Понятие о социальной группе.
Тема 7
ГРУППА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ГРУППЕ
Понятие о социальной группе. Классификация групп
Группа и ее структурная организация
Образование и развитие малой группы
Структура социальной власти в малой группе
Феномены межличностных отношений
Взаимоотношения в малой группе
Понятие о социальной группе.
Классификация групп
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).
Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис. 1).
Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).
Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общест-венную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.).
Малая группа– относительно небольшое число (от двух до нескольких десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
К особенностям малых групп относятся:
· наличие плотных межличностных связей между всеми членами группы;
· наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;
· основой формирования, как правило, являются межличностные отношения.
Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
По размеру |
По общественному статусу |
По непосредственности взаимосвязей |
Нереферентные |
Условные |
Реальные |
Референтные |
По личностной значимости |
Большие |
Малые |
Неформальные |
Формальные |
По уровню развития |
Антиреферентные |
Коллектив |
Ассоциации |
Корпорации |
Диффузные группы |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Виды групп |
Рис. 1. Классификация групп
Неформальная (неофициальная) группа– реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий. Группы нефор-мальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.
Условная группа – объединенная по определенному признаку (харак-тер деятельности, пол, возраст и т.д.).
Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников).
Референтная группа– реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке. Личность может входить в группу, нормы, ценности и поведение которой признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Индивид может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать.
Нереферентная группа – это группа, психология и поведение кото-рой чужды или безразличны для человека.
Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.
Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует спло-ченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.
Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.
Просоциальные ассоциации– это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования (например, студенческая группа в начале процесса обучения).
Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (напри-мер, группа агрессивно настроенных подростков). Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить перерождения их в антисоциальные.
Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).
Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями, деятельность направлена на подрыв сложившихся в нашем обществе нравственных, правовых, политических и экономических отношений и порядков. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.
Коллектив– группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип меж-личностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис. 2).
Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующей деятельностью |
Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности |
Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии |
Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции |
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним |
Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива
Малую группу только тогда можно назвать коллективом, когда она отвечает ряду весьма высоких требований:
· объединяется во имя достижения социально одобряемой цели;
· успешно справляется с возложенными на нее задачами, т.е. является эффективной в отношении основной для нее деятельности;
· в ней формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью, ценностно-ориентационным единством, социально ценным характером мотивации, здоровым социаль-но-психологическим климатом (высоким моральным уровнем, хорошими человеческими взаимоотношениями);
· создает для каждого своего члена возможность развития.
Образование и развитие малой группы
Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий.
На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.
Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.
На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.
В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.
Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально-психологический климат – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
§ доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
§ доброжелательная и деловая критика;
§ свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
§ отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
§ достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
§ удовлетворенность принадлежностью к группе;
§ высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;
§ принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
§ высокая сплоченность всех членов группы.
Виды традиций
По содержанию: трудовые, учебные, бытовые спортивные и т.д.
По принадлежности к различным группам: общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные и т.д.
По сферам проявления: политические, моральные, художественные, правовые, религиозные.
Список рекомендуемой литературы
Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288 с.
Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 375 с.
Битянова Н.Р. Социальная психология [Текст] / Н.Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 106 с.
Кроник А.А. Психология человеческих отношений [Текст] /
А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М., Дубна: Когито-Центр, 1998. – 214 с.
Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – Кн. 2. – 512 с.
Реан А.А. Социально педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
Тема 7
ГРУППА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ГРУППЕ
Понятие о социальной группе. Классификация групп
Группа и ее структурная организация
Образование и развитие малой группы
Структура социальной власти в малой группе
Феномены межличностных отношений
Взаимоотношения в малой группе
Понятие о социальной группе.
Классификация групп
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).
Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис. 1).
Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).
Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общест-венную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.).
Малая группа– относительно небольшое число (от двух до нескольких десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
К особенностям малых групп относятся:
· наличие плотных межличностных связей между всеми членами группы;
· наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;
· основой формирования, как правило, являются межличностные отношения.
Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
По размеру |
По общественному статусу |
По непосредственности взаимосвязей |
Нереферентные |
Условные |
Реальные |
Референтные |
По личностной значимости |
Большие |
Малые |
Неформальные |
Формальные |
По уровню развития |
Антиреферентные |
Коллектив |
Ассоциации |
Корпорации |
Диффузные группы |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Виды групп |
Рис. 1. Классификация групп
Неформальная (неофициальная) группа– реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий. Группы нефор-мальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.
Условная группа – объединенная по определенному признаку (харак-тер деятельности, пол, возраст и т.д.).
Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников).
Референтная группа– реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке. Личность может входить в группу, нормы, ценности и поведение которой признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Индивид может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать.
Нереферентная группа – это группа, психология и поведение кото-рой чужды или безразличны для человека.
Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.
Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует спло-ченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.
Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.
Просоциальные ассоциации– это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования (например, студенческая группа в начале процесса обучения).
Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (напри-мер, группа агрессивно настроенных подростков). Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить перерождения их в антисоциальные.
Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).
Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями, деятельность направлена на подрыв сложившихся в нашем обществе нравственных, правовых, политических и экономических отношений и порядков. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.
Коллектив– группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип меж-личностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис. 2).
Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующей деятельностью |
Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности |
Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии |
Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции |
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним |
Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива
Малую группу только тогда можно назвать коллективом, когда она отвечает ряду весьма высоких требований:
· объединяется во имя достижения социально одобряемой цели;
· успешно справляется с возложенными на нее задачами, т.е. является эффективной в отношении основной для нее деятельности;
· в ней формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью, ценностно-ориентационным единством, социально ценным характером мотивации, здоровым социаль-но-психологическим климатом (высоким моральным уровнем, хорошими человеческими взаимоотношениями);
· создает для каждого своего члена возможность развития.