Семинар как взаимодействие и общение участников

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму). Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения (схема 1).

Семинар как взаимодействие и общение участников - student2.ru

Схема 1. Групповая форма организации общения студентов на семинаре

Недостатки такой организациисостоят в следующем.

1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.

2. Нет сотрудничества и взаимопомощи.

3. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.

4. Нет личностного включения студентов в учебную деятель­ность.

5. Сковывается интеллектуальная активность студентов.

6. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению, взаимодействию.

7. Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой.

8. Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму.

9. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.

Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

Поиски адекватных форм привели к коллективной формеорганизации семинарского занятия по принципу «круглого стола»

Студенты

Семинар как взаимодействие и общение участников - student2.ru

Схема 2 Коллективная форма организации общения студентов на семинаре-дискуссии

Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве. На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию. Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуется на семинаре-дискуссии. Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины.

Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументирование возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры», В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т. д. в зависимости от того, какой материал обсуждается:

  1. Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т. д.
  2. Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т. е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.
  3. Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т. д.
  4. Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.
  5. Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т. д.

Функции психолога и эксперта пересекаются.

Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю.

Преподаватель должен:

  1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.
  2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.
  3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.
  4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.
  5. Руководить работой семинара.
  6. Подводить общий итог дискуссии.

Существует особая форма семинарских занятий — семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса.

В начале семинара по предложению преподавателя обучающиеся образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты (слушатели) обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты-подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

Критерии оценки семинарского занятия

1. Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

2. Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

3. Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

4. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

5. Отношения «преподаватель - студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

6. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

7. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

8. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

Приложение 4

Наши рекомендации