Часть 1. краткий экскурс в историю психологии

Психология

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.В.01.02)

направление подготовки 032000 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

часть 1. краткий экскурс в историю психологии - student2.ru

Программа дисциплины «Психология»составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 70 часов, в том числе:

Лекционные занятия – 32 часов

Контрольные мероприятия:

Рефераты:

Коллоквиумы:

контрольные работы:

другие:

Составитель (разработчик): РАЗИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА, к.и.н., доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры Документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.

© Уральский государственный университет, 2010

© Разина М.В., составление, 2010

I. ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время психология в России получает свое активное развитие и все чаще включается в учебные программы. Однако как правило студенты после курсов психологии имеют узкое представление о широте проблем, разрабатываемых психологией. Поэтому цель данного курса – ознакомление студентов с психологией как наукой многообразной и разноплановой: общая психология, возрастная психология, психофизика, социальная психология. В рамках курса рассматривается краткий экскурс в историю психологии, основы психологии памяти и психологии внимания как фундамента общей психологии, основы психофизики − вводятся понятия ощущения и восприятия, рассматриваются их свойства. В курсе кратко разобраны фундаментальные концепции возрастной психологии − теория психосоциального развития Э. Эриксона и теория развития мышления Ж. Пиаже.

В качестве базиса курса используются знания истории психологии, общей психологии, возрастной психологии, психофизики и социальной психологии. Основной акцент делается на социально-психологическом знании. Прикладное значение курса заключается в расширении представлений студентов о человеке, его природе и развитии.

Цель курса

Таким образом, цель курса видится в освоении студентом теоретических основ психологии как науки многоплановой и овладении базовыми психологическими техниками (мнемонические техники, техника активного слушания, например).

Задачи курса

Задачи определены следующим образом:

1. Заложить представления об основах психологии: развитие классических направлений психологической науки.

2. Способствовать формированию навыка распознавания психических процессов и умению интерпретировать ситуацию с психологической точки зрения.

3. Создать условия для овладения студентами базовыми психологическими техниками (например, мнемонические техники, техника активного слушания по К. Роджерсу).

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

1. Различать и определять специфику психического процесса.

2. Владеть мнемоническими техниками и техникой активного слушания (по К. Роджерсу).

3. Обладать базовыми теоретическими знаниями в области истории психологии, общей психологии, возрастной психологии, психофизики сенсорно-перцептивных процессов и социальной психологии.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание

ЧАСТЬ 2. Общая психология: психология внимания и психология памяти

Психология памяти

Факторы, влияющие на забывание информации (влияние неизменности информации, неиспользования информации и ее характера, возраста, интерференции, активного подавления по З. Фрейду).

Факторы, влияющие на воспроизведение информации (осмысленность информации, неожиданность информации, близость информации по смыслу и форме, эффект генерации).

Психология внимания

Феномены, влияющие на внимание отрицательно (эффект сороконожки, феномен семантического пресыщения, феномен истощения ресурсов, феномен парадоксальной интенции).

Определения внимания (внимание как процесс, внимание как состояние, внимание как личностная особенность).

Виды внимания (произвольное и непроизвольное внимание). Виды непроизвольного внимания (вынужденное, невольное, привычное). Виды произвольного внимания (собственно произвольное внимание, волевое внимание, выжидательное внимание).

Свойства внимания (объем внимания, устойчивость внимания, распределение внимания, переключаемость внимания, концентрация внимания). Экспериментальное изучение свойств внимания.

Прикладные аспекты исследования внимания.

Основная

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

2. Пиз А. Язык телодвижений. − М.: Эксмо, 2007. − 272 с.

3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. − М.: Академический проект, 2008. − 224 с.

4. Экман П. Психология лжи. − СПб.: Питер, 2008. − 272 с.

Дополрительная

1. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. − М.: Изд-во МГУ, 1990. − 367 с.

2. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 448 с.

3. Марцинковская Т. Д. История психологии. 4-е изд. − М.: Академия, 2004. − 544

4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. − М., 1994.

5. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. С. 63-69 // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. −М.: Изд-во МГУ, 1980. −364 с.

6. Узнадзе Д. Н. Общая психология. − СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. − М.: Академия, 1996. − 416 с.

Семинар 2. Психология внимания и памяти.

Подготовка студентами докладов по фундаментальным статьям:

1. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания.

2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте.

3. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени.

4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.

5. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание.

6. Рубинштейн С.Л. Память.

7. Бергсон А. Две памяти: узнавание образов, память и мозг.

8. Вундт В. Сознание и внимание.

9. Джемс У. Внимание.

10. Черри К. Загадка застольной беседы.

11. Бродбент Д. Внимание и восприятие речи.

12. Найссер У. Внимание и проблема емкости.

13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания.

14. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания.

Рекомендуемая литература:

1. Боднар А. М. Общая психология (память): Учебно-методическое пособие. − Екатеринбург, 2006.

2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. − М., 1982.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2002.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. − М.: Изд-во МГУ, 1979. − 272 с.

5. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. − М., 1995.

6. Лурия А. Р. Внимание и память. − М., 1975.

7. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. − М., 1981.

8. Узнадзе Д. Н. Общая психология. Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе. Под ред. Имедадзе И. В. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

9. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. − М., 1976..

Психология внимания. Хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

Семинар 3. Возрастная психология.

Подготовка студентами сообщений по фундаментальным статьям:

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту.

2. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни.

3. Выготский Л.С. Кризис трех лет.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет.

5. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.

7. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности.

8. Эльконин Д.Б. Особенности стадий развитий личности на примере подросткового возраста.

9. Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте.

10. Эльконин Д.Б. Социальная природа ролевой игры.

Рекомендуемая литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

2. Выготский Л. С. Психология. − М.: Эксмо-Пресс, 2000. − 1008 с.ъ

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. − М.: Педагогика, 1983. − 368 с.

4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. − М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. − 400 с.

5. Крайг Г. Психология развития. − СПб.: Питер, 2000. − 992 с.

6. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. − М.: Социально-Психологический Центр, 1996. − 332 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. − М.: АСТ, 2008. − 604 с.

8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. − М.: Азбука, 2011. − 224 с.

9. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Семенюк Л. М. Под ред. Фельдштейна Д. И. 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Институт практической психологии, 1996. − 304 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989. − 560 с.

Семинар 4. Активное слушание.

Отработка на практике принципов активного слушания (по К. Роджерсу). Занятие проводится в групповой форме, студенты делятся на группы по три человека. В каждой группе, соответственно, три роли: наблюдатель, рассказчик и слушатель.

Задания:

1. Рассказчик выделяет в себе положительное качество. Слушатель стремится прояснить, какой именно смысл вкладывается в это качество рассказчиком. Слушатель руководствуется принципами активного слушания. Наблюдатель фиксирует успехи и ошибки в применении техники активного слушания. Затем происходит обсуждение в микро-группах, участники меняются ролями.

2. Рассказчик рассказывает о себе какую-либо историю. Слушатель стремится, применяя принципы техники активного слушания, побуждает рассказчика к дальнейшему раскрытию своего повествования. Наблюдатель фиксирует успехи и ошибки в применении техники активного слушания. Затем происходит обсуждение в микро-группах, участники меняются ролями.

Рекомендуемая литература:

1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. −М.: «Класс», 1998. −336 с.

2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Исенина Е.И. − М.: Прогресс, Университет, 1994. − 480 с.

3. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. −М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. − 512 с.

Семинар 5. Экспериментальное исследование проблемы власти и подчинения.

Групповая дискуссия по проблемам власти и подчинения, проблеме тоталиарно-империалистических режимов 20 века.

Рекомендуемая литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

2. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. −СПб.:

3. «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 5-е международное издание. −416 с.Райх В. Функция оргазма. − М.: Университетская книга; СПб.: АСТ, 1997. − 304 с.

4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. Драбкиной Т. С. − М.: РИМИС, 2008. − 608 с.

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1. Транзактный анализ Э. Берна.

2. Бихевиоризм и его направления.

3. Психология лжи по П. Экману.

4. Основные принципы гештальтпсихологии.

5. Методики диагностики свойств внимания у взрослых.

6. Методики диагностики свойств внимания в детском возрасте

7. Понятие «ведущей деятельности». Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

8. Теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд − П. Танненбаум).

9. Атрибутивные процессы.

10. Фундаментальные и мотивационные ошибки атрибуции.

11. Техника активного слушания по К.Р. Роджерсу.

12. Мышление. Виды и формы мышления. Интеллект.

13. Речь. Виды речи. Взаимосвязь мышления и речи.

14. Эмоции и чувства. Функции, виды и формы эмоций.

15. Понятие личности в психологии. Структура личности.

16. Развитие личности в онтогенезе.

17. Темперамент. Общее понятие темперамента. Концепции темперамента.

18. Характер. Общее представление о характере. Понятие акцентуации характера.

19. Способности. Формирование способностей. Талант.

20. Понятие социального стереотипа. Ошибки «быстрой категоризации».

21. Общение как коммуникация.

22. Символический интеракционизм (Дж. Мид, чикагская и айовская школы).

23. Механизмы общения как перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия).

24. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Экспериментальные исследования.

25. Теория личностных конструктов Дж. А. Келли.

26. Стадии развития малой группы.

27. Социальная установка как краеугольный камень социальной психологии 60-х гг.

28. История исследований малой группы в социальной психологии.

29. Индивидуальная психология А. Адлера.

30. Позитивная психология М. Селигмана

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Развитие психологии в рамках философии (Гиппократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

2. Идеи бихевиоризма и его основные представители (Э. Толмен, Э. Торндайк, Ф.Б. Скиннер).

3. Ортодоксальный психоанализ З. Фрейда. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер).

4. Психология памяти: факторы, влияющие на забывание.

5. Психология памяти: факторы, влияющие на воспроизведение.

6. Психология внимания: феномены, влияющие на внимание отрицательно.

7. Определения внимания. Виды и характеристика непроизвольного внимания.

8. Определения внимания. Виды и характеристика произвольного внимания.

9. Свойства внимания и их характеристика.

10. Психофизика сенсорно-перцептивных процессов: ощущения и их свойства.

11. Психофизика сенсорно-перцептивных процессов: восприятие и его свойства.

12. Абсолютные пороги чувствительности.

13. Дифференциальные пороги чувствительности. Правило Бугера-Вебера.

14. Психофизический закон Г.Т. Фехнера и С.С. Стивенса.

15. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

16. Генетическая теория развития мышления Ж. Пиаже.

17. Социальная психология: причины и истоки возникновения; предмет социальной психологии.

18. Особенности человека как социального и культурного существа. Теория дуплексной психики.

19. Структура Я (Self).

20. Самосознание. Теории формирования самосознания. Мотивы поиска информации о себе.

21. Психология общения: общение как коммуникация.

22. Общение как интеракция: символический интеракционизм.

23. Общение как интеракция: транзактный анализ.

24. Общение как перцепция. Механизмы перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия). Эффекты социальной перцепции (эффект ореола, эффект первичности и новизны, явление стереотипизации).

25. Кризис первого года жизни (по Л. С. Выготскому).

26. Кризис трех лет (по Л. С. Выготскому).

27. Кризис семи лет (по Л. С. Выготскому).

VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

8.1 Рекомендуемая литература

8.1.1 Основная литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

2. Пиз А. Язык телодвижений. − М.: Эксмо, 2007. − 272 с.

3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. − М.: Академический проект, 2007. − 224 с.

4. Экман П. Психология лжи. − СПб.: Питер, 2007. − 272 с.

8.1.2 Дополнительная литература

1. Фрейд З. Введение в психоанализ. − М.: АСТ, 2008. − 604 с.

2. Адлер А. Наука жить. − М.: Изд-во «Директмедиа Паблишинг», 2008. − 259 с.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. − М.: Архитектура-С, 2007. − 392 с.

4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. Драбкиной Т. С. − М.: РИМИС, 2008. − 608 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. − М.: Аспект Пресс, 1999. − 375 с.

6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Символический интеракционизм. С. 111-115 // Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. −М.: Аспект Пресс, 2003. −475 с.

7. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. 4-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 512 с.

8. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. С. 120-129 // Хрестоматия по психологии внимания. Под ред. Леонтьева А.Н. −М.: МГУ, 1976. −296 с.

9. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. − М.: Изд-во МГУ, 1979. − 272 с.

10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. − М.: Тривола, 1995. − 347 с.

11. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. − М.: МГУ, 1990. − 367 с.

12. Крайг Г. Психология развития. − СПб.: Питер, 2000. − 992 с.

13. Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Психофизика: Учебное пособие. − Екатеринбург, УрГУ, 1997. − 100 с.

14. Психология внимания. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

15. Райх В. Функция оргазма. − М.: Университетская книга; СПб.: АСТ, 1997. − 304 с.

16. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Исенина Е.И. − М.: Прогресс, Университет, 1994. − 480 с.

17. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. − М.: Аспект Пресс, 2003. − 475 с.

18. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. −М.: Социально-Психологический Центр, 1996. − 332 с.

19. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. С. 63-69 // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. −М.: Изд-во МГУ, 1980. −364 с.

20. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. − М., 1976.

21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

22. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. Под ред. Гальперина П.Я., Ждана Л.П. − М.: МГУ, 1992. − 364 с.

23. Адлер А. Понять природу человека. − М.: Академический проспект, 1997. − 256 с.

24. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Аспект Пресс, 2000. − 288 с.

25. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. 4-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 512 с.

26. Выготский Л.С. Психология. − М.: Эксмо-Пресс, 2000. − 1008 с.

27. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. − М.: Педагогика, 1983. − 368 с.

28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. − СПб.: Питер, 2001. − 752 с.

29. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. Ткаченко К. А. − М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. − 448 с.

30. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. − М.: Аспект Пресс, 2002. − 381 с.

31. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. − М.: Аспект Пресс, 2001. − 318 с.

32. Кроль В. Психофизиология человека. − СПб.: Питер, 2003. − 304 с.

33. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 448 с.

34. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. − СПб.: Питер, 2006. − 320 с.

35. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд. − М.: Академия, 2004. − 544 с.

36. Никандров В. В. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. − СПб.: Речь, 2003. − 480 с.

37. Узнадце Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Чомахидзе Е. Ш. Под ред. Имедадзе И. В. − М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

38. Франкл В. Доктор и душа. − М.: Прогресс, 1990. − 368 с.

39. Франкл В. Человек в поисках смысла. Общ. ред. к. п. н. Гозмана Л. Я., Леонтьева Д. А. − М.: Прогресс, 1990. − 367 с.

40. Фромм Э. Иметь или быть. − М.: АСТ, 2000. − 448 с.

41. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. − М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997.

42. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989. −560 с.

43. Judge T.A., Higgins C. Affective Disposition and the Letter of Reference. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1998, Vol. 75, Issue 3, pp. 207-221.

44. Nipoda Y. Japanese Students’ Experiences of Adaptation and Acculturation of the United Kingdom // Lonner W.J., Dinnel D.L., Hayes S.A, Sattler D.N. (Eds.). Online Readings in Psychology and Culture, Unit 8, Chapter 5. Available at: http://orpc.iaccp.org/index.php?option=com_content&view=article&id=16%3Aunit8introduction&catid=13%3Aintroduction&Itemid=2

часть 1. краткий экскурс в историю психологии - student2.ru

Лист № 1

изменений рабочей программы дисциплины

«Психология»,

для рабочей программы, утвержденной «25» февраля 2010 г.

Учебный план № 032000

1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

2. Раздел VIII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дополнить п.п 8.1 Рекомендуемая литература

8.1.1 Основная литература

1. Baumeister R.F., Bushman B.J. Social Psychology and Human Nature. 2nd Ed. Wadsworth, Cengage Learning, 2011.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Телятниковой Э. − М.: АСТ, 2010. − 621 с.

3. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизни без страха смерти. Пер. с англ. Петренко А. − М.: Эксмо, 2010. − 352 с.

часть 1. краткий экскурс в историю психологии - student2.ru

Психология

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.В.01.02)

направление подготовки 032000 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

часть 1. краткий экскурс в историю психологии - student2.ru

Программа дисциплины «Психология»составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 70 часов, в том числе:

Лекционные занятия – 32 часов

Контрольные мероприятия:

Рефераты:

Коллоквиумы:

контрольные работы:

другие:

Составитель (разработчик): РАЗИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА, к.и.н., доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры Документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.

© Уральский государственный университет, 2010

© Разина М.В., составление, 2010

I. ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время психология в России получает свое активное развитие и все чаще включается в учебные программы. Однако как правило студенты после курсов психологии имеют узкое представление о широте проблем, разрабатываемых психологией. Поэтому цель данного курса – ознакомление студентов с психологией как наукой многообразной и разноплановой: общая психология, возрастная психология, психофизика, социальная психология. В рамках курса рассматривается краткий экскурс в историю психологии, основы психологии памяти и психологии внимания как фундамента общей психологии, основы психофизики − вводятся понятия ощущения и восприятия, рассматриваются их свойства. В курсе кратко разобраны фундаментальные концепции возрастной психологии − теория психосоциального развития Э. Эриксона и теория развития мышления Ж. Пиаже.

В качестве базиса курса используются знания истории психологии, общей психологии, возрастной психологии, психофизики и социальной психологии. Основной акцент делается на социально-психологическом знании. Прикладное значение курса заключается в расширении представлений студентов о человеке, его природе и развитии.

Цель курса

Таким образом, цель курса видится в освоении студентом теоретических основ психологии как науки многоплановой и овладении базовыми психологическими техниками (мнемонические техники, техника активного слушания, например).

Задачи курса

Задачи определены следующим образом:

1. Заложить представления об основах психологии: развитие классических направлений психологической науки.

2. Способствовать формированию навыка распознавания психических процессов и умению интерпретировать ситуацию с психологической точки зрения.

3. Создать условия для овладения студентами базовыми психологическими техниками (например, мнемонические техники, техника активного слушания по К. Роджерсу).

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

1. Различать и определять специфику психического процесса.

2. Владеть мнемоническими техниками и техникой активного слушания (по К. Роджерсу).

3. Обладать базовыми теоретическими знаниями в области истории психологии, общей психологии, возрастной психологии, психофизики сенсорно-перцептивных процессов и социальной психологии.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание

ЧАСТЬ 1. Краткий экскурс в историю психологии

Этапы развития психологии: развитие психологии в рамках религиозных представлений до возникновения философии (сакральность и анимизм как специфика психологического знания этого времени), развитие психологии в рамках философии (несамостоятельность психологического знания, теоретизирование и отсутствие эмпирики как специфические особенности этого этапа развития психологии), экспериментальный этап.

Развитие психологии в рамках философии: Гиппократ (как основоположник дифференциально психологического подхода в псиологии), Демокрит, Платон, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

Психология как самостоятельная наука: вклад В. Вундта. Общие представления о психологических направлениях (классический бихевиоризм И.П. Павлова и Дж. Уотсона, ортодоксальный психоанализ З. Фрейда, гештальтпсихология − М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Келера; экзистенциально-гуманистическое направление − К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, В. Франкл).

Классический бихевиоризм. Общие взгляды бихевиористов на исследование человека. Законы научения Э. Торндайка (закон упражнения, закон эффекта, явление динамического стереотипа). Исследование латентного научения Э. Толмена. Оперантное научение Б.Ф. Скиннера. Прикладной аспект знаний когнитивно-поведенческого направления психологии.

Краткое описание взглядов ортодоксального психоанализа З. Фрейда.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер). Общие взгляды гештальпсихологии на человека. Фи-феномен М. Вертгеймера. Понятие «инсайта» В. Келера.

Экзистениально-гуманистическое направление. Краткое описание общих взглядов данного направления на человека.

Развитие отечественной психологии. Развитие отечественной психологии в лоне мировой до 1936 года. Идеологические удары по психологии 1936 и 1939-1941 годов. Возвращение отечественной психологии в лоно мировой психологии.

Современный этап развития психологии, методы психологии. Краткое описание методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Организационные методы, эмпирические методы, методы обработки результатов, интерпретационные методы. Лабораторный и естественный эксперименты как основные методы психологической науки.

Наши рекомендации