Тренинг модификации поведения
Данная программа рассчитана на организацию коррекционной работы с агрессивными детьми. При ее организации необходимо исходить из особенностей нарушений в той или иной сфере личности ребенка, таких как нравственная нестабильность, слабая совестливость, игнорирование конвенциональных норм в сочетании со слабым самоконтролем, расторможенностью и импульсивностью, с одной стороны, я негативными эмоциональными состояниями, с другой. Более того, необходимо учитывать влияние на поведение подростков некомпетентных поступков родителей и педагогов.
Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей подростков и взаимодействия с окружающими.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
— осознание собственных потребностей;
— отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
— формирование адекватной самооценки;
— обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
— формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
Предметомкоррекции является не столько собственно агрессивное поведение детей, сколько мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты его регуляции. Поэтому техники,используемые в тренинге, в основном направлены: на обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования; обучение оценке социальных ситуаций; подкрепление торможения агрессивных стереотипов поведения; не подкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов; усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций; минимизацию тревожности.
В программе тренинга применена модельпошагового изменения агрессивного поведения:
1 шаг — «Сознавание»: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения;
2 шаг — «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о себе и собственном поведении;
3 шаг — «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение ребенка влияет на окружение;
4 шаг — «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения и его последствий;
5 шаг — «Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;
6 шаг — «Укрепление "Я"»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;
7 шаг — «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;
8 шаг — «Контроль за стимулами»: избегание стимулов, провоцирующих агрессивное поведение, или противостояние им;
9 шаг — «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение;
10 шаг — «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.
Процедура знакомства. Руководитель и члены группы делятся информацией о себе: называют имя и возраст, рассказывают о семье, родителях, друзьях, своих интересах. Тогда же оговаривается способ обращения друг к другу.
Установление правил группы. В этой части работы определяются:
а) регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота, режим работы группы);
б) групповые нормы;
в) групповые ритуалы (способ приветствия и прощания, ограничения, санкции за опоздание и нарушение групповых норм и пр.).
Регламент встреч сообщается руководителем. Групповые же ритуалы и нормы устанавливаются, во-первых, после обсуждения в группе, во-вторых, после получения, согласия большинства членов группы следовать им. Это важный момент в работе группы, так как обсуждение и принятие групповых ритуалов и норм является первым шагом в формировании у членов группы ответственности за собственные изменения, а также за изменения, происходящие в группе. В противном случае члены группы постоянно будут стремиться делегировать или перекладывать ответственность на руководителя группы. Тренер должен следить за неукоснительным соблюдением принятых правил. Обычно их несоблюдение пресекается использованием санкций и наказаний или групповым обсуждением инцидента.
При использовании санкций и наказаний всегда учитывается принцип ненасилия и уважения личностного достоинства подростков. Поэтому «наказания» используются различные. Например, прочитать стихотворение, рассказать анекдот, спеть песню, станцевать, сделать стойку на голове, выполнить серию приседаний.
Сбор информации. Для того чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков, проводится обсуждение по трем основным направлениям:
а) что не нравится и что нравится в жизни;
б) что не нравится и что нравится дома;
в) что не нравится и что нравится в школе.
При этом очень важно соблюдать последовательность обсуждения — вначале обсуждается негативный опыт, а затем позитивный. Это объясняется тем, что подростки с нарушением поведения имеют очень сильный потенциал негативного опыта взаимодействия с окружающими: взрослыми, родителями, педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних. Обсуждение опыта дает возможность рассказать о собственных переживаниях, с одной стороны, и отреагировать негативные эмоции, с другой. Обсуждение позитивного опыта часто приводит к осознанию того, что не так все плохо, что есть люди, на которых можно положиться, которые могут оказать поддержку, которые понимают и любят.
Корректирующие психологические упражнения. Суть и содержание этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой сферах. Целевая направленность заключается в следующем:
— актуализация «Я-состояний» в прошлом, настоящем и будущем, активизация самосознания;
— актуализация «Я-мотиваций», усиление динамических процессов мотивации, активизация процессов мотивации и волевой регуляции;
— проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств;
— ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта;
— сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов;
— выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций;
— распознавание мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств;
— реконструкция позитивного опыта в прошлом через детские воспоминания и интеграция его с настоящим;
— «построение» будущего через планирование и фантазирование, интеграция его с настоящим.
Психотехнические упражнения, стимулирующие групповую динамику. Суть и содержание этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руководителем. Целевая направленность заключается в следующем:
— включение участников тренинга в групповой процесс, оптимизация интеграционных процессов, изучение структуры группы;
— формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки, стабилизация самооценки в эмоционально напряженных ситуациях личностно-ролевой дифференциации, оптимизация структуры группы;
— прояснение отношений между участниками группы и тренером;
— расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности;
— расширение информации о руководителе, интеграция его в групповые процессы, оптимизация взаимоотношений в системе «тренер — группа».
Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения. Целевая направленность внутригрупповой дискуссии состоит в следующем:
— формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы;
— установление соотношения позитивного и негативного в поведении;
— определение нравственной позиции членов группы;
— эмоциональный и ролевой обмен, проработка детско-родительских отношений.
Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводится к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение, что осуществимо через осознание себя и рефлексию собственного и чужого опыта. Целевая направленность межгрупповой дискуссии состоит в следующем:
— стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям;
— формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику);
— прояснение внутренней позиции, формирование навыков высказывания собственного мнения и принятия обратных связей;
— стимуляция поведенческих изменений.
Проективное рисование. Используется с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивляется эмоциональному отреагированию через вербализацию чувств.
Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для подростков, накапливался в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники «ролевого обмена» в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, так как не только позволяет «проиграть», расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моделировать, а следовательно, и модифицировать собственное поведение.
Описанный подход дает определенные положительные результаты. Однако, как показывает опыт, эффект от психотерапевтической работы существенно возрастает, когда присутствует ощутимая поддержка усилий психолога и ребенка со стороны родителей и педагогов.
Использование тренинга модификации поведения как формы индивидуально-групповой психоррекционной работы можно отнести к разряду воспитательного воздействия с целью предотвращения рецидива или, по крайней мере, уменьшения его вероятности.
В этом смысле воздействие служит для освобождения поведения от всего «старого и плохого» и обучение «новому и хорошему». Поэтому индивидуальная (групповая) психокоррекционная работа с детьми, имеющими деструктивно, асоциально направленное поведение либо негативизм, должна не предполагать отыскивание каких-то оправданий поведению в прошлом. Она должна ставить детей лицом к настоящему и будущему, добиваясь того, чтобы они воспринимали реальное в том виде, в каком оно существует, а будущее в соответствии с условиями реального мира. При этом важным является не только способность удовлетворять свои реальные потребности социально приемлемыми способами, но и нести ответственность за свои действия.
В рамках программы «Тренинг модификации поведения» дети не только начинают понимать социальные, возрастные и другие проблемы своих сверстников, но и причины своего неправильного поведения. Расширяются пределы их терпимости, снижается порог агрессивности. Дети обретают способность контролировать свои стрессовые состояния, страхи, гнев, учатся адекватно реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их совместно с группой. Помощь и поддержка от сверстников, обремененных теми же проблемами, воспринимаются эффективнее (легче и быстрее), чем наставления взрослых. В результате проработки личных проблем и разрешения трудностей общения с окружающими позитивные чувства к себе (повышение самооценки) и другим людям выражаются более спонтанно.