Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов

Цель: создание условий для успешной школьной адаптации пя­тиклассников с учетом изменяющейся социально-педагогической ситуации.

Задачи:

□просветительская — информирование педагогов о психоло­гических особенностях адаптации учащихся к пятому классу;

□психопрофилактическая — выработка системы единых пе­дагогических требований к пятиклассникам;

□ обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.

Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа).

Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели пятых классов.

Необходимые материалы: предварительные ответы на вопросы ко второй части семинара, полученные у учителей начальной шко­лы, выпустивших перешедшие в среднюю школу классы, детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся.

Обязательное условие: разработанные в ходе семинара единые педагогические требования к учащимся оформляются в виде па­мяток для пятиклассников; эти памятки первого сентября обсуж­даются и вклеиваются в дневники. Такие же памятки раздаются учителям, работающим в параллели пятых классов. В конце пер­вой четверти проводится административная проверка соблюдения учителями этих требований, о которой сами учителя предупрежда­ются сразу же на семинаре.

План семинара

1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о пси­хологических трудностях, возникающих у школьников в связи с переходом из начальной школы в среднюю. При подготовке это­го сообщения можно опираться на следующие основные поло­жения.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе воз­растает интерес к проблеме преемственности обучения при пере­ходе учащихся из начального звена в среднее. Отмечается, что сам по себе этот возрастной период не несет в себе какой-либо психо­логической или педагогической опасности. Его «проблемность» связана с тем, что на рубеже третьего (четвертого) и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения — появляются новые учителя и новые разнообразные требования, новые предметы, новые кабинеты и т. д.

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно счи­тается одной из наиболее сложных педагогических (не сугубо пси­хологических) проблем, а адаптация в пятом классе — одним из

труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисцип­линированностью, снижением самооценки, повышением школь­ной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психо­логическое сопровождение перехода в среднее звено, которое включает в себя диагностику готовности к нему, с одной стороны, и создание условий для развития необходимых качеств у детей «группы риска», с другой.

Итак, с психологической точки зрения восемь-десять лет—бла­гополучный возраст. Корни возможных трудностей, связанных с переходом в среднее звено и овладением новой социально-педагогической ситуацией, лежат в педагогической практике, порожда­ющей резкий скачок из одной системы обучения в другую.

Для успешного преодоления этой потенциально проблемной ситуации третьеклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условия учебной деятельности.

К их числу, без сомнения, относится «чувство взрослости», ко­торое проявляется и реализовывается в трех основных моментах:

1) новая личностная позиция по отношению к учебной деятель­ности (формирование собственно познавательных мотивов);

2)- новая личностная Позиция по отношению к школе (позиция субъекта внутришкольных отношений);

3) новая личностная позиция по отношению к сверстникам (социальная зрелость и конструктивность взаимоотноше­ний).

Помимо «чувства взрослости», успешность перехода в среднее звено обусловлена наличием определенной когнитивной зрелости. Прежде всего, она связана со способностью ребенка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования, логического решения мыс­лительных задач, а также использования речи как инструмента мышления.

Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во мно­гом — по духу, интересам, манере поведения — они схожи с учени­ками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объектив­ному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам.

Все учебные и внеучебные мероприятия с пятиклассниками должны строиться с учетом их «маргинального» статуса. В некото­рых случаях их можно присоединять к начальной школе (в качестве самых старших, консультантов, помощников). Иногда — включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что кон­куренции пятиклассникам не выдержать, и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельностных наблюда- телей, чем активных участников.

Задача педагогов — создать такие условия для пятиклассников, которые облегчили бы их адаптацию в средней школе. О неблаго­получии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой ос­новную характеристику нарушения школьной адаптации.

При подготовке к семинару можно воспользоваться следующей литературой:

□ Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

□ Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Василье­ва Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

□ Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. 2001. № 33. -

□ Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Во­ронеж, 1995.

□ Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррек-ционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб., 1994.

□ Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

□ Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

□ Овчарова Р. С. Работа психолога в начальной школе. М., 1993.

□ Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ни­чья» земля в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31.

□ Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35.

Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопро­вождения пятиклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе», «Школа зверей» и т. д.), проходящих про­цесс адаптации к средней школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисунков при этом, естественно, не называются).

В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.

Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возник­новения трудностей у пятиклассников — это резкое изменение тре­бований к нему по сравнению с начальной школой, а зачастую и разноголосица требований от учителя к учителю. Ставится вопрос о необходимости единых педагогических требований к пятиклас­сникам.

2. Разработка единых педагогических требований к пятиклассни­кам (Битянова М. Р., 2000). Учителям, принимающим участие в се­минаре, предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы со­гласны и были бы готовы придерживаться данного правила). На­пример:

□ Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько кле­ток?

□ Что такое «хороший ответ» у доски?

□ Что такое «хороший ответ» с места? Нужно ли при этом вста­вать?

□ Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?

□ Можно ли писать цветными ручками?

□Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

□ Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни?

□ Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литерату­ру, оценки за грамматические ошибки?

□Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопро­сом, за запасной ручкой?

□ В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

Несмотря на кажущуюся поверхностность вопросов, обсужде­ние, как правило, проходит очень остро: учителя не всегда готовы сразу поступиться собственным мнением. Готовые результаты еще

раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все. В дальнейшем они ложатся в основу «памяток», которыми снабжаются пятиклассники и их учителя. Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данной параллели.

3. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам рас­познавания тревожных детей и оказания им психологической поддер­жки. В этой части семинара педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3), иллюстрируются способы ее использова­ния, получения и интерпретации данных. Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высоко­тревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педаго­гическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами об­ратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся.

В завершении классным руководителям пятых классов предла­гается включить в первый классный час (1-го сентября) следую­щие моменты:

□ знакомство пятиклассников со школой («мини-экскурсия» по школе);

□ ознакомление пятиклассников с разработанной в рамках се­минара «памяткой», вклеивание «памятки» в дневники.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, ко­торых удалось достичь в его рамках.

Наши рекомендации