Малая группа и ее структурная организация
Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в психологии.
Малая социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Группа как самостоятельный субъект деятельности может быть рассмотрена с точки зрения своих свойств, процессов и структур. Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы, – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положение человека в группе.
К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы; а к характеристикам, определяющим положение человека в группе, – система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.
Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.
Структура малой группы рассматривается в зависимости от функций, которые выполняют ее отдельные члены, а также межличностных отношений в ней.
Психологическая структура малой группы включает такие подструктуры, как композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений (рис. 3).
Структура малой группы |
Композиционная подструктура |
Социометрическая подструктура |
Коммуникативная подструктура |
Подструктура функциональных отношений |
Совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого |
Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных отношений, т.е. система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы |
Совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой |
Система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу (руководство и лидерство в группе) |
Рис. 3. Структура малой группы
Композиционная подструктура малой группы – это совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Необходимо принимать во внимание количество членов группы, от которого зависит функционирование в ней многих социально-психологических процессов, – таких, например, как сплочение и руководство, распределение ролей и функций ее членов и т.д.
Социометрическая подструктура (Подструктура межличностных предпочтений в малой группе) – это проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий. Они первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.
Указанный метод позволяет определить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимности. Она фиксируется и отображается социометрией в форме взаимных выборов, которым можно придавать качественные характеристики. Так, в группе у человека может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, человек будет чувствовать себя намного увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько других людей, на общение с которыми он сам не ориентирован. Также и для лидера важно не просто иметь большое | число выборов, а именно выборов взаимных. Эти показатели позволяют судить об устойчивости положения личности в малой группе. Социометрия также дает возможность выявить группы взаимного предпочтения, на основе чего можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в этих микрогруппах сосуществуют люди с различными ролями, каковы взаимоотношения между ними и т.д.
Коммуникативная подструктура малой группы –это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде, и отражающих, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
Подструктура функциональных отношений в малой группе –это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов группы играть определенную роль. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение.
Как правило, в группе выделяют:
§ социометрических «звезд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;
§ «пренебрегаемых», представителей группы, имеющих наименьшее количество выборов;
§ «изолированных», представителей группы, не имеющих выборов вообще;
§ «париев»,представителей группы, имеющих только отрицательные выборы).
Социометрический статус члена группы – величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объясняется это тем, что статус – категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. Статус вычисляется по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определенный «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение; выполняют разные обязанности и испытывают в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
Образование и развитие малой группы
Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий.
На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.
Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.
На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.
В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.
Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально-психологический климат – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
§ доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
§ доброжелательная и деловая критика;
§ свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
§ отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
§ достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
§ удовлетворенность принадлежностью к группе;
§ высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;
§ принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
§ высокая сплоченность всех членов группы.