Коррекция социальных страхов

Дети, подверженные этим страхам, привыкли проявлять социально желательное поведение; у них сформировался внутренний запрет не только на проявление, но и на чувствование гнева. Они убеждены, что никогда и ни на кого не злятся и не умеют проявлять агрессивные реакции даже тогда, когда это действительно необходимо. Поэтому на первом этапе работы необходимо помочь детям проявить свои истинные чувства, в особенности — гнев и страх.

Дети этой категории всячески стремятся получить одобрение взрослых, обычно они послушны и стараются не нарушать правил поведения. Это приводит к некоторому мышечному напряжению, они теряют спонтанность. Для того чтобы расширить их поведенческий опыт, необходимо преподать им урок «антиповедения». На втором этапе работы детям предлагают выступить в роли непослушных, невоспитанных учеников.

Эти дети часто находятся под сильным влиянием значимых взрослых и не видят разницы между своими желаниями и желаниями родителей, точнее, принимают желания родителей за свои собственные. Поэтому третий этап должен быть посвящен осознанию детьми мотивов своего поведения («Я делаю, потому что хочу того сам» или «Я делаю, потому что этого от меня хотят другие»), расширению сферы самостоятельности.

Для того чтобы выйти из-под влияния родителей, ребенок должен обладать достаточно сильным Я. Четвертый этап предполагает усиление Я ребенка.

На коррекционных занятиях дети, испытывающие социальные страхи, с трудом выполняют задания, требующие действий, не соответствующих традиционным правилам, например встать на стол, выбирают себе только хорошие роли и правильные линии поведения, могут сопротивляться тактильным контактам или воспринимать их с осторожностью. Во время первых встреч проявляют интерес к ведению протокола, иногда просят не записывать, для них важно, кто будет читать протокол или рассматривать их рисунки.

Слава, 10 лет.

В конце первой встречи с психологом рассказывает страшный сон о том, как его чуть не втянула в себя черная туча. Затем продолжает:

— Когда я проснулся, мне кто-то как будто сказал: «Не злись и не будь злопамятным, чтобы с тобой не случилось то, что тебе приснилось».

Задания, помогающие ребенку выразить свои чувства

ПРОЯВЛЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЧУВСТВ

«Люблю наоборот »

Взрослый и ребенок перебрасываются мячом со словами: «Я — имя — люблю». Например: «Я — Женя — люблю рисовать». Через некоторое время каждый превращается в свою противоположность и заканчивает это предложение, используя какие-либо «нехорошие» слова, например «Я — Янеж — люблю плеваться, ругать учительницу и т. п.».

«Каракули » (В.Оклендер)

Ведущий и ребенок сначала рисуют рукой каракули в воздухе, затем на спинах друг у друга, потом на бумаге. По рисунку ребенок сочиняет рассказ.

Алина, 8 лет.

— Жил в Африке попугай. Он был очень завистливый. Завидовал всем, потому что был маленький, а остальные — высокие. И тогда попугай пошел к волшебной сове за советом. Он пожаловался на свою маленькую судьбу, И сова ему сказала, что может превратить его в того, в кого он захочет. Попугай был в затруднении и пошел искать, в кого бы ему превратиться. Он увидел жирафа и спросил: «Хорошо быть высоким жирафом?» — «Да, хорошо». И попугай попросил сову превратить его в жирафа. Но он по-прежнему чирикал, как попугай. Пришел он к жирафам и начал хвастаться: «Посмотрите, вот я какой». Но жирафы не приняли его играть и посмеялись над ним. Попугай опять пошел к сове и попросил превратить его обратно в попугая. На это сова ответила: «Хорошо, но при условии, что ты не будешь таким завистливым, а будешь милым и хорошим». Попугай согласился и стал хорошим и перестал всем завидовать!

«Чувство — ситуация »

Ребенок и ведущий по очереди загадывают и изображают друг другу то или иное чувство. Затем отгадывают его и называют ситуацию, в которой оно чаще всего проявляется.

Ира, 9 лет.

Отгадывает задуманное ведущим чувство страха и называет ситуацию: — Ты боишься неправильно решить задачу или плохо выполнить контрольную работу.

«Свободное рисование »

Аня, 8 лет (переживает отсутствие отца).

Девочка рисует и комментирует свои рисунки.

На первой встрече с психологом:

«Я — воробей. Хочу мошек. Хочу гусениц. Обычно летаю. Если будешь неправильно лететь, упадешь и разобьешься».

На второй встрече: «Это белка или лиса. Нет, лиса. Потому что я ее лучше рисую. Это лиса-мама, а это лисенок. Лисенок смотрит наверх, на ворону, которая собирается улетать. Ворона могла быть похожей на учительницу. Лисенок не любит ворону, потому что она ночью мешает ему спать. А днем надо на охоту идти, а… он не хочет».

На третьей встрече: Собака гоняется за белкой: «Я убежала от своего хозяина, и чтобы меня не ругали, я им лучше белку принесу». Следующий рисунок: «Это девочка Марина. Она поймала в лесу зайчика. У него болело горло. Он умер. Теперь Марине снится про зайчика. У меня тоже был сон в детстве, только не записывайте. Из дивана выскочили собаки».

На пятой встрече: «Это сказка „Колобок“. Только она будет с внучкой. Колобок лежит на окне и благодарит бабушку и дедушку за то, что они спасли его».

В процессе инсценирования этого рисунка девочка говорит: «У меня нет папы», впервые заводит разговор об отце и своем желании его иметь.

Лиза, 8 лет (выраженное вытеснение гнева в отношении родителей, стремление к первенству, имеет старшего брата, учится в престижной частной школе с большими учебными нагрузками).

— Буду рисовать клетку. Это золотая клетка. Там живет ежик иголочками вверх. Это папа. Это мама. Братик и сестричка. Папа главный. Это цирковая клетка. И ежики цирковые. Как только дети родятся, их сразу заставляют учиться. Детишки хотят, чтобы их выпустили на волю. Но как только они убегают, охранники их ловят опять. Детям надоело цирковать. Они очень устали.

«Сказка о букашке Сашке »

Упражнение описано на с. 62.

Ребенок слушает и обсуждает сказку. При этом разговор может затронуть реальные обиды ребенка на родителей.

ПРОЯВЛЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЧУВСТВ К УЧИТЕЛЮ

«Сказка о мальчике Вале »

Ребенку читают сказку, затем вместе с ним обсуждают.

Жил в одном закуренном городе мальчик Валя. Что такое закуренный город? Как, вы не знаете? Я, честно говоря, тоже не знаю. Но зато знаю, что Валя этот очень много волновался. И так сильно волновался, что чувствовал себя порой очень одиноким и не очень счастливым. Все ситуации, когда он волновался, перечислять долго да и не нужно.

Расскажу главное. Очень боялся он плохую оценку получить. Или новую тему пропустить. А уж когда контрольная, так волновался, что комок в горле вставал, пальцы вдруг деревянные делались. Вдруг не получится. Вдруг учительница домой позвонит? А мама накажет или разговаривать не будет. Или отлупит. А может быть, накричит. Из-за учительницы тоже волновался. Очень переживал, когда она сердилась на него. А когда не сердилась, тоже переживал, а вдруг рассердится? А чтобы другие люди не заметили, как Валя волнуется и переживает, он старался быть послушным и спокойным. Но становился вместо этого неуверенным. Неуверенным в себе, в своих силах, в своих «могу».

— А можно так сделать? А как нужно? А так правильно? — эти слова стали его любимыми.

А сам он стал похож на маленького старичка: неулыбчивый. Зачем так жить — думал иногда мальчик, если жить скучно, а порой очень больно.

Но вот однажды перед контрольной, волнуясь и кусая пальцы, он посмотрел на учительницу и подумал:

— Интересно, а она была когда-нибудь маленькой? Наверное, была. Любопытно, получала ли она двойки и колы? Пачкала ли колготки в грязи? Ругала ли ее мама и иногда, может быть, лупила? Наверное, она плакала, когда ее мальчишки таскали за косички. А может быть, не плакала, а давала им сдачи. Вот у нее сейчас какой громкий голос, наверное, и в детстве она как завизжит, все взрослые сбегутся.

Замечтался наш Валя, даже глаза закрыл. Вдруг чувствует, его кто-то под локоть толкает. А это учительница тетради для контрольных работ раздает.

— Скажите, Ирина Николаевна, а вы в детстве хулиганили? — вдруг выпалил Валя.

Опешила Ирина Николаевна. Рассмеялась. Даже на стол села.

— Ну, было дело. Один раз у мамы из кошелька 13 копеек вытащила. До сих пор стыдно.

А что было дальше? Придумайте сами.

«Незаконченные предложения »

Ребенку предлагают как можно интереснее закончить предложения:

«Ученики любят учителя, когда…»; «Ученики боятся учителя, когда…»; «Ученики слушают учителя, когда…»; «Ученики не слушают учителя, когда…»; «Если бы я был учителем…».

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАЧИМОГО ОПЫТА РЕБЕНКА

«Драматизация свободных рисунков »

После выполнения свободного рисунка взрослый предлагает его оживить, превратившись в главных героев рисунка. Ребенок выбирает, кто или что в его рисунке самое главное (например, ворона и воробей или трава и дерево), взрослый помогает придумать и разыграть взаимодействие между героями. Можно предложить после первой драматизации обменяться ролями и оживить картинку еще раз.

ПРОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКОМ СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ЗНАЧИМОЙ ПРОБЛЕМЕ

«Слова »

Ребенок и взрослый по очереди берут карточки, на которых написаны важные для ребенка слова. И объясняют их значение.

Марк, 8 лет (боится плохих отметок из-за сверхконтроля со стороны отца), дает такие объяснения:

— «Страх» — инопланетян боюсь. «Стыд» — сделал что-то нехорошее. Мне кажется, что меня будут ругать. «Удача» — когда деньги дают. «Успех» — получил «5». «Горе» — получил «3». Я когда получаю плохую оценку, то прячу дневник. Не хочется никого огорчать. А то папа начинает выяснять отношения. «Грусть» — это когда как-то не по себе становится, а плакать стыдно.

«Неправильный рисунок »

Ребенку предлагают нарисовать любой рисунок, но так, чтобы он был неправильным.

Анжелика, 8 лет.

— Я нарисую цветок в вазе.

— А в чем он неправильный?

— Он живет на камнях, там, где нет влаги. Поэтому в вазе будет не вода, а камни. А питается он маленькими зверюшками. Он хотел бы питаться влагой. Вот что еще хотела пририсовать — трещинки. Обычно ваза с трещинкой раскалывается, а эта нет.

«Сделай неправильный рисунок из правильного » (М. Шакирова)

Ведущий заранее готовит черно-белый рисунок, на котором изображен ребенок в обычной ситуации: на уроке, с мамой за ручку и т. п. В качестве рисунка можно использовать картинки из компьютера.

ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА

«Одень страшилку »

Ведущий заранее готовит черно-белый рисунок страшного персонажа: скелета, привидения и т. п. Их так же, как и в предыдущем упражнении, можно «достать» из компьютера. Ребенку предлагают «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает нужный ему цвет, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура страшилки. Пока он выполняет эту работу, ведущий расспрашивает его об этом персонаже, стимулирует свободный рассказ ребенка.

Миша, 6 лет (сформирован внутренний запрет на проявление агрессии в отношении значимых лиц, проявляет агрессию в отношении сверстников; на первых занятиях отказывается от любых творческих заданий).

Комментирует свою работу:

— Сделаю ему зеленое лицо.

— Как зовут твоего скелета?

— Миша. Его убили браконьеры. И он ожил. Открыл глаза.

— И что стал делать?

— И он стал всех пугать.

— Покажи, как он это делал. А громче можешь?

— Нет, стесняюсь. Пугаем громко вместе.

— Кого ты пугал?

— Людей в городе. Нет, в школе.

— Когда?

— На уроке. Зашел в дверь. И стал всех пугать. А дети испугались и выбежали из класса. А учительница тоже испугалась. А потом скелет всех побил. Доску разбил.

— На кусочки?

— На кусочки (смеется). Парты побил (смеется). Тетради порвал.

— А мама что ему делала?

— Она наругала его ремнем. А он потом извинился.

Закончив задание, попросил другого страшилку. Получает картинку-привидение. Теперь рассказывает без наводящих вопросов с начала до конца.

— Его будут звать точно так же, конечно. Там жили всякие привидения. Он вышел из замка. И его все люди стали бояться. Он зашел также в школу. И он всех там пугал. Напугал учительницу и детей. Потом пошел в магазин, тоже испугал. Потом пришла мама и наругала его ремнем по попе и сказала: «Больше не бей город. Извинись перед городом». Он сказал: «Ну ладно, извинюсь».

— Но ведь он же злился на город и не хотел извиняться.

— Но мама сказала, и он захотел.

«Страшная рука »

Ребенку предлагают положить на бумагу свою руку, обвести ее, а затем при помощи красок и пластилина превратить ее в страшную и рассказать о ней.

Артур, 6 лет.

— Эта рука живет в страшном доме и питается маленькими детьми.

— Когда?

— Утром, днем и вечером. Любит больше всего детишек.

— А откуда на ней красные пятна?

— Это мама ее так ругает. Она ее ругает ножом.

«Дорисуй страшного »

Так же, как и в предыдущем упражнении, ведущий заранее готовит черно-белый рисунок страшного персонажа: скелета, привидения и т. п.; хорошо, если фигура не дорисована, т. е. у нее отсутствуют какие-либо части. Ребенку предлагают дорисовать незавершенный рисунок.

Миша, 6 лет (неполная семья, внутренний запрет на проявление агрессии в отношении значимых лиц, агрессия в отношении сверстников, на первых занятиях отказывался от любых творческих заданий):

— Не хочу рисовать, ну ладно уж, сделаю.

— Здорово получилось А это будет кто?

— Мой папа (смеется). Я специально вам сделаю прикольный рисунок.

— Где будет жить придуманный папа?

— Там же, где и мой.

— Как он живет, чем питается?

— Он питается маленькими детьми.

— Маленькими детьми?

— Да. Маленькими детьми, костями всякими, животными, домами.

— Он какой? — Злой.

Дальше я превращаюсь в придуманного папу, и мы деремся подушками.

«Страшная маска из пластилина »

Упражнение описано на с. 91 (урок 3 «Школы пугания»).

Юра, 6 лет.

— Это злая Макута. У нее есть лазер, чтобы убивать всех, кто ей мешает. Глаза у нее разные: желтый — человеческий. Зеленый — видит кости человека. Может проверить, врет он или не врет. Когда человек обманывает, изо лба вылезает лазер. Он убивает человека за обман.

— А ты врешь сам хоть иногда?

— Если честно, я не вру.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТИННЫХ ЧУВСТВ

«Игра в куклы »

Ребенку предлагают придумать и разыграть интересный день из жизни кукольной семьи. (Необходим кукольный дом и куклы.)

Ира, 8 лет (стремление к первенству).

Выбрала для себя роль мамы, двух ассистентов назначила дочками. В роли мамы старается быть справедливой. Одна из дочек в ее игре положительная, а вторая — вечно чем-то недовольна. Играя, Ира рассказывает:

— Мама всегда ставит в пример первую дочку, а вторая ей сильно завидует. Мама ей говорит: «Никогда никому не завидуй». А вторая дочка никому не завидовала. Поэтому она и выросла такой красивой, доброй и поэтому папа взял ее замуж.

Заканчивая игру, делает неожиданный вывод:

— Нужно хорошо себя вести, особенно в приличных местах. В нашем доме не психуй. Учись на «отлично». Веди себя прилично.

Задания на расширение ролевого репертуара детей

РАСШИРЕНИЕ РОЛЕВОЙ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ. ОБЛЕГЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА

«Ролевая гимнастика »

1. Ведущий и ребенок по очереди принимают роли животных: больших и трусливых, маленьких и смелых, например смелой мышки и трусливого льва, смелого воробья и трусливого орла.

2. Ребенок учится принимать роли различных страшных персонажей, сначала с помощью нарисованного образца, затем, после некоторой тренировки он сам придумывает и изображает «страшилку», а взрослый старается угадать, кто это, и всячески побуждает ребенка проявлять агрессию от имени персонажей, т. е. произносить страшным голосом реплики: «Сейчас я вас съем» и т. п.

РАЗВИТИЕ СПОНТАННОСТИ

«Мимическая гимнастика »

Ребенок смотрит на себя в зеркало, взрослый просит его изобразить те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, презрение, любовь и т. п. (Для выполнения необходимо зеркало.)

ПРОЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ НЕЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИ (в роли плохого ученика, плохого сына или дочери)

«Плохой-хороший ученик », или «Плохой-хороший мальчик (девочка )»

Упражнение описано на с. 114.

«Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки )»

Ребенок сам выбирает, какого ребенка он будет изображать. Затем он ложится на стулья — спит, просыпается, идет в школу, возвращается, ложится спать. Ведущий помогает наполнить каждый временной отрезок содержанием, играет роли мамы, учительницы, папы и т. п. (по необходимости), стимулирует проявление агрессии.

«Школа плохих привычек »

Ведущий предлагает ребенку поиграть в школу плохих привычек. Игра начинается с того, что ребенок выбирает животных на роли директора и учителя этой школы (обычно это волк, лиса, медведь), озвучивает их. Например, директор может сказать: «Давайте поставим синяк кому-нибудь». Далее идет урок, на котором обсуждается, что такое плохие привычки. Выясняется, что плохие привычки — это поступать не так, как от тебя хотят другие. Затем ребенок с помощью взрослого называет и по возможности показывает плохие привычки, а потом рисует их.

Ира, 9 лет.

— Учитель-лиса ударяет завуча и кричит: «Директор, давайте поцелуемся и оставим синяк!»

ПОЛУЧЕНИЕ НЕЗНАКОМОГО ОПЫТА (ПРОЯВЛЕНИЕ НЕПОСЛУШАНИЯ)

«Непослушные подушки »

Взрослый рассказывает ребенку о том, что в кабинете появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например «не хочу учиться», «не буду» и т. п. Затем предлагает поиграть в такие подушки. Здесь особенно важно, чтобы такие слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

Инна, 9 лет.

Долго отказывалась произносить «непослушные» слова, потом наконец прошептала:

— Не хочу заниматься.

РАЗВИТИЕ СПОНТАННОСТИ

«Обезьянки »

Ведущий предлагает ребенку поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Затем ведущий начинает кривляться, а ребенок повторяет его движения. Потом кривляется ребенок — повторяет ведущий. Смену позиций можно провести несколько раз, при этом кривлянья осуществляются сначала только лицом, потом — лицом и телом, голосом, дыханием.

ОБЛЕГЧЕНИЕ САМОВЫРАЖЕНИЯ

«Цветной снег »

Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку снега и предложить ребенку прямо в ванночке слепить город (крепость, домик и т. п.) и раскрасить его гуашью.

Аня, Ш лет.

Девочка получает задание слепить из снега в ванночке волшебную страну. С удовольствием принимается за дело.

— Как будет называться твоя страна?

— «Страна далекого детства». Я так ее назвала, потому что хотелось бы побольше узнать о ребятах добрых, дружелюбных. Сейчас сделаю ребят. Я люблю грудничков. У нас дома есть фильм о нашем детстве с братом. Я когда смотрю его, прямо рыдаю, скучаю по детству.

— Почему?

— Мне очень нравится, когда за мной ухаживают, когда со мной заботливы.

— А сейчас не ухаживают?

— Иногда.

— А может быть, ты боишься взрослеть?

— Да. А страх взрослеть — это хорошо или плохо?

— А ты как думаешь?

— Быть взрослым трудно. Когда вырастешь, все придется делать самому.

— Но ты сейчас страдаешь оттого, что тебя заставляют все делать.

— Откуда вы знаете?

— Знаю. Посмотри: когда ты ребенок, за тобой ухаживают, но ты ничего не решаешь. Взрослые сами решают за тебя.

— Да, вот мама взрослая, а носится туда-сюда. А мне она говорит, что я должна быть на нее похожа.

— Твоя мама достойна уважения, но ты же не она. Ты будешь жить своей жизнью.

— Все равно мне хочется быть беззаботной.

Занятие прерывает звонок. Все это время она с большим удовольствием сначала лепила фигурки, потом хаотично красила снег.

ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА

«Мама и непослушный сынок »

Ведущий предлагает разыграть один день из жизни мамы и непослушного сынка (дочери).

Витя, 8 лет (сформирован абсолютный запрет на проявление агрессии).

Мальчик с удовольствием включается в игру и, разыгравшись, кричит (сыночку) из роли мамы:

— Уходи, ты балуешься! Я прогоню тебя! Не люблю тебя. Ненавижу.

РАСШИРЕНИЕ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА

«Давай все пачкать »

Ведущий просит ребенка придумать как можно больше способов испачкать школьную тетрадку (положить на нее пирожок, вытереть грязные руки). Для того чтобы придать упражнению игровой характер, взрослый и ребенок могут придумывать свои варианты по очереди. При повторении упражнения можно предложить придумать, как за 5 мин создать самый большой беспорядок в комнате, а затем нарисовать придуманное.

Задания на осознание мотивов своего поведения

«Я хочу — они хотят — я поступаю »

Взрослый задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, например «пришло время ложиться спать» или «нужно решить, в какой одежде сегодня ребенок пойдет в школу». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «я хочу», на другом — «они хотят», на третьем — «я поступаю». Ребенок поочередно стоит на каждом листе и придумывает, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, учительница), как он поступает на самом деле.

ОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКОМ ЦЕННОСТИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

«А как ты считаешь ?»

Для игры необходимо заранее напечатать на листочках бумаги различные проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста.

На обратной стороне можно написать слова: «А как ты считаешь?» Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки, читают текст и высказывают свое мнение по поводу решения проблемной ситуации.

Важно, чтобы ребенок осознал: его мнение ценно и имеет право на существование.

ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СОБСТВЕННОГО ВЫБОРА

«Я решаю — я не решаю »

Ребенок и ведущий перебрасываются мячом, заканчивая каждый по два предложения: «Я решаю сам…», «Я не решаю…».

Витя, 8 лет.

— Это трудное задание. Я не знаю, что сам решаю. Сам решаю, когда в компьютер играть. И не решаю, когда уроки делать.

— Хотел бы больше решать сам?

— Нет, хотел, чтобы говорили.

Задания на усиление Я ребенка

ОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКОМ СВОИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

«Портрет моего хорошего Я »

Заранее готовится рамка для фотографии. Ребенок вставляет в нее лист бумаги и с помощью взрослого записывает свои позитивные качества.

После занятия он уносит рамку с собой, чтобы показать ее маме.

«Конкурс хвастунов »

Взрослый предлагает соревноваться, кто лучше умеет хвастаться. Например: «Я — красивая», «А я смелая» и т. п. Взрослый подбадривает ребенка, помогая ему выиграть.

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ, ОСОЗНАНИЕ СВОИХ РЕСУРСОВ

«Я- это …»

Заранее готовятся карточки, на которых написаны слова, — имеющие позитивно окрашенное значение (любовь, праздник, радость и т. п.). Ребенок и взрослый по очереди вытаскивают по одной карточке и с использованием указанных на них слов составляют о себе предложения, например: «Я — это любовь, потому что я люблю многих и многие любят меня».

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА Я

«Пряничная куколка »

Ребенок ложится на матрасик. Взрослый «замешивает тесто», т. е. сначала поглаживает тело ребенка, а затем в тесто добавляет различные качества (по желанию ребенка) — красоту, ум и т. п. После этого взрослый приступает к лепке «куколки»: ручек, ножек, тела, головы легкими поглаживающими движениями, приговаривая при этом, какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше. Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами: «Куколка, живи!», затем предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая куколка чудесная получилась.

«Я горжусь тем , что я …»

Упражнение описано на с. 114.

«Чтение мыслей на расстоянии …»

Упражнение описано на с. 114.

«Сказка о костерчике» (Е. Могилевская)

Жил недалеко от города в лесу маленький костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили: «Так, какой-то костерчик». Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет и все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходя мимо, говорили: «Что от него толку — ни обогреть, ни осветить не может», а другие и вовсе хотели его потушить, зачем, мол, он тут горит, такой никчемный.

Горько вздыхал костерчик, поблескивая своими маленькими язычками. Иногда во сне ему снилось, что он большой красивый костер, который ярко горит и играет мощными языками пламени, освещая все вокруг. Но наступало утро, и он снова никак не мог решиться по-настоящему разгореться во всю силу. Так наступила осень, и стало в лесу очень холодно и сыро. Бежала как-то по лесу мышка в мокрой шубке. Увидел костерчик замерзшую мышку, жалко ему ее стало, но он только вздохнул: «Я бы обогрел тебя, мышка, мне очень хочется быть настоящим костром, но только я боюсь, что у меня из этого ничего не выйдет». Тут мышка спросила: «А ты хоть раз попробовал сделать что-нибудь, чтобы стать настоящим костром?» — «Нет, я не уверен, что у меня получится». «Да ты что, — сказала мышка, — я знаю одну тайну, мне ее поведала старая сова, она все знает: каждый маленький костерчик может стать настоящим костром, для этого нужно просто хоть раз попробовать!» Костерчик сжался от страха: «Вдруг потухну, если попробую», но уж очень ему хотелось стать настоящим костром, и так хотелось обогреть мышку, что он решился. Зажмурился, набрал в себя воздуха и как встрепенется! Открыл глаза и понял, что все изменилось: у него появились такие мощные языки, он стал так звонко потрескивать, и все оказалось не так страшно. Развеселился костер, разыгрался и подумал, чего же я боялся, надо было давно попробовать. Поблагодарил он мышку, которая сразу же согрелась и высушила свою шубку, и сказал, что он всегда будет рад обогреть ее.

Теперь люди видели его издалека и не верили своим глазам. Они восхищались им: «Вот какой у нас костер! Теперь мы можем греться у него сколько угодно!»

С тех пор костер светит ярко-ярко, а по вечерам рассказывает зверушкам историю о своем превращении. Он говорит так: «Никогда не бойтесь пробовать, потому что даже самый маленький костерчик может стать большим и красивым костром. Стоит лишь раз попробовать. Я-то теперь это точно знаю».

Наши рекомендации