Микляева А. В., Румянцева П. В.
Микляева А. В., Румянцева П. В.
М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4
В книге подробно описаны причины и феноменология школьной тревожности, методики для диагностики тревожности (как известные, так и авторские), приведены подробные программы работы с учащимися, педагогами и родителями в контексте проблемы школьной тревожности. Книга будет полезной для психологов, педагогов, родителей.
ББК 88.8
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................9
Глава 1
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК «МИШЕНЬ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА .....................12
Общепсихологические представления о тревоге и тревожности 12
Тревога и тревожность у детей......................................................23
Психологическая специфика школьной тревожности................26
Причины школьной тревожности...........................................26
Динамика школьной тревожности.......................................... 34
Проявление школьной тревожности
в поведении учащихся.........................................................37
Глава 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ...............................................49
Глава 3
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ .......52
Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся.........................54
Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся .... 58
Проективная методика для диагностики школьной тревожности................................................61
Опросник школьной тревожности Филлипса..............................64
Шкала тревожности.......................................................................69
Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности...................................74
Метод незаконченных предложений............................................87
Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева..........................89
Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса.......................92
Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю………………………………………………….93
Глава 4
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ................................................95
Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности... 96
Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов104
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса……………………………………………………………112
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы............................................112
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......114
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей..................115
Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.................................................116
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........................116
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций...........117
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения..........................118
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..119
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....120
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников....................................................120
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.........................................121
Занятие 12. Подведение итогов..............................................122
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1)........................................................................................122
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы............................................122
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......124
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей..................................................................................125
Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности...........................................................126
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........................127
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки..............................128
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения..........................129
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..130
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....130
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.................................................131
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.......................................132
Занятие 12. Подведение итогов..............................................132
Программа занятий по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 2)………133
Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников....................................................133
Занятие 2. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью.................................................135
Занятие 3. Школьные страхи................................................. 136
Занятие 4. Школьные страхи.................................................138
Занятие 5. Школьные страхи.................................................139
Занятие 6. Агрессивность.......................................................140
Занятие 7. Агрессивность.......................................................141
Занятие 8. Принятие себя......................................................142
Занятие 9. Принятие себя......................................................144
Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта...................................................................145
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса...........146
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.......................................................................146
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......148
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей..................................................................................149
Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности.......................................................................150
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........................151
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций..................................................152
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения..........................153
Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля.............................................154
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....154
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.........................................................................155
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.........................................................156
Занятие 12. Подведение итогов.............................................156
Эффективность предлагаемых программ по работе со школьной тревожностью......................................157
Глава 5
ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ..............163
Циклы психопрофилактических классных часов......................164
«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников)...............................................165
Занятие 1. Кто такой школьник?...........................................165
Занятие 2. Школьный распорядок........................................166
Занятие 3. Школьные правила...............................................167
Занятие 4. Предметы и учителя.............................................168
Занятие 5. Наш класс.............................................................169
Занятие 6. Наша школа..........................................................170
«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)..........................................171
Занятие 1. Пятый класс: что нового?.....................................171
Занятие 2. Правила школьной жизни....................................172
Занятие 3. Наш класс.............................................................173
Занятие 4. Наши учителя.......................................................174
Занятие 5. Школьные предметы............................................175
Занятие 6. Психологическая аптечка....................................176
«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……………………………………………………………..177
Занятие 1. Что такое экзамен?...............................................177
Занятие 2. Как отвечать на экзамене.....................................177
Занятие 3. Экзаменационные оценки...................................178
Занятие 4. Экзамен и здоровье...............................................179
Занятие 5. Как готовиться к экзамену?.................................180
Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов)...............181
Занятие 1. Знакомство..........................................................181,
Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы.............182
Занятие 3. Цели обучения в старшей школе.........................182
Занятие 4. Мое время.............................................................184
Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника...............185
План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов..................................................186
Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности................................187
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов…………………………………………………………………………………… 187
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов.................................................................................................. 190
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и
одиннадцатых классов......................................................195
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ………………………………………………………………………199
Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий............................................202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................208
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................209
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................214
Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности…………………………………………………………………………………..214
Набор А...................................................................................214
Набор Б...................................................................................220
Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»...................................................................227
Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры
обработки проективного рисунка «Школа зверей»..............227
Приложение 4. Материалы к программам групповой работы
по проблеме школьной тревожности.................................... 230
1-й класс, занятие 1..............,.................................................230
1-й класс, занятие 4................................................................233
1-й класс, занятие 5................................................................234
1-й класс, занятие 11..............................................................237
1-й класс, занятие 12 (диплом достижений).........................238
5-й класс, занятие 1 (план интервью)....................................238
5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки).......... 238
5-й класс, занятие 12..............................................................239
8-й класс, занятие 3................................................................239
8-й класс, занятие 4................................................................239
8-й класс, занятие 6................................................................240
8-й класс, занятие 12..............................................................240
Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов........................................240
8-й класс, занятие 1................................................................240
8-й класс, занятие 3................................................................243
5-й класс, занятие 6................................................................244
9-й (11-й) класс, занятие 5.....................................................245
10-й класс, занятие 1..............................................................245
Введение
Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
Практика нашей работы в роли школьных психологов показывает, что с данной проблемой можно и нужно работать. В книге мы хотим поделиться своим практическим опытом, накопленным в этой области.
Первая глава, по сути, раскрывает теоретические вопросы, связанные с феноменом школьной тревожности, однако материал структурирован таким образом, чтобы сориентировать читателя в основных направлениях практической работы психолога по ее диагностике, коррекции и профилактике. Именно в такой последовательности изложен материал методического характера, содержащийся в последующих главах.
В третьей главе книги описаны разнообразные методы диагностики школьной тревожности, различающиеся по степени трудоемкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону применения. Мы понимаем, что использование всех приведенных психодиагностических методик вряд ли целесообразно в практике повседневной работы школьного психолога, однако надеемся, что читатель сможет найти несколько подходящих для себя методов фронтальной и индивидуальной диагностики.
Четвертая глава посвящена приемам психокоррекционной работы с проблемой выявленной школьной тревожности. Безусловно, любая коррекционно-развивающая работа — творческий процесс, всецело зависящий от индивидуального стиля психолога и разделяемой им теоретической парадигмы. Мы предлагаем алгоритмы работы, построенной на принципах гуманистической психологии, хотя, вероятно, данную структуру можно наполнить содержанием, близким каждому конкретному психологу. Несмотря на это, мы посчитали возможным привести наши коррекционно-развивающие программы полностью, поскольку они доказали свою эффективность. Данные об эффективности программ также представлены в главе 3.
Наконец, пятая глава содержит разработки мероприятий, направленных на профилактику школьной тревожности. Предлагаемая нами система психопрофилактики носит комплексный характер, задействуя всех субъектов учебного процесса: не только учащихся, но и их родителей и педагогов. Соответственно, в данной главе можно найти методические разработки классных часов (для учащихся), тематических родительских собраний и семинаров для учителей.
Необходимо отметить, что далеко не все предлагаемые методики, как диагностические, так и коррекционно-развивающие, являются авторскими, о чем говорят содержащиеся в тексте ссылки на использованную литературу. Мы оправдываем их включение в текст данной книги тем, что представляем свой взгляд на возможности и ограничения их использования в работе школьного психолога, подкрепленный опытом многолетней практики. Кроме того, мы считаем важным познакомить читателя с алгоритмом сочетания приведенных методов в единой системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Перед тем как перейти к дальнейшему изложению, мы хотим выразить благодарность нашим учителям, которые научили нас теории и практике психологии, нашим коллегам, друзьям и родственникам, которые поддерживали нас во время написания этой книги, а также педагогам и ученикам наших школ, без которых данная работа никогда бы не состоялась.
Глава 1
Рис. 3. Механизм «замкнутого психологического круга»
Учитывая обнаруженную В. А. Бакеевым. (1974) прямую взаимосвязь между тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», констеллирующего тревожность. Анализ механизма «замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций (Ханин Ю. Л., 1980; Костина Л. М., 2002 и др.).
Согласно «Краткому психологическому словарю» (1985), ситуация представляет собой систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызывать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» (Шапкин С. А., 1997).
Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у практикующих психологов (да и не только) не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. (Прихожан А. М., 2001).
Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревоги и тревожности, можно отметить следующие существенные моменты.
□ В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность — как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.
□Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.
□ Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить к формированию «выученной беспомощности».
□ Тревога и тревожность не всегда осознаются субъектом и могут регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения «со стороны» также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.
Исходя из общетеоретических представлений о сущности тревоги как психического состояния и тревожности как психического свойства далее мы подробно рассмотрим специфику тревожности в детском возрасте и ее особое проявление — школьную тревожность.
Глава 2
Глава 3
Карта наблюдения (бланк)
Учащиеся | |||||||||
… | n | ||||||||
Вербальные | «Я боюсь» (и смысловые эквиваленты) | ||||||||
«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты) | |||||||||
«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты) | |||||||||
Невербальные | Мимика | Непроизвольное подергивание век | |||||||
Расширенные глаза | |||||||||
Потупленный взгляд | |||||||||
Лицо без эмоций | |||||||||
Бледность лица | |||||||||
Покраснение лица | |||||||||
Испарина | |||||||||
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя» | |||||||||
Плотно сжатые губы | |||||||||
Поза | Втягивание головы в плечи | ||||||||
Наклон к парте | |||||||||
Раскачивание на стуле | |||||||||
Подсовывание рук под ноги | |||||||||
Привставание в момент поднимания руки | |||||||||
Небрежное понимание руки | |||||||||
Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука») | |||||||||
Жесты | Закрывание лица руками | ||||||||
Подергивание рукой, ногой | |||||||||
Покусывание ручки, карандаша | |||||||||
Перекладывание предметов по парте | |||||||||
Заламывание пальцев, рук | |||||||||
Интонация | Прерывистый голос | ||||||||
Плаксивая интонация (вплоть до слез) | |||||||||
Тихий голос | |||||||||
Вопросительная интонация в утвердительных предложениях | |||||||||
Итого: невербальных признаков тревожности вербальных признаков тревожности |
В карте фиксируется каждое проявление тревожности.
Обработка результатов. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений, свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность. Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно.
Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает прежде всего качественную интерпретацию данных. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осознаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие о переживании учащимся тревоги (вербальные признаки), требу-ют осознания этого состояния, что случается не всегда. Стандартизированных количественных показателей, позволяющих интерпретировать результаты наблюдения, на настоящее время предложить не удается. В самом общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечается более 50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, психологу следует обратить на него особое внимание.
Ниже представлены результаты наблюдения за двумя детьми — Ю. Ж. и С. М., учащимися 5-го класса, проведенного в течение одного урока — урока математики (табл. 5). Для Ю. Ж. характерен повышенный уровень школьной тревожности. Школьная тревожность С. М. находится в пределах нормы.
Таблица 5
Результаты оценивания
K. М. | Л. | И. | А. | ||||||
Да | Нет | Да | Нет | ||||||
1. Высказывает нежелание ходить в школу | * | * | |||||||
2. Боится опоздать в школу | * | * | |||||||
3. Не заходит в класс, если опоздал на урок | * | * | |||||||
4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы | * | ||||||||
5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе | * | * | |||||||
6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени | * | * | |||||||
7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав | * | * | |||||||
8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах | * | * | |||||||
9. На уроках рассеян | * | * | |||||||
10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их | * | * | |||||||
11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой | * | * | |||||||
12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями | * | * | |||||||
13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами | * | * | |||||||
14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания | * | * | |||||||
15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами | * | * | |||||||
16. Нет друзей среди одноклассников | * | ||||||||
17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной | Чуть что, хлопает дверью и уходит | ||||||||
Итого | |||||||||
Шкала тревожности
«Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуации — с точки зрения того, насколько они могут вызывать тревогу.
Преимущество шкал такого типа заключается в том, они позволяют определить области действительности, являющиеся для школьников основными источниками тревоги. Кроме того, выполнение подобного тестового задания в меньшей степени (по сравнению с обычными опросниками) зависит от уровня развития рефлексии учащихся.
Цель методики. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).
Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8-10-х классов (Рогов Е. И., 1996). Опыт работы показывает, что данная методика может с успехом применяться и для диагностики уровня школьной тревожности в 7-м и 11 -м классах. Ниже мы приводим среднегрупповые нормы для этих параллелей, рассчитанные на выборках из 213 и 152 учащихся, соответственно.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя.
Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики.
Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас — обведите цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
Если она для вас сильно неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх — обведите цифру 4.
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».
Текст методики приведен ниже.
Пример: Перейти в новую школу 0 1 2 3 4
Отвечать у доски 0 1 2 3 4
Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, 0 1 2 3 4 олимпиадах
Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить- 0 1 2 3 4
Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4 (наблюдают во время работы, решения задачи)
Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
Тебе грозит неудача, провал 0 1 2 3 4
Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4
На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
Обработка результатов. По окончании тестирования подсчи-тывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.
Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл. 8.
Следует отметить, что стандартизация тестовых норм для всех параллелей проводилась в городских школах, поэтому данные тестовые нормы для сельских школьников неприменимы. При рассчете половозрастных норм для нестандартизированной выборки можно опираться на алгоритмы расчета «выборочных» норм (Сидоренко Е. В., 2000; Наследов А. Д., Тарасов С. Г., 2001).
Нами получены данные, позволяющие расширить возрастной диапазон применения Шкалы тревожности (табл. 9).
При интерпретации полученных данных следует обратить внимание на учащихся, показавших «повышенные», «высокие» и «очень высокие» значения школьной тревожности, а также попавших в зону «чрезмерного спокойствия». Если показатели «повышенной», «высокой» и «очень высокой» школьной тревожности прямо указывают на эмоциональное неблагополучие подростка в контексте тех или иных школьной ситуаций, то показатель «чрезмерного спокойствия» свидетельствует о «скрытой» тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо сознательно отрицаемой им.
Таблица 8
Глава 4
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Вырабатывается ритуал приветствия, включающий элементы рефлексии и помогающий настроиться на работу.
2. Упражнение «Перечисли правила», необходимое для закрепления правил и принятия детьми ответственности за их соблюдение. Каждый участник получает лист бумаги. Задача — пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.
3. Игра «Рука», которая проводится для развития сплоченности группы, формирования мотивации групповой работы, развития эмпатии. Все сидят в кругу. Необходимо по команде ведущего «три-четыре», ни с кем не договариваясь, показать определенное количество пальцев. Играет только правая рука. Задача заключается в том, чтобы все участники показали одинаковое количество пальцев.
В обсуждении выясняется, что никто в группе не может «выиграть», пока группа не работает синхронно, а участники не пытаются понять и почувствовать друг друга.
В случае проявления раздражения, агрессии со стороны отдельных ребят в адрес других в контексте работы группы данные особенности поведения регулируются на основе правил групповой работы, в дальнейшем служат материалом для анализа, возможно, для индивидуальной работы с ребенком.
4. Игра «Дотронься до...» для развития сплоченности через физический контакт, для внимания к окружающим. Водящий (им становятся все участники по очереди) называет какой-то цвет, и все дотрагиваются до этого цвета друг на друге. Игру можно усложнить: если один игрок дотрагивается до второго, то второму нельзя прикасаться к первому (следовательно, он должен включить в игру кого-то третьего). Намеренное или даже случайное причинение боли другим детям в контексте групповой работы регулируется на основе правил работы группы.
5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Во время рефлексии напоминается цель групповой работы для того чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «стратегическими» целями работы.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Броуновское движение» для формирования рабочего настроя, закрепления мотивации групповой работы, развития групповой сплоченности. Участники свободно перемещаются по помещению. По сигналу ведущего необходимо объединиться в группы по несколько человек. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнул в ладоши. Если число участников не кратно количеству хлопков, группа должна решить, как сделать так, чтобы каждый раз условие игры выполнялось (например, того, кто не успел включиться в основную группу, можно спрятать в середине одной из групп).
У некоторых детей могу