дж. Роттер, А. Бандура

V3: Наиболее правильный выбор

S: К объектам социальной психологии относятся

+: [100] личность в группе, малые группы, взаимодействие человека с группой

+: [60] взаимодействие групп людей, интеллектуальные особенности людей, большие социальные группы

+: [10] психологические особенности учащихся, возрастные периодизации, внимательность

+: [30] конфликты, эмоции, мысли

S: К видам наблюдения как эмпирического метода социальной психологии относятся

+: [100] стандартизированное, включенное, непосредственное

+: [60] опосредованное, нестандартизированное, лабораторное

+: [10] аппаратное, латентное, естественное

+: [30] включенное, видовое, естественное

S: К наукам, развитие которых в 19 веке способствовало накоплению социально-психологических идей, относятся

+: [100] антропология, археология, криминология

+: [60] психология, социология, педагогика

+: [10] педагогика, конфликтология, этика

+: [30] языкознание, педагогика, литература

S: К первым собственно социально-психологическим теориям относятся

+: [100] психологии народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения

+: [60] психологии народов, психология масс, психология толпы

+:[10] психологии народов, психология инстинктов, психология эмоций

+: [30] психологии народов, психология толпы, психология инстинктов

S: Парыгин Б.Д. в своей классификации выделяет 3 группы методов. К ним относятся

+: [100] методы воздействия, методы исследования, методы контроля

+: [60] методы воздействия, методы исследования, методы оценки

+:[10] методы воздействия, методы оценки, методы описания

+: [30] методы воздействия, методы оценки, методы изучения

V3: Множественный выбор

S: К социальным инстинкта МакДугалл относил

+: бегство

+: любознательность

+: агрессивность

-: любовь

S: К первым собственно социально-психологическим теориям, разработанным во второй половине XIX – первой половине XX века относятся

+: Теория инстинктов социального поведения

+: Теория психологии народов

+: Теория психологии масс

-: Теория сексуального развития

S: В разработке психологии народов принимали участие

+: В.Вундт

-: Г.Тард

+: М.Лацарус

+: Г.Штейнталь

-: Г.Лебон

S: Первые отечественные монографии по социальной психологии был написаны

+: Б.Д.Парыгиным

+: Е.С.Кузьминым

+: А.А. Бодалевым

-: Г.М. Андреевой

S: К основным парадигмам социальной психологии относятся

+: когнитивизм

+: интеракционизм

+: бихевиоризм

-: функционализм

V2: Задания В

V3: Вписать правильный ответ

J: _____________ наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп

+: Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска

+: соц* психол*

J: _____________ исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе

+: парадигма

+: п*р*д*гма

J: _____________ разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями

+: фрустрация

J: _____________ готовность к выполнению какого-либо действия

+: Аттитюд

+: Аттитюды

+: Ат**тюд

V3: Установить соответствие

Q: Установите соответствие между автором и социально-психологической теорией

L1: Адорно

L2: К.Левин

L3: Л.Фестингер

L4: Г.Келли

L5: Дж. Мид

R1: Теория авторитарной личности

R2: Теория поля

R3: Теория когнитивного диссонанса

R4: Теория каузальной атрибуции

R5: Теория символического интеракционизма

Q: Установите соответствие между методом и областью его применения

L1: Наблюдение

L2: Эксперимент

L3: Опрос

L4: Социометрия

L5: Социально-психологические тесты

R1: изучение образа жизни

R2: изучение группового принятия решений

R3: изучение общественного мнения

R4: диагностика межличностных и внутригрупповых отношений

R5: социально-психологические свойства личности

Q: Установите соответствие между наукой и ее предметом изучения

L1: Антропология

L2: Криминология

L3: Этнография

L4: Языкознание

R1: происхождение и эволюция человека

R2: преступность, ее причины, личность преступника

R3: происхождение (этногенез) народов

R4: человеческий естественный язык

V2: Задания C

V3: Ситуация 2

S: М. Шериф разделил незнакомых друг с другом подростков летнего лагеря на два отряда: «Гремучие змеи» и «Орлы». После этого была создана ситуация постоянной конкуренции. В любом соревновании могла выиграть только одна из команд, приз за участие в конкурсе мог достаться только одной группе и т. д. Победа одних неизбежно означала проигрыш других. Вскоре между ребятами началась настоящая вражда. Дело доходило до потасовок. Участники каждой команды все сильнее сплачивались между собой и все сильнее ненавидели конкурентов. Когда «орлов» просили описать кого-нибудь из «гремучих змей», они использовали такие слова, как «трусы», «зазнайки» и «подонки». «Змеи» отвечали им взаимностью. После этого Шериф начал создавать проблемные ситуации, которые можно было решить только объединенными силами двух команд. Например, «случайно» ломался автобус, и вытолкать из кювета можно было только всем вместе. В результате конфликтность сошла на нет, и ребята из обеих команд уехали домой вполне довольные друг другом.

Приведенная ситуация описывает метод социального ….

-: наблюдения

-: социометрического исследования

+: эксперимента

-: тестирования

S: М. Шериф разделил незнакомых друг с другом подростков летнего лагеря на два отряда: «Гремучие змеи» и «Орлы». После этого была создана ситуация постоянной конкуренции. В любом соревновании могла выиграть только одна из команд, приз за участие в конкурсе мог достаться только одной группе и т. д. Победа одних неизбежно означала проигрыш других. Вскоре между ребятами началась настоящая вражда. Дело доходило до потасовок. Участники каждой команды все сильнее сплачивались между собой и все сильнее ненавидели конкурентов. Когда «орлов» просили описать кого-нибудь из «гремучих змей», они использовали такие слова, как «трусы», «зазнайки» и «подонки». «Змеи» отвечали им взаимностью. После этого Шериф начал создавать проблемные ситуации, которые можно было решить только объединенными силами двух команд. Например, «случайно» ломался автобус, и вытолкать из кювета можно было только всем вместе. В результате конфликтность сошла на нет, и ребята из обеих команд уехали домой вполне довольные друг другом.

Какая социально-психологическая теория лучшим образом сможет объяснить полученный результат?

+: теория интеркционизма

-: теория поля

-: теория каузальной атрибуции

-: теория когнитивного диссонанса

S: М. Шериф разделил незнакомых друг с другом подростков летнего лагеря на два отряда: «Гремучие змеи» и «Орлы». После этого была создана ситуация постоянной конкуренции. В любом соревновании могла выиграть только одна из команд, приз за участие в конкурсе мог достаться только одной группе и т. д. Победа одних неизбежно означала проигрыш других. Вскоре между ребятами началась настоящая вражда. Дело доходило до потасовок. Участники каждой команды все сильнее сплачивались между собой и все сильнее ненавидели конкурентов. Когда «орлов» просили описать кого-нибудь из «гремучих змей», они использовали такие слова, как «трусы», «зазнайки» и «подонки». «Змеи» отвечали им взаимностью. После этого Шериф начал создавать проблемные ситуации, которые можно было решить только объединенными силами двух команд. Например, «случайно» ломался автобус, и вытолкать из кювета можно было только всем вместе. В результате конфликтность сошла на нет, и ребята из обеих команд уехали домой вполне довольные друг другом.

Какой вывод в полной мере описывает полученный в исследовании результат?

+:межгрупповое соревнование ведет к межличностным конфликтам

-: межгрупповое соревнование не ведет к межличностным конфликтам

-: межгрупповое соревнование ведет к межнациональным конфликтам

-: межгрупповое соревнование не ведет к межгрупповым конфликтам

S: М. Шериф разделил незнакомых друг с другом подростков летнего лагеря на два отряда: «Гремучие змеи» и «Орлы». После этого была создана ситуация постоянной конкуренции. В любом соревновании могла выиграть только одна из команд, приз за участие в конкурсе мог достаться только одной группе и т. д. Победа одних неизбежно означала проигрыш других. Вскоре между ребятами началась настоящая вражда. Дело доходило до потасовок. Участники каждой команды все сильнее сплачивались между собой и все сильнее ненавидели конкурентов. Когда «орлов» просили описать кого-нибудь из «гремучих змей», они использовали такие слова, как «трусы», «зазнайки» и «подонки». «Змеи» отвечали им взаимностью. После этого Шериф начал создавать проблемные ситуации, которые можно было решить только объединенными силами двух команд. Например, «случайно» ломался автобус, и вытолкать из кювета можно было только всем вместе. В результате конфликтность сошла на нет, и ребята из обеих команд уехали домой вполне довольные друг другом

Каков механизм возникновения конфликтов между группами подростков?

+:возникла враждебность, агрессия тех, кто проигрывал

-: возникло непонимание внутри групп

-:возникало понимание собственных ограничений у каждого подростка

-:возникло желание спорить с М.Шерифом

S: М. Шериф разделил незнакомых друг с другом подростков летнего лагеря на два отряда: «Гремучие змеи» и «Орлы». После этого была создана ситуация постоянной конкуренции. В любом соревновании могла выиграть только одна из команд, приз за участие в конкурсе мог достаться только одной группе и т. д. Победа одних неизбежно означала проигрыш других. Вскоре между ребятами началась настоящая вражда. Дело доходило до потасовок. Участники каждой команды все сильнее сплачивались между собой и все сильнее ненавидели конкурентов. Когда «орлов» просили описать кого-нибудь из «гремучих змей», они использовали такие слова, как «трусы», «зазнайки» и «подонки». «Змеи» отвечали им взаимностью. После этого Шериф начал создавать проблемные ситуации, которые можно было решить только объединенными силами двух команд. Например, «случайно» ломался автобус, и вытолкать из кювета можно было только всем вместе. В результате конфликтность сошла на нет, и ребята из обеих команд уехали домой вполне довольные друг другом

Эта ситуация является доказательством, что источник агрессии нужно искать …

-:в индивидных мотивационных факторах

+:в группообразующих характеристиках

-:в личных предпочтениях

-:в авторитарности воспитателя

V3: Ситуация 5

S: Милграм и Джон Сабини (John Sabini, 1983) попросили студентов университета помочь в исследовании эффекта нарушения простейших социальных норм: они должны были попросить пассажиров нью-йоркского метрополитена уступить им место. К их удивлению, 56 % пассажиров уступали место, даже не получив никаких объяснений. Не менее интересной оказалась реакция самих студентов: большинство из них сочли это задание чрезвычайно трудным. Зачастую слова буквально застревали у них в горле, и экспериментаторам приходилось отступать. Какой вид эксперимента описан в приведенном примере?

+:естественный эксперимент

-:искусственный эксперимент

-:лабораторный эксперимент

-:аппаратный эксперимент

S: Милграм и Джон Сабини (John Sabini, 1983) попросили студентов университета помочь в исследовании эффекта нарушения простейших социальных норм: они должны были попросить пассажиров нью-йоркского метрополитена уступить им место. К их удивлению, 56 % пассажиров уступали место, даже не получив никаких объяснений. Не менее интересной оказалась реакция самих студентов: большинство из них сочли это задание чрезвычайно трудным. Зачастую слова буквально застревали у них в горле, и экспериментаторам приходилось отступать. Какой постулат интеракционизма в наилучшей степени описывает наблюдаемый феномен?

-: человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации

-: направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу

-: личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими;

+: культура состоит из моделей поведения, которые усваиваются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

S: Милграм и Джон Сабини (John Sabini, 1983) попросили студентов университета помочь в исследовании эффекта нарушения простейших социальных норм: они должны были попросить пассажиров нью-йоркского метрополитена уступить им место. К их удивлению, 56 % пассажиров уступали место, даже не получив никаких объяснений. Не менее интересной оказалась реакция самих студентов: большинство из них сочли это задание чрезвычайно трудным. Зачастую слова буквально застревали у них в горле, и экспериментаторам приходилось отступать. Определите, какому из социальных инстинктов по МакДугаллу, в большей степени соответствует поведение студентов, которые дали согласие на участие в эксперименте.

-:бегство

-:неприятие (отвращение)

+:любознательность (удивление)

-:агрессивность, самоуничижение (смущение)

S: Милграм и Джон Сабини (John Sabini, 1983) попросили студентов университета помочь в исследовании эффекта нарушения простейших социальных норм: они должны были попросить пассажиров нью-йоркского метрополитена уступить им место. К их удивлению, 56 % пассажиров уступали место, даже не получив никаких объяснений. Не менее интересной оказалась реакция самих студентов: большинство из них сочли это задание чрезвычайно трудным. Зачастую слова буквально застревали у них в горле, и экспериментаторам приходилось отступать. Какая идея бихевиоризма объясняет поведение студентов?

-:идея подкрепления

+: идея оперантного обусловливания

-: идея научения

-: идея изучения

S: Милграм и Джон Сабини (John Sabini, 1983) попросили студентов университета помочь в исследовании эффекта нарушения простейших социальных норм: они должны были попросить пассажиров нью-йоркского метрополитена уступить им место. К их удивлению, 56 % пассажиров уступали место, даже не получив никаких объяснений. Не менее интересной оказалась реакция самих студентов: большинство из них сочли это задание чрезвычайно трудным. Зачастую слова буквально застревали у них в горле, и экспериментаторам приходилось отступать. Определите, какое влияние социального окружения описано в эксперименте?

+:правила, регулирующие поведение на публике

-: правила взаимного привлечения

-: правила семейного взаимодействия

-: правила, регулирующие самовоспитания

V2: Задания А

V3: Однозначный выбор

S: Какая категория детей не попадает в категорию «дети в трудной жизненной ситуации»:

-: дети, оставшиеся без попечения родителей

-: дети-инвалиды

-: дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии

-: гиперактивное дети

V3: Наиболее правильный выбор

S: Определите наиболее полное определение «детей в трудной жизненной ситуации» по критериям их дифференциации:

+: [100] дети, оставшиеся без попечения родителей

+: [60] дети-инвалиды

+: [10] дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии

+: [5] дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

V3: Множественный выбор

S: Психология профессиональной деятельности изучает:

-: трудовые и профессиональные взаимоотношения людей

-: индивидуальные особенности личности работника

-: характеристику профессиональной деятельности

-: трудовую занятость населения

-: количество профессий и их качество

V2: Задания В

V3: Вписать правильный ответ

J: Несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям – это __________________.

V3: Установить соответствие

Q: Установите соответствие между способами воздействия, реализуемые в стихийных группах и характеристиками данных способов:

L1: Заражение.

L2: Внушение.

L3: Подражание

R 1: Целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу.

R 2: Бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

R 3: Воспроизведение индивидом черт и образцов поведения.

V2: Задания C

V3: Ситуация 1

S: Сергей плохо учится, отношение к учебе равнодушное, интеллектуальные способности средние. Мотивацией обучения служит внешняя стимуляция (ради одобрения взрослых). Мальчик стремится к самоутверждению среди сверстников, хочет быть лидером, но ни с кем не дружит. Его положение в классе неустойчивое, отношения с мальчиками ровное, отношение к девочками - пренебрежительное. Сергей самоуверен, стремится навязать свое мнение, постоянно перебивает собеседника; с замечаниями в свой адрес не соглашается. Агрессивен по отношению к учителям, сверстникам, трудится под нажимом, самооценка завышена, к педагогическим воздействиям мальчик относится цинично. Участвует в проверках работ учеников; объективен там, где есть возможность сравнивать, оценивать.

Интеллектуальное развитие ребенка достаточно для усвоения программы, но постепенно указанные симптомы и делают Сергея неработоспособным учеником со сложным характером и затрудненными взаимоотношениями с окружающими. Каковы могут быть причины педагогической запущенности:

-: при поступлении в школу

-: в начальных классах

-: в средних классах

-: в старшем дошкольном возрасте

В процессе подготовки к экзамену студенты осуществляют самостоятельную подготовку по следующим вопросам:

1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения.

2. Социальная норма и социальные отклонения.

3. Классификация видов отклоняющегося поведения.

4. Социальные факторы отклоняющегося поведения.

5. Биологические предпосылки поведенческих реакций.

6. Психодинамические механизмы отклоняющегося поведения.

7. Гуманистический подход к объяснению и описанию отклоняющегося поведения.

8. Роль механизмов научения в возникновении девиантного поведения.

9. Характеристика агрессивного поведения.

10. Делинквентное поведение.

11. Зависимое поведение.

12. Суицидальное поведение.

13. Виктимное поведение.

14. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение.

15. Социально-психологическое вмешательство при различных формах отклоняющегося поведения.

16. Первичная, вторичная, третичная профилактика отклоняющегося поведения.

17. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения.

18. Диагностика отклоняющегося поведения.

19. Карта наблюдения Стотта.

20. Методика оценки уровня развития морального сознания.

21. Изучение агрессивности.

22. Построение отношений с зависимым подростком в семье.

23. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма.

24. Методы коррекции эмоциональных состояний.

25. Стимулирование позитивной мотивации.

26. Понятие копинг-стратегий в современной психологии.

27. Методы саморегулирования.

28. Когнитивное переструктурирование.

29. Предпосылки развития агрессивного поведения.

30. Условия формирования суицидального поведения.

31. Факторы зависимого поведения личности.

32. Условия формирования делинквентного поведения.

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

основная литература

1. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие/С.В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363с.

2. Минин А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи/А.Я. Минин, О.Ю. Краев; Под ред. проф. А.Я. Минина. – Москва: Прометей, 2016.- 140с.

3. Молодежь в зоне риска: социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма/ под ред. О.А. Павловской; Нац. акад. Наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск; Беларуская навука, 2015. – 430с.

дополнительная литература

1. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; ИД КДУ, 2013.

2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с.

3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2012.

4. Медицинская реабилитация: Рук-во для врачей/Под ред. В.А. Епифанова. М.: Медпресс-информ, 2006.

5. Организация профилактики зависимого поведения молодежи в условиях модернизации системы образования: проблемы, перспективы, решения Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции 17 мая 2013 года Владимир//издательство ВУЛГУ, 2014. – 123с.

6. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 185 с. — (Высшее образование).

7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков: Издательство: Академический проект, Гаудеамус Год: 2007.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интер­нет», необходимых для освоения дисциплины

1) www.online.muiv.ru/lib – Электронная библиотека Московского университета им. С.Ю. Витте

2) www.elibrary.ru – РИНЦ

3) www.psyjournals.ru/ – портал психологических изданий

4) www.psychology.net.ru/ – научно-популярный информационный психологический портал

5) www. psypress.ru – портал психологических новостей

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Преподавание дисциплины осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования

Наши рекомендации