Схема ползания на четвереньках

Значение ползания на четвереньках сложно переоценить. Именно в этом положении у ребенка формируются навыки опоры на прямые руки, укрепляются мышцы спины, формируется способность к поочередным движениям конечностей. В результате этого идет активная подготовка к стоянию и ходьбе. Кто-то может возразить, что есть дети, научившиеся ходить, не умея ползать. Это действительно так, однако, по моим наблюдениям, дети, миновавшие по каким бы то ни было причинам схему ползания, проблемы ортопедии и неврологии первого года переносят на все ближайшие годы. Часть задач, относящихся к ползанию, перечислены выше. Сюда же можно добавить влияние правильной схемы ползания на динамику внутричерепного давления, степень натяжения твердой мозговой оболочки, правильное развитие плечевого и тазобедренного суставов за счет улучшения кровоснабжения тканей самого сустава, механическому растяжению капсулы сустава, правильному формированию изгибов позвоночника. В итоге, природа все равно берет свое: такие малыши самостоятельно учатся ползать, уже умея ходить (правда очень короткий период, не достаточный для достижения результата). Кроме этого, по последним исследованиям детских психологов, у детей, «пропустивших» этап четверенек, могут отмечаться нарушения развития речи и мелкой моторики. Нередко родители мотивируют свой отказ пускать ребенка на пол тем, что пол холодный, теснотой в квартире, наличием домашних животных. Но ползание на четвереньках - слишком важный этап развития ребенка, чтобы пренебрегать им. Японский целитель Ниши отзывался так: «если Вы не ползали в младенчестве, Вам придется ползать всю оставшуюся жизнь…». Развитие правильной схемы ползания возможно при наличии нескольких факторов: А) Соответствие мышечного тонуса, силы мышц в данный момент времени к возрасту формирования схемы ползания. То есть если ребенок достиг возраста 7-8 месяцев, то это не значит, что его мышечный тонус соответствует возможности формирования этого навыка. Б) Наличие мотивации у ребенка достичь той или иной цели. То есть если и мышечный тонус и сила соответствуют схеме, но нет мотивации к движению (двигательная инертность), то, обычно родители говорят: "...он у нас ленивый". Так бывает, но значительно реже. Когда пункт А совпадает с пунктом Б - это вариант идеальный. Когда присутствует пункт Б, но пункт А отстает, то появляются разные извращенные схемы перемещения ребенка в пространстве: а) перемещение катками (встречается когда у ребенка высокий тонус длинных мышц спины, передних мышц бедра, слабые руки, слабые и жёсткие задние мышцы шеи); б) перемещение по-пластунски (встречается когда у ребенка слабые руки, жёсткие ягодичные и пояснично - крестцовые мышцы, несформированные под партер тазобедренные суставы); в) перемещение в партере назад (встречается при жёстких руках и частичной блокировке в плечевых суставах при движении сзади наперед; г) перемещение в положении сидя (встречается тогда, когда ребенка, не умеющего вставать в партер, начинают рано высаживать. Когда мотивация к движению созревает некоторые из положения сидя на попе переходят в партер и развивают правильную схему ползания, а некоторые начинают прыгать на этой попе, как зайцы (потому, что так проще).

Существует крылатое выражение, рожденное жизнью: "чем труднее ребенку дается ползание, тем нужнее оно ему". Почему так? Глядя на ползающего (Слава Богу!) ребенка люди не задумываются над самим механизмом этого ползания, над теми процессами в тканях и органах и системах органов, идущих в результате правильного ползания на четвереньках ( в партере). Что бы понять хотя бы поверхностно эти процессы. разобьем схему ползания на фазы. Первая фаза - стояние в партере. Что бы осуществить это стояние, ребенок должен равномерно распределить вес тела на опорные передние руки и задние ноги (опора на коленки). При этом он удерживает голову на весу в умеренном разгибании. Для этого у него должные быть достаточно сильные руки, сильные и мягкие задние мышцы шеи ( именно мягкие, ибо жёсткие не дадут поднять и удержать голову, а чем выше поднята голова, тем легче стоять на четвереньках), мягкие передние мышцы бедра и мягкие (но не слабые) длинные мышцы спины. Если чего-то одного нет, стояние в партере невозможно. Вторая фаза - раскачивание в партере. Для этого необходимо: наличие первой фазы, а к ней еще адекватную растяжимость мышц спины и передних мышц бедра в разные фазы раскачивания (иначе ребенок нырнет вперед или выбросит ноги назад) и адекватную координацию туловища в пространстве (иначе или нырнет вперед-назад или завалится вправо-влево). Координация туловища в такой позе возможна при относительно симметричном тонусе мышц шеи и спины справа и слева и при адекватной работе мозжечка (функция равновесия в пространстве). Третья фаза - собственно поступательное перемещение в партере вперед. Чаще всего перемещение осуществляется "крест-накрест", т.е. "правая рука-левая нога". Для осуществления этого необходимо наличие первой и второй фазы , а также той самой мотивации, т.е. субъективного желания достичь цели (стимулятора). При правильном движении в партере происходит нормализация разной степени натяжения мышц шеи, спины, таза, нормализация натяжения твердой мозговой оболочки (механизм до конца не ясен) и, как следствие, нормализация венозного оттока, артериального притока в бассейнах сосудов черепа, нормализации ликвороциркуляции. Многие неврологи подметили такую особенность, что даже если не лечить медикаментозно выраженное накопление жидкости под оболочками мозга, то во втором полугодии происходит постепенная нормализация размеров на нейросонографии. Да. это так, но только после развития схемы правильного ползания в партере.

Если вот так все разобрать то отсутствие в какой-либо фазе какого-либо компонента не позволяет развить правильную схему или уводит ребенка на путь формирования порочной схемы. Теперь понятно, что при решении всех этих фаз решаются вопросы неврологии и психоневрологии у детей, создания правильной мотивации к движению и достижению цели.

Наши рекомендации