Общение и речевая деятельность

Понятие «общение». Подходы к изучению общения в отечественной психологии. Основные аспекты изучения общения. Структура общения. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Психологическая характеристика общения.Функции общения (эмотивная, информационная, контактная, побудительная и др.). Виды общения (по содержанию, по цели, по форме, по продолжительности, по форме отношений, по характеру участников).

Общение как познание людьми друг друга. Понятие социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция. Стереотипизация ее виды и функции. Барьеры общения.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Функции речи: воздействия, сообщения, выражения, обозначения. Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

Внутренняя речь и ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речевая деятельность и письменная речь. Понимание устной и письменной речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека.

Особенности речевого поведения педагога. Требования к речи педагога.

Раздел 4. Основы социальной психологии

Психология группы

Группа как социально-психологический феномен. Виды групп: большие и малые, формальные и неформальные, условные и реальные, референтные, нереферентные и антиреферентные.

Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация (просоциальная, асоциальная), корпорация (просоциальная, асоциальная), коллектив. Основные особенности зрелого коллектива.

Малая группа и ее структурная организация. Психологическая структура малой группы: композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений. Социометрическая структура малой группы: определение и основные параметры анализа.

Генезис и развитие малой группы, формирование межличностных отношений в малой группе. Объективные и субъективные детерминанты возникновения и воспроизводства малой группы как социально-психологического феномена. Социально-организационные предпосылки возникновения групп. Критерии эффективности малых групп. Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе как показатели эффективности.

Личность в системе межличностных отношений

Структура власти малой социальной группы: определение и психологическая природа. Характеристики, отражающие положение личности в группе: «позиция», «социальный статус», «социальная роль», «групповые ожидания (экспектации)» и «внутренняя установка».

Общая характеристика феномена внутригруппового лидерства. Определение понятий «лидер», «руководитель», «лидерство», «руководство». Основные функции лидера и руководителя в коллективе. Классификации лидеров. Индивидуальная характеристика лидера. Основные психологические факторы, определяющие меру авторитетности руководителя. Стиль руководства (управления) коллективом. Сравнительная характеристика основных стилей руководства.

Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, коллективистическое самоопределение, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Социально-психологический климат в группе. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата.

Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность). Общая характеристика социометрической методики: возможности и ограничения.

Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликтов.

Наши рекомендации