Привязанность как импринтинг.

Боулби считал, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных. Импринтинг, по Боулби, — это процесс, посредством которого живые существа усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты.
Данный процесс можно наблюдать и у людей, хотя он развивается намного медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно следовать за объектами, перемещаясь с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т. д. — все это помогает удерживать людей рядом. Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На данном этапе они начинают бояться незнакомцев и, научившись ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование.

На примере интернатской депривации в детских домах Боулби показал, что, вследствие отсутствия импринтов привязанности и любви в соответствующий период (до 8 – 9 месяцев), формируются импринты «отчужденности» часто с необратимыми эффектами на всю жизнь — неспособностью многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов "личностями, лишенными любви"; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся не способными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения (Bowlby, 1953). Возможно, эти люди в детстве были лишены возможности выработать импринтинг на какую-либо человеческую фигуру — установить отношения любви с другим человеком. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Коснувшись немного теории, перейду к практике и "живым" наблюдениям из жизни. Я начал тему о И. и привязанности не случайно, ибо эти факторы, так мало изученные, имеют большое значение в повседневной практике врача-педиатра, занимающегося методами физической реабилитации детей первого года жизни (массаж, лечебная физкультура, остеопатия). Я считаю, что элементы И. имеют место в течении всего первого года жизни ребенка, постепенно, в дальнейшем, перерастая в логические схемы, позволяющие адаптироваться среди взрослых людей, позволяющие дифференцированно относиться к "своим" и "чужим" взрослым. Начиная работать с ребенком специалист прежде всего налаживает психологический контакт с ребенком, особенно если это ребенок второго полугодия. Вот тут то и проявляются разные стороны импринтинга.

1. Формирование негативного стереотипа на чужого человека.Ребенок первых трех месяцев жизни имеет, как сказано выше, неразборчивую реакцию на незнакомых людей и чаще всего отвечает комплексом оживления в ответ на ласковое обращение. В этот возрастной период ребенок еще не мыслит логическими схемами и ориентируется на образ представшего перед ним человека. Считывание образа идет с первых минут непосредственного контакта. Результатом считывания является позитивное приятие чужого человека ( в большинстве случаев) и ответная реакция в виде комплекса оживления (улыбка, позитивные звуки, усиление двигательной активности. В некоторых случаях (много реже) возникает неприятие образа чужого человека. Чаще всего это возникает из-за чересчур агрессивного ( с точки зрения ребенка) поведения взрослого (активные эмоции, яркая косметика, контрастные цвета одежды, активные, но чужие запахи). Правда очень редко, но бывает «абсолютное неприятие» или «абсолютный негативизм» к чужому человеку («кто не свой – тот чужой»). Неприятие сопровождается резко негативной эмоцией в виде плача, часто с развитием "следовой реакции"(долго не может успокоиться, даже после окончания действия раздражителя). При повторном (через день или несколько) появлении раздражителя в поле зрения ребенка вновь возникает негативная реакция в виде плача. Не совсем согласен, что формирование И. в такой ситуации необратимо. Негативный образ можно стереть из памяти ребенка и заменить на позитивный. Для этого надо поменять структуру образа: изменить одежду, если можно - прическу, изменить комнату (перейти в другую), поверхность для работы. То есть, если в сознании ребенка сформировался негативный стереотип, то участниками этого стереотипа могут являться и главный раздражитель (незнакомый взрослый) и окружающая обстановка и даже однотипность начала работы с ребенком (например, если всегда начинать работать с ребенком с расслабления ног). При повторном помещении ребенка в обстановку, которая некоторое время назад (сутки-двое-трое) вызвала негативную реакцию, часто даже не нужно наличие раздражителя (чужого человека), что бы вызвать плач. Ребенку достаточно, например, лежа на спине увидеть над собой люстру, на которую он смотрел в первый раз и плакал.

2. Формирование негативного стереотипа на конкретную обстановку.Довольно часто слышу от родителей такую историю: вот уже три недели не можем нормально искупать ребенка, орет, как «резанный». Начинаешь пытать с пристрастием и выясняешь, что три недели назад во время купания возникли неприятные для ребенка моменты: попала вода на лицо (горячая\холодная), родители случайно уронили ребенка в воду и он погрузился с головой, опустили в слишком горячую\холодную воду). С этого момента ребенок и «разлюбил» воду, так как сформировался негативный образ места, главным компонентом которого явилась вода. Родители обычно не могут объяснить этот феномен, так как надо посмотреть на проблему именно со стороны ребенка, а не со стороны родителя (взрослого). Что бы ребенок снова «полюбил» купаться надо сделать элеменетарную вещь – поменять образ. Например, если перед опусканием в воду, ребенка раздевали в ванной комнате (стиральная машина), то можно раздеть и в комнате и уже раздетым принести в ванную. Если ребенка опускали в воду с правой стороны ванны (одна конфигурация потолка), то можно опустить с левой стороны (другая конфигурация потолка). Да и вообще можно погрузить в воду животом, а не спиной. Или погрузить, завернув в пеленку. Если, обычно, в воду опускала мама, то можно доверить это и папе. Вариантов смены стереотипного образа масса, надо только проявить нестандартный подход к ситуации.

3. Перекрестное формирование негативного стереотипа на действие в конкретной обстановке. Сразу приведу пример из жизни. Все специалисты, кто работает с детьми, знают, что самыми сложными днями курса являются первые два-три дня, потому что именно в эти дни ребенок формирует (или не формирует) негативный стереотип на конкретную физнагрузку. То есть в первый день даже позитивно настроенный ребенок воспринимает нагрузку как игру, но по мере увеличения нагрузки или ввода неприятных для него упражнений, ребенок может начать негативно реагировать. Негатив может нарастать постепенно, достигая максимума к середине курса. Такое нарастание негатива может быть связано с элементами психологической незрелости, которая сопровождается быстрой истощаемостью положительной эмоции и переходом в отрицательную эмоцию. Здесь речь идет о детях первого полугодия первого года. Выход из ситуации - постепенное приучение ребенка к физнагрузке, постепенный ввод "агрессивных" упражнений, требующих затрат энергии. Следствием является постепенная адаптация ребенка к физнагрузке. Главное, что бы после окончания курса родители не переставали (в известной степени) нагружать ребенка, не погружали его вновь в "тепличные" условия. Если вести речь о детях второго полугодия первого года, то негативный стереотип на действие может появится из-за элементарного стеснения свобод. Мы же желаем нахождения ребенка на одном месте как минимум около получаса, а нормальный ребенок выдерживает одну позицию 2-3 минуты и далее ему "надоедает" и " он пытается уйти", так как уже умеет переворачиваться и уползать. Здесь-то при удержании ребенка и может возникнуть негатив, сопровождаемый эмоциями разного типа. Выход из такой ситуации - правильное построение плана работы (что бы ребенок как можно дольше воспринимал действия за игру), адекватное участие одного из родителей (участие его в процессе игры-отвлечения). Не могу не заметить, что самый отрицательный момент в работе с ребенком - это когда ребенок начинает хныкать, а родитель (как правило мама) просто сидит и молчит и никак не догадается, что надо либо отвлечь ребенка (грамотно, а не "чё ты, чё ты?") или незаметно исчезнуть из поля зрения, ибо ребенок естественно будет "убегать" к ней. В этой ситуации очень часто выгодно работать с ребенком "один на один" без присутствия родителей. Надо понимать, что физическая нагрузка (особенно для нетренированного ребенка) почти всегда сопровождается элементом негатива. Поэтому так важно проводить занятия в одинаковой психологической обстановке (например: ребенок-инструктор-мама(папа)). Но это работает не всегда. Как я уже говорил выше. бываю дни (праздники/выходные), когда добавляются "зрители" (папа/бабушки и т.д.). В эти дни ребенок бывает более нервный и не только из-за "сбитого" режима дня, а из-за присутствия людей, не входящих в "тройку". Почему? Ну, скажем, папа/бабушка видят ребенка редко и любят в основном носить ребенка на руках. Увидев их, малыш теряет контроль и пытается уйти к человеку, создающему ему более психологически комфортные условия (и это не всегда бывает мама). Вот почему хочется сказать: "Господа, работа с ребенком - это не театр, это сложная психологическая ситуация, поймите правильно...и не мешайте".

4. Формирование негативного ответа на конкретную двигательную схему.Скажу прямо - встречается нечасто, но бывает. В основном формирование негатива идет на две схемы движения - ползание и ходьба. 1) Ползание в партере (четвереньки) вызывает негатив со стороны ребенка из- за неготовности последнего к формированию этой схемы, из-за нерастянутости мышц, обеспечивающих стояние в партере. Поэтому могут возникать неприятные ощущения в мышцах и формирование негативного стереотипа. 2) Ходьба. Негативный стереотип на ходьбу возникает еще реже и связан в основном с получением ребенком какой либо травмы (падение). Это сопровождается негативной эмоцией и закрепляется в стереотип. Часто после этого возникает возврат к прежней двигательной схеме ( ползание, перемещение на коленях). Ребенок просто боится ходить, но через некоторое время стереотип проходит. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Наши рекомендации