Понятие о социальной группе.

Тема 7

ГРУППА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ГРУППЕ

Понятие о социальной группе. - student2.ru

Понятие о социальной группе. Классификация групп

Группа и ее структурная организация

Образование и развитие малой группы

Структура социальной власти в малой группе

Феномены межличностных отношений

Взаимоотношения в малой группе

Понятие о социальной группе.

Классификация групп

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис. 1).

Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).

Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общест-венную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.).

Малая группа– относительно небольшое число (от двух до нескольких десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

К особенностям малых групп относятся:

· наличие плотных межличностных связей между всеми членами группы;

· наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;

· основой формирования, как правило, являются межличностные отношения.

Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

  По размеру
  По общественному статусу
  По непосредственности взаимосвязей
Нереферентные
Условные
Реальные
Референтные
  По личностной значимости
Большие
Малые
Неформальные
Формальные
По уровню развития
Антиреферентные
Коллектив
Ассоциации
Корпорации
Диффузные группы
Низкий уровень
Высокий уровень
Виды групп

Рис. 1. Классификация групп

Неформальная (неофициальная) группа– реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий. Группы нефор-мальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.

Условная группа – объединенная по определенному признаку (харак-тер деятельности, пол, возраст и т.д.).

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников).

Референтная группа– реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке. Личность может входить в группу, нормы, ценности и поведение которой признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Индивид может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать.

Нереферентная группа – это группа, психология и поведение кото-рой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует спло-ченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальные ассоциации– это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования (например, студенческая группа в начале процесса обучения).

Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (напри-мер, группа агрессивно настроенных подростков). Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить перерождения их в антисоциальные.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями, деятельность направлена на подрыв сложившихся в нашем обществе нравственных, правовых, политических и экономических отношений и порядков. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Коллектив– группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип меж-личностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис. 2).

Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующей деятельностью
Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности
Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии
Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним
Понятие о социальной группе. - student2.ru

Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива

Малую группу только тогда можно назвать коллективом, когда она отвечает ряду весьма высоких требований:

· объединяется во имя достижения социально одобряемой цели;

· успешно справляется с возложенными на нее задачами, т.е. является эффективной в отношении основной для нее деятельности;

· в ней формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью, ценностно-ориентационным единством, социально ценным характером мотивации, здоровым социаль-но-психологическим климатом (высоким моральным уровнем, хорошими человеческими взаимоотношениями);

· создает для каждого своего члена возможность развития.

Образование и развитие малой группы

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий.

На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.

Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.

В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.

Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.

Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально-психологический климат – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

§ доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

§ доброжелательная и деловая критика;

§ свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

§ отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

§ достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;

§ удовлетворенность принадлежностью к группе;

§ высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;

§ принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;

§ высокая сплоченность всех членов группы.

Виды традиций

По содержанию: трудовые, учебные, бытовые спортивные и т.д.

По принадлежности к различным группам: общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные и т.д.

По сферам проявления: политические, моральные, художественные, правовые, религиозные.

Список рекомендуемой литературы

Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288 с.

Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 375 с.

Битянова Н.Р. Социальная психология [Текст] / Н.Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 106 с.

Кроник А.А. Психология человеческих отношений [Текст] /
А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М., Дубна: Когито-Центр, 1998. – 214 с.

Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – Кн. 2. – 512 с.

Реан А.А. Социально педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

Тема 7

ГРУППА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ГРУППЕ

Понятие о социальной группе. - student2.ru

Понятие о социальной группе. Классификация групп

Группа и ее структурная организация

Образование и развитие малой группы

Структура социальной власти в малой группе

Феномены межличностных отношений

Взаимоотношения в малой группе

Понятие о социальной группе.

Классификация групп

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис. 1).

Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).

Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общест-венную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.).

Малая группа– относительно небольшое число (от двух до нескольких десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

К особенностям малых групп относятся:

· наличие плотных межличностных связей между всеми членами группы;

· наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;

· основой формирования, как правило, являются межличностные отношения.

Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

  По размеру
  По общественному статусу
  По непосредственности взаимосвязей
Нереферентные
Условные
Реальные
Референтные
  По личностной значимости
Большие
Малые
Неформальные
Формальные
По уровню развития
Антиреферентные
Коллектив
Ассоциации
Корпорации
Диффузные группы
Низкий уровень
Высокий уровень
Виды групп

Рис. 1. Классификация групп

Неформальная (неофициальная) группа– реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий. Группы нефор-мальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.

Условная группа – объединенная по определенному признаку (харак-тер деятельности, пол, возраст и т.д.).

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников).

Референтная группа– реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке. Личность может входить в группу, нормы, ценности и поведение которой признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Индивид может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать.

Нереферентная группа – это группа, психология и поведение кото-рой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует спло-ченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальные ассоциации– это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования (например, студенческая группа в начале процесса обучения).

Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (напри-мер, группа агрессивно настроенных подростков). Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить перерождения их в антисоциальные.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями, деятельность направлена на подрыв сложившихся в нашем обществе нравственных, правовых, политических и экономических отношений и порядков. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Коллектив– группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип меж-личностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис. 2).

Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующей деятельностью
Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности
Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии
Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним
Понятие о социальной группе. - student2.ru

Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива

Малую группу только тогда можно назвать коллективом, когда она отвечает ряду весьма высоких требований:

· объединяется во имя достижения социально одобряемой цели;

· успешно справляется с возложенными на нее задачами, т.е. является эффективной в отношении основной для нее деятельности;

· в ней формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью, ценностно-ориентационным единством, социально ценным характером мотивации, здоровым социаль-но-психологическим климатом (высоким моральным уровнем, хорошими человеческими взаимоотношениями);

· создает для каждого своего члена возможность развития.

Наши рекомендации