Техногогии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста
Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Психолого-педагогического сопровождение - это система психолого-педагогической деятельности, направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
№ | Ситуации образовательного взаимодействия | Субъекты - участники воспитательно-образовательных отношений |
1. | Диагностика эмоционально-личностного развития детей | дети, родители, педагоги |
2. | Диагностика развития познавательных психических процессов у детей | дети, родители, педагоги |
3. | Совместное проведение адаптационного блока программы | дети, родители, педагоги |
4. | Разработка и корректировка программы эмоционально-личностного и познавательного развития детей и плана взаимодействия профильных специалистов и педагогов (на основе результатов диагностики) | профильные специалисты |
5. | Ознакомление педагогов с программой и планом взаимодействия профильных специалистов и педагогов. Отработка методов психолого-педагогического взаимодействия с детьми | дети, педагоги |
6. | Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями, направленная на организацию эффективного взаимодействия с детьми | родители, педагоги |
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
С целью осуществления единства психологической и педагогической диагностики используется адаптированная диагностика психических процессов Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.М. Борисовой, Е.А. Стребелевой, Н.Е. Вераксы, - используемые методики соответствуют требованиям образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой» и систематичному сопровождению образовательного процесса.
Проводится:
- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
- По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
-работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
× Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
× Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
× Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
× Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-развивающей среды.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, требованиям. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, социально-личностной сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, воспитанника необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психологопедагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской ПМПК на основании решения ПМПК МБДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций ГПМПК.
- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.