Готовности к обучению в школе детей 6-7 лет

Компоненты готовности к учебной деятельности Критерии готовности к учебной деятельности Методы исследования (по выбору педагога-психолога)
1. Личностно-мотивационная готовность 1. Знания о школе. Представление о школе, обучении: полнота и точность знаний, знание существенных сторон, осознанность • Индивидуальные беседы с детьми. • Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р. Гинзбург)
2. Отношение к школе, учению. Желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника; осознание обучения в школе, как способа достижения взрослости • Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова). • Тест "Мотивационная готовность" (А.Л. Венгер). • Методика "Рисунок школы" (А.И. Баркан)
3. Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, активности: • устойчивый интерес к умственной задаче и ее решению; • умение самостоятельно их решать, производить умственные операции; • умение мотивировать свои знания и рационально использовать их при решении задачи Поисковые задачи, задачи-коллизии
4. Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками Характер отношений ребенка со взрослыми: • устойчиво-положительный тип отношений; • неустойчивый тип отношений; • открытый отрицательный тип отношений • Наблюдения за детьми в разных видах деятельности. • Беседы с воспитателями и детьми. • Методика изучения типа общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина, Х. Шерьязданова)
Характер отношений со сверстниками: • активно-положительный тип взаимодействия; • безразличное, незаинтересованное взаимодействие; • активно-отрицательный тип взаимодействия Методика изучения коммуникативных умений у детей 6–7 лет (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
5. Уровень самоприятия и самооценки ребенка Методика для изучения самооценки "Лесенка" (В.Г. Щур)
6. Статус ребенка в коллективе Социометрические методики "Секрет" (М.И. Лисина), "Два дома"
7. Социальная приспособленность, особенности сферы межличностных отношений Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля
2. Интеллектуальная готовность Качества мышления: а) умение анализировать, выделять существенные признаки предметов и явлений; Группировка предметов по заданному признаку, "Четвертый лишний", "Свободная классификация", "Чем похожи"
б) умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, классифицировать, обобщать, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы; "Сравни предметы", "Нахождение недостающих деталей", "Простые аналогии", "Парные аналогии", "Разрезные картинки"
в) развитие схематического и наглядно-образного мышления; умение пользоваться схемами и условными изображениями; Методика "Лабиринт" (А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко)
г) основы словесно-логического мышления (способность к отвлеченным рассуждениям). Методика экспресс-диагностики уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников (Э.Ф. Замбацявичене)
Особенности памяти: объем, прочность, точность. • Методика "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия). • "Запомни картинки" (О.Н. Земцова). • "Запомни фигуры и нарисуй". • Тест "Пиктограмма" (А.Р. Лурия)
Особенности внимания: устойчивость, объем, распределение, переключение, произвольность • Тест "Кодирование" (методика Д. Векслера в модификации А.Л. Венгера) • Методики: "Треугольники", "Корректурные пробы", "Точки", "Домик" (Н.И. Гуткина)
Особенности воображения Методики "Дорисуй", "На что это похоже?"
Развитие речи: • владение простыми формами монологической речи: употребление простых и сложных предложений; использование прямой и косвенной речи; • словарный запас, имеющий в составе существительные, прилагательные, глаголы, наречия; • Анализ рассказов из личного опыта детей. • Методика Бине-Симона "Последовательные картинки". • Пробы на изменение существительных по числу
• понимание грамматической конструкции; Повторение и понимание фраз в различных грамматических конструкциях
• развитие произвольности речевого общения. Методика "да" и "нет" не говорите" (Л. Красильникова)
Предпосылки учебной деятельности: • умение понимать, запоминать поставленную педагогом задачу (что нужно сделать); • умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи (как сделать); • умение контролировать свои действия, работоспособность, невротичность Методика "Исследование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников" (У.К. Ульенкова)  
3. Эмоционально-волевой уровень   Волевая готовность 1. Произвольность действий и поведения: • умение сознательно подчинять свои действия правилу; • ориентироваться на заданную систему требований; • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; • умение самостоятельно выполнять задание по зрительному образцу.   Наблюдения в разных видах деятельности дошкольников
2. Формирование основных элементов волевого действия: • постановка цели; • принятие решения; • построение плана, его выполнение; • преодоление усилий в случае препятствий; • оценка результатов. 3. Уровень развития дисциплинированности организованности, самоконтроля. Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина
Эмоционально-чувственная сфера 1. Эмоциональный настрой. Наблюдения в течение дня и индивидуальные беседы с детьми
2. Характер эмоциональности: • сдержанность; • осознанность в проявлении эмоций; • устойчивость эмоциональных состояний; • умение управлять своим настроением; • развитие эмпатии (сопереживание, сочувствие, участие). • Наблюдения за детьми в различных видах детской деятельности. • Методика "Нарисуй себя" (А.М. Прихожан, З. Василяускайте)
3. Уровень развития социальных эмоций и ценностных ориентаций. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики" (О.А. Орехова)
4. Наличие проблем эмоционального развития. Проективные рисуночные тесты: • "Рисунок семьи"; • "Несуществующее животное"; • "Дом, дерево, человек".
4. Психомоторное (функциональное) развитие • Развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации: точность движений, подготовка руки к письму, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. • Методика "Дорожки" А.Л. Венгера. • Пространственно-арифметический диктант. • Диагностика готовности к школе (М. Семаго, Н. Семаго)
Общий уровень психического развития Определение общего уровня психического развития Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна – Я. Йирасека




Наши рекомендации