Коммуникативная компетентность

И коммуникативная культура

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает в себя некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процессов общения (рис. 8).

В основе коммуникативной компетентности лежат не только владение сложными коммуникативными умениями и навыками, знание культурных норм и этикета в сфере общения, ориентация в коммуникативных средствах, освоенный ролевой репертуар в профессиональных рамках, но и особенности личности индивида в целом.

Во многом приобретение коммуникативной компетентности зависит от жизненного опыта, общей эрудиции человека. Эти источники имеют для личности различную субъективную значимость. Для совершенствования своего коммуникативного опыта человеку необходимо осознавать и оценивать свое поведение в разных ситуациях, оптимально используя при этом существующие

Представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях  
Это комплекс действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющей ей творчески использовать коммуникативные знания  
Это автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующие быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций  
Коммуникативные знания  
Коммуникативная компетентность  
Коммуникативные умения  
Коммуникативные навыки  
личностные ресурсы.

Рис. 8. Коммуникативная компетентность

По форме и содержанию коммуникативная компетентность человека непосредственно соотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей.

Рассмотрим признаки, которые характеризуют людей с высокой коммуникативной компетентностью. К ним относятся:

§ быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

§ стремление понять другого человека в контексте требований кон-

кретной ситуации;

§ установка в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояний и возможностей;

§ уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в

ситуацию;

§ владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в

общении или передать ее партнеру;

§ умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позици-

ях, устанавливая и поддерживая требуемые деловые контакты независимо от сложившихся отношений, а иногда и вопреки;

§ знание использование культурных норм и ограничений в деловом общении.

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно в деловой сфере, позволяющие устанавливать деловой контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта ряда личностных качеств (рис. 9).

Умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других    
Способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений  
Уважение, симпатия, умение понимать людей, даже не одобряя их поступки, готовность поддерживать других    
Способность быть самим собой в контактах с другими людьми    
Эмпатия  
Доброжелательность  
Аутентичность  
Качества личности, определяющие высокий уровень коммуникативной культуры  
Конкретность  
Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы    
Инициативность  
Способность устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не ждать, когда другие начнут что-то делать    
Открытость  
Готовность открывать другим свой внутренний мир твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, дружелюбие    
Принятие чувства  




Рис. 9. Качества личности, определяющие высокий уровень

коммуникативной культуры

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено прежде всего на развитие социально-психологических умений. Социально-психологические умения позволяют человеку:

§ психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

§ поддерживать общение, стимулировать активность партнера;

§ психологически точно определять «точку» завершения общения;

§ максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

§ прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

§ психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;

§ овладевать инициативой в общении и удерживать ее;

§ провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

§ преодолевать психологические барьеры в общении;

§ снимать излишнее напряжение;

§ психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

§ адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

§ мобилизоваться для достижения поставленной коммуникативной задачи.

Наши рекомендации