Динамические процессы в больших группах

Вы можете вообразить себе одинокого футбольного фаната, который после проигрыша любимой команды в гордом одиночестве крушит витрины магазинов? Или представить поклонника рок-музыки, который один ломает стулья на концерте своего кумира? Еще Г. Лебон в 1894 г. описал явление преступной безответственной толпы, которая приводится в движение самыми низменными побужде-

Глава 11. Социальная психология

11.2. Социальное познание

ниями. По мнению Лебона, эмоциональная жизнь толпы крайне примитивна. Эмоциональное заражение происходит на психофизиологическом уровне. Эмоции циркулируют внутри толпы и усиливаются по мере вовлечения в нее новых людей. Так, страх становится паническим ужасом, враждебность — желанием убить. По словам Лебона, человек в толпе — это «песчинка среди песчинок, судьбой которых распоряжается ветер».

Психика человека в толпе претерпевает разительные перемены. Во-первых, пребывание внутри толпы интенсифицирует как созидательные, так и разрушительные импульсы (усиление доминирующей реакции, по Зайонцу). Во-вторых, включенность в большую группу вызывает эффект размывания ответственности. Человеку кажется, что он не отвечает за происходящее и расплачиваться будет кто-то другой. В-третьих, физическая анонимность члена толпы создает иллюзию личной безнаказанности и снимает запреты конвенциональной нравственности. В одном из экспериментов Ф. Зимбардо (1970) была повторена процедура, которая применялась в исследовании подчинения Милграма. В эксперименте принимали участие женщины, половине из которых выдали специальные халаты и колпаки, скрывавшие их лица. По сравнению с контрольной группой эти женщины быстрее достигали максимальной силы ударов и держали палец на кнопке электрошокового устройства в два раза дольше. Можно предположить, что физическая анонимность позволяет полностью отвлечься от собственной личности и раствориться в ситуации. Действительно, если белые колпаки в исследовании Зимбардо, которые ассоциируются с агрессивным поведением кук-клукс-кла-новцев, заменить на униформу медсестер, результаты получаются обратными. Группа «медсесетр» ведет себя менее агрессивно, чем контрольная группа, в отличие от группы «ку-клукс-клан».

Три этих фактора, взятые вместе: интенсификация крайних эмоциональных состояний, размывание ответственности, иллюзия личной безнаказанности и свободы от нравственных запретов — приводят к «деиндивидуализации человека в большой группе». Причеа чем больше группа, тем ярче проявляется феномен деиндивидуализации. Деиндивидуализированный субъект теряет представление < цели своих действий и способен на иррациональное поведение.

Выделяют четыре основных вида толпы: 1) случайная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (зе ваки); 2) экспрессивная толпа, совместно выражающая общее эмоциональное состояние (радость, горе, протест); 3) конвенционально толпа, собравшаяся для участия в заранее объявленном массовом ме роприятии (зрители спортивного соревнования) и 4) действующе

толпа. Действующие толпы, в свою очередь, подразделяются на: 1) агрессивную толпу, объединенную ненавистью (погромщики); 2) стяжательную толпу, вступающую в конфликт за обладание какими-либо ценностями (пассажиры, врывающиеся в электричку); 3) повстанческую толпу и 4) паническую толпу, стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности.

Важным свойством толпы является то, что она достаточно легко переходит от одного типа к другому. Так, например, агрессивную толпу можно превратить в экспрессивную, просто включив ритмичную музыку! Повстанческая толпа может стать стяжательной, стоит кому-либо закричать: «Вот оно! Хватай!». Особенно большую опасность представляет паническая толпа. Известно, что при массовой панике количество людей, пострадавших в давке, значительно превосходит число жертв непосредственного источника угрозы. Для того чтобы остановить паническую толпу, необходимо воздействовать на нее как на физиологическом уровне (шокирующий стимул, заставляющий толпу замереть, например, выстрел), так и на информационном уровне (разъяснение истинного положения дел и возможностей совладать с угрозой). Причем информационное воздействие должно следовать непосредственно за физиологическим.

Толпа — это яркий пример неорганизованной большой группы. Однако жизнедеятельность современного общества зависит от эффективного функционирования организованных больших групп: государств, этносов, организаций. Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании ролевых связей для достижения общей цели. Если этносы и государства во многом складываются стихийно на протяжении столетий, организации проектируются намеренно. Большинство современных организаций являются бюрократическими. Бюрократия (от фр. bureaucratie — власть чиновников) включает в себя четкую иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц и разделение обязанностей между ними. На всех уровнях организаций, а также между ними устанавливаются неформальные сети. Таким образом, человек, включенный в организацию, на самом деле реализует свою деятельность в рамках малых групп, входящих в структуру больших.

11.2. Социальное познание

Успешное взаимодействие с социальным миром подразумевает адекватное знание о нем. Человек, попадающий в другую культуру, часто испытывает культурный шок, так как не только не имеет на-

Глава 11. Социальная психология

11.2. Социальное познание

выков поведения в чужой этнической группе, но и не способен правильно распознать сигналы, исходящие от людей. Что означает «голливудская» улыбка американца? Готов ли он помочь или это просто привычка? Почему итальянцы присвистывают вслед проходящей девушке? Хотят ли они оскорбить ее или выражают восхищение? Мы сталкиваемся с необходимостью объяснить себе происходящее вокруг нас не только в экстремальной ситуации смены группы. Каждый день перед каждым человеком стоит множество задач социального познания. Как мы познаем социальный мир? Почему происходят ошибки в социальном познании?

Представьте себе несколько ситуаций. Студент провалился на экзамене. Кто виноват в этом — придирчивый преподаватель, приятели, которые отвлекали от подготовки к экзамену, или он сам? Ваш сосед возглавил фирму. Это его заслуга или просто игра случая? Для того чтобы разобраться в случившемся, очень важно знать, где источник события — в самом человеке или во внешней ситуации. Каузальная атрибуция — это субъективное приписывание причины события тому или иному источнику. Теория атрибуции, описывающая закономерности приписывания причин событий или внутренним условиям, или ситуативным факторам, была впервые выдвинута Фрицем Хайдером (1958). Г. Келли считал, что атрибуции по преимуществу рациональны. По его мнению, результат атрибуции складывается из трех факторов: постоянства, исключительности и сходства. Например, вы узнали, что ваш знакомый Петр получил двойку на экзамене по психологии. Вы задаетесь вопросами: часто ли он получает двойки по психологии (постоянство)? Получает ли он низкие оценки и по другим предметам (исключительность)? Как группа в целом сдала экзамен (сходство)? Если Петр уже получал двойки по психологии, у него низкая успеваемость по другим предметам и в группе было много студентов, которые сдали экзамен на пять, вы, скорее всего, сделаете вывод о том, что Петр — ленивый человек (внутренние причины события). Если же Петр обычно получал хорошие оценки по психологии и может похвастаться высокой успеваемостью по другим предметам, кроме того, мало кому из группы удалось сдать экзамен хорошо, то вы решите, что виновата ситуация.

Однако нельзя согласиться с тем, что люди выносят суждения об окружающих на основе исключительно рациональных соображений. Процесс атрибуции включает в себя ряд скрытых допущений, которые могут привести к значительному искажению результата атрибуции.

Во-первых, мы склонны полагать, что наблюдаемые поступки людей соответствуют их личным качествам. В работе Дж. Улман (1989) испытуемым предъявляли предложение «Библиотекарь переносит через дорогу сумку старушки». Позже их просили вспомнить предложение. Большинство утверждало, что речь шла о «добром» человеке. Хотя можно придумать десяток причин, но которым библиотекарь нес сумку (вдруг он ее украл у бедной женщины?), студенты с готовностью приписывали персонажу свойство доброты. Очевидно, что свой вклад внес в данном случае и ролевой стереотип. Вообще-то библиотекари действительно достаточно редко промышляют воровством.

Во-вторых, людям свойственно отыскивать взаимосвязь между событиями, которые на самом деле не связанны между собой. Многие исследования показывают, что люди легко ошибаются, воспринимая случайные события как подтверждающие их убеждения. Например, людям часто кажется, что предсказания гороскопов в действительности оправдываются. Гороскоп обещает вам получение денег в конце недели, и вы действительно получаете их, забыв, что в этот день месяца всегда получаете зарплату. Такое явление можно связать с фактором непроизвольного интеллектуального внимания по классификации В. Джеймса (см. гл. 6), когда совпадения связываются с тем, что человек обращает внимание на то, о чем думает и чего ожидает.

В-третьих, людям свойственна «вера в справедливый мир>>. Людям хочется думать, что добро торжествует, а зло всегда получает по заслугам. Для сохранения веры в справедливый мир необходимо думать, что те, кого постигло несчастье, сами виноваты в этом. Р. Янофф-Бульман (1985) провела исследование, иллюстрирующее тенденцию приписывать жертве преступления ответственность за случившееся с ней. Испытуемым показывали видеозапись с эпизодом свидания. В одной группе эпизод заканчивался изнасилованием. В другой группе сцена изнасилования отсутствовала. От испытуемых требовалось оценить поведение героини эпизода. Люди из первой группы говорили, что женщина сама спровоцировала насильника, в то время как те, кто смотрел благополучно завершившийся эпизод, не замечали в поведении женщины ничего провокационного.

В-четвертых, один из важных факторов в восприятии окружающего мира получил название «предрасположения в свою пользу». Так, например, большинство взрослых детей уверены, что заботятся о своих пожилых родителях больше, чем их братья и сестры; большинство водителей считают себя осторожнее, чем другие

Глава 11. Социальная психология

11.2. Социальное познание

участники дорожного движения; большинство бизнесменов думают, что их нравственный уровень выше, чем у других людей, занимающихся бизнесом; большинство студентов обвиняют преподавателей в том, что те ставят им незаслуженно низкие оценки (R. Shep-perd, 1993).

Совокупное действие всех этих четырех факторов приводит к феномену, являющемуся одной из самых широко обсуждаемых проблем социальной психологии — фундаментальной ошибке каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции первого типа (П. Росс, 1977) заключается в том, что люди склонны недооценивать ситуационные факторы и переоценивать личностные в поведении окружающих и, наоборот, переоценивать ситуационные факторы и недооценивать личностные в отношении себя, когда речь идет о негативных событиях. Фундаментальная ошибка атрибуции второго типа заключается в том, что люди склонны переоценивать ситуационные факторы и недооценивать личностные в поведении окружающих и, наоборот, недооценивать ситуационные факторы и переоценивать личностные в отношении себя, когда речь идет о позитивных событиях. Другими словами, если злоумышленники угонят вашу машину, то, по вашему мнению, это произойдет потому, что местные власти плохо следят за порядком, а если будет угнана машина другого человека, то виной тому — его беззаботность (надо было установить сигнализацию). В данном случае наблюдается ошибка первого типа. Если же вам предложат хорошую работу, вы сочтете, что причина этого в ваших превосходных личных и профессиональных качествах, а если эту же работу предложат вашему соседу, вы подумаете, что ему просто повезло (ошибка второго типа).

В одном из экспериментов Л. Росс с коллегами продемонстрировала действие ошибки первого типа в лабораторных условиях. Из группы случайным образом выбирали пару студентов, один из них должен был задавать вопросы, а другой — отвечать на них. По окончании процедуры (отвечающий, естественно, не смог ответить на все вопросы, так как находился в заведомо проигрышной позиции — второй-то знал ответы!) наблюдателей спрашивали, кто из участников опыта умнее. Наблюдатели приходили к ошибочному заключению, что тот, кто задавал вопросы, на самом деле, умнее того, кто отвечал.

Фундаментальная ошибка атрибуции оказывает существенное влияние на принятие судебных решений. Обвинение обычно настаивает на том, что преступление совершено по причине порочности

обвиняемого (тенденция первого типа), а обвиняемый настаивает, что пал жертвой обстоятельств (тенденция второго типа).

Однако степень проявление ошибки атрибуции во многом зависит от значения еще одной личностной переменной — локуса контроля (Дж. Роттер, 1973). Понятие локуса контроля отражает внутреннее устойчивое убеждение человека в том, кто является причиной происходящих с ним событий. Одни люди воспринимают себя как «кузнецов своего счастья» {внутренний локус контроля), а другие — как «жертв обстоятельств» (внешний локус контроля). Люди с внутренним локусом контроля более социально успешны, однако чаще страдают психосоматическими заболеваниями (инфаркт миокарда, язва желудка, гипертония). Очевидно, что люди с внутренним локусом контроля реже подвержены ошибке первого типа и более демонстрируют ошибку второго типа. Люди же с внешним локусом контроля в меньшей степени подвержены ошибке второго типа и чаще — первого.

Важной частью социального познания являются установки — обобщенные суждения о группах людей, включающие в себя когнитивные (убеждения), аффективные (оценки) и поведенческие (поступки) реакции (А. Игли, С. Чайкен, 1993). Например, если мы уверены, что все цыгане склонны к воровству (убеждение), мы почувствуем недоверие к цыганке, которая звонит в дверь нашей квартиры и просит воды (оценка), и не пустим ее внутрь (поступок).

Установки, безусловно, влияют на поведение людей, однако для того, чтобы это влияние было явным, необходимо, чтобы: 1) влияние внешних факторов было сведено к минимуму; 2) установки были осознанны; 3) установки не были слишком общими (например, установка «все люди — братья» едва ли окажет влияние на ваше реальное поведение, а вот установка «пожилые люди нуждаются в помощи на улице» может помочь вам перевеета-старушку через дорогу).

В свою очередь, поведение формирует наши установки. Эксперименты показали, что люди, которым приходится делать то, что расходится с их точкой зрения, постепенно меняют свои установки. Так, например, со времени принятия Верховным судом США решения об отмене раздельного обучения белых и цветных американцев число одобряющих совместное обучение приблизилось к 100%, хотя до принятия этого решения больше половины белых американцев высказывались против. Законодательное ограничение скорости движения на дорогах привело к тому, что автовладельцы уверены, что скорость, лишь чуть-чуть превышающая норму, является оптимальной.

Глава 11. Социальная психология

11.3. Общение

11.3. Общение

Основа существования группы — это взаимодействие. Взаимодействие немыслимо без коммуникации (от лат. communico — связываю). В строгом смысле коммуникация — это связь, входе которой происходит обмен информацией между системами. Поэтому в том случае, когда коммуникация происходит между людьми, используют термин «общение».

Американский ученый Г.Д. Лассуэл (Lasswell) (1902—1978) предложил модель акта коммуникации, состоящую из семи компонентов: КТО (коммуникатор) — ЗАЧЕМ (мотив и цель) — сообщает ЧТО (содержание) — по какому КАНАЛУ связи — на каком ЯЗЫКЕ (код коммуникации) — КОМУ (реципиент) — с каким ЭФФЕКТОМ (результат). Рассмотрим перечисленные компоненты коммуникативного акта.

КТО. В акте коммуникации могут взаимодействовать группы людей, участники группы как носители своих социальных ролей и уникальные личности. В соответствии с тем, кем является коммуникатор, выделяют соответственно ролевое и межличностное общение. Данные виды общения следует рассматривать как уровни общения, так как в зависимости от обстоятельств один и тот же человек может общаться с другим человеком как на ролевом, так и на межличностном уровне, причем эти уровни могут меняться по ходу общения. Например, врач может начать прием больного от имени своей роли. Тогда он увидит в существе, которое вошло в кабинет, «больного», а не человека. Скорее всего, он начнет разговор с ним свысока, в назидательном тоне, так как социальный статус больного ниже, чем социальный статус врача. Однако во время приема пациент каким-то высказыванием может задеть врача «за живое». Ролевое общение превратится в межличностное.

Концепция Г. Тэджфела (Н. Tajfel, 1978) предсказывает, по какому пути — ролевому или межличностному — пойдет коммуникация, исходя из трех факторов. Первый фактор — это четкость различимость категорий членства в группах и границ между ними. Если границы «прозрачны», возникнет эффект межличностного общения. Например, общение скорее будет ролевым между представителями разных рас, чем между представителями одной расы; между мужчиной и женщиной, чем между двумя женщинами или двумя мужчинами; между людьми разных поколений, чем между ровесниками и т.д. Второй фактор — это вариабельность или единообразие поведения партнеров по общению внутри тех групп, к которым они принадлежат. Член группы со строго регламентиро-

ванным поведением (например, военный) будет с большей вероятностью практиковать ролевое общение, чем человек из группы с более свободными ролевыми предписаниями (например, студент). Третий фактор — это степень схожести поведения человека с типичным поведением, которое ожидается от членов его группы. Например, учительница, которая, войдя в класс, вспрыгнет на стол, имеет больше шансов реализовать межличностный уровень общения со своими учениками, чем та, что воплощает своим видом роль традиционного педагога.

Наиболее рельефно соотношение ролевого и межличностного общения проявляется в ситуации межгруппового конфликта. Один из известных авторов в области межгруппового взаимодействия М. Шериф предположил, что стиль отношений между людьми, принадлежащими к разным группам, зависит от того, как соотносятся цели, которые преследуют данные группы. Если их цели конкурируют, то будет иметь место формальное ролевое общение и конфликт. Если их цели совпадают, то сложится позитивное межличностное общение. Чтобы проверить достоверность данной гипотезы, М. Шериф провел эксперимент, включающий в себя три стадии: формирование группы, межгрупповой конфликт и разрешение конфликта (1953). На первой стадии эксперимента 24 мальчика в возрасте 12 лет вывезли в летний лагерь. Мальчики быстро подружились между собой. Через несколько дней ребят разделили на две группы, причем друзей намеренно распределили в разные группы. Группы получили названия «Гремучие змеи» и «Горные орлы». Затем было объявлено, что будут проведены соревнования между группами и каждый член победившей группы получит перочинный ножик (мечта каждого мальчишки). Таким образом, цели групп стали конкурировать. Вот как авторы описывают наблюдавшуюся картину: «Если на первой стадии члены групп мирно сосуществовали, то теперь они превратились в две враждебные фракции, не упускающие малейшей возможности высмеять противников, а то и подраться с ними». Причем бывшие друзья вредили друг другу с таким же упоением, как те, кто не имел до этого дружеских отношений. Другими словами, межгрупповой конфликт привел к тому, что ролевое общение целиком вытеснило межличностное. Каждый мальчик видел в представителе чужой группы не конкретного Джека или Сэма, а лишь Змея или Орла. На следующей стадии исследования психологи ввели кооперативные цели в деятельность групп. Так, однажды грузовик, везущий детей в лагерь, застрял в яме, и им, чтобы успеть к обеду, нужно было вместе его вытащить. После ряда специально организованных событий такого типа в общении ребят

Глава 11. Социальная психология

наступила значительная перемена. Они перестали проявлять агрессию к членам другой группы и возобновили межличностные контакты.

Однако не всегда межгрупповые отношения зависят от реального столкновения интересов групп. Во-первых, негативный опыт соперничества может закрепиться и приобрести форму предубеждения против другой группы. Во-вторых, порой агрессия, вызванная неудачами группы, выплескивается не на истинного конкурента, а на более слабую группу. В одном исследовании группе молодых людей, находящихся в летнем лагере, сообщали, что они в воскресный день отправятся в город. Они с радостным нетерпением предвкушали поездку, но вдруг им сообщали, что поездка отменяется. До и после объявления об отмене желанной поездки выясняли мнение этих молодых людей о национальных меньшинствах. После разочарования, вызванного отменой поездки, участники исследования демонстрировали большую нетерпимость к национальным меньшинствам, чем до него. Очевидно, что на самом деле данные группы не имели никакого отношения к поездке. Они просто стали своеобразными «козлами отпущения».

Важным диагностическим критерием типа общения может быть дистанция между партнерами. Хотя в некоторых ситуациях явно ролевое взаимодействие происходит на минимальной дистанции (рукопашный бой, медицинские манипуляции), в целом чем более интимно-личностный характер имеет общение, тем меньше расстояние между партнерами. На рис. 83 изображены расстояния, соответствующие различным видам ролевого и межличностного общения для европейской и североамериканской культур.

>3м

3-1,5 м

_

1,5-0,5 м

0,5-0 м

Публичное Формальное

Ролевое общение

Личное

Интимное

Межличностное общение

Рис. 83. Дистанция между партнерами при различных видах общения

Зона публичного общения (более 3 м). Публичное общение наблюдается, например, в ситуации чтения лекции. Лектору нельзя пожать руку, похлопать его по плечу, задать спонтанно возникший вопрос. Телекоммуникация также является примером публичного общения, когда коммуникатор может находиться за сотни километ-

'

11.3. Общение

ров от реципиента. При публичном общении преобладает односторонняя коммуникация в форме монолога.

Зона формального общения (1,5—3 м). На такой дистанции ведут деловые переговоры. Формальное общение всегда носит ролевой характер, так как при нем важно «соблюдать» дистанцию и исключить личностный компонент из взаимодействия.

Зона личного общения (0,5— 1,5 м). На такой дистанции общаются хорошо знакомые люди, которые представляют друг для друга не только ролевой, но и личностный интерес.

Зона интимного общения (0,5 — непосредственный телесный контакт). На таком расстоянии общаются родители и дети, влюбленные, супруги, близкие друзья. Исследования показывают, что степень благополучия супружеских отношений можно установить в том числе, обратив внимание на обычную дистанцию между партнерами. Привычное расстояние при разговоре между супругами, удовлетворенными своим браком, на 30% меньше, чем между супругами, которые несчастливы в браке (Г. Кранэ, Н. Crane, 1988).

ЗАЧЕМи ЧТО. Разделяют управленческую, информативную, эмо-тивную и фатическую функции общения. Коммуникация с ведущим мотивом управления имеет форму приказа, убеждения, внушения, просьбы. Если ведущей мотивацией общения является информативная, основным содержанием сообщения становится передача сведений. При эмотивной мотивации предметом коммуникации становится эмоциональное состояние. Часто эмотивное сообщение «маскируется» под информативное. Если реципиент не умеет разгадать истинную мотивацию коммуникатора, возникают обиды и конфликты. Например, жена приходит с работы и видит мужа, который сидит перед телевизором. «Я принесла две полные сумки продуктов», — говорит она. Муж может расценить высказывание как информативное и согласно покивать головой «да-да, я принял это к сведению». Жена в такой ситуации, скорее всего, расстроится и почувствует себя недооцененной. Ведь она имела в виду совершенно иное! Она хотела отправить эмотивное послание: говоря о сумках, она на самом деле подразумевала «я очень устала, прояви ко мне внимание». Фатическая мотивация предполагает коммуникацию с целью установления и поддержания контакта. С фатической мотивацией связаны многие ритуалы общения, начиная со знаменитого «Как дела?», которое не допускает развернутого ответа, до разговоров о погоде.

КАНАЛ и ЯЗЫК сообщения. Можно разделить виды общения по наличию или отсутствию специально выделенного канала связи. Общение «лицом к лицу» предполагает наиболее естественное те-

Глава 11. Социальная психология

чение общения. При опосредствовании общения всегда происходит потеря или искажение ряда компонентов сообщения. Так, например, письменная речь лишена интонационной составляющей. В телефонном разговоре исчезает мимика и пантомимика. При коммуникации через Интернет часто наблюдается принятие партнерами по общению игровых ролей, не соответствующих их истинному положению. Например, взрослый мужчина может общаться от имени студентки, а молодая девушка — от имени пенсионера.

Речевое сообщение может быть адекватно понято только при учете контекста сообщения и неречевых факторов. Например, возглас «Попал!» приобретает совершенно различный смысл в устах охотника, только что выстрелившего в дичь, или абитуриента, который изучает список зачисленных в вуз.

В рамках коммуникации идентичное сообщение может быть передано с помощью различного кода. Например, содержание «я понял» можно выразить сленговым «въехал», английским «I understand» и даже знаком из жестовой речи глухих. В данном случае значение передается поднесением указательного пальца к брови, при этом удовлетворенность результатом понимания дополнительно подчеркивается символическим «потиранием рук» после исполнения основного жеста (рис. 84). Для успешной расшифровки сообщения требуется, чтобы реципиент владел тем языком, на котором отправлено сообщение.

По языку (коду) сообщения традиционно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Для описания вербальной коммуникации важны дено-тация и коннотация включенных в сообщение вербальных единиц. Денотацией называют словарное значение слова, например лиса — это млекопитающее семейства псовых. Однако, когда человеку заявляют: «Ну ты лиса», понятно, что речь идет о природной хитрости и изворотливости этого животного. В понимании данного высказывания играют

Рис. 84. Исполнение Роль аннотации, т.е. вторичные ассо-глагола «понял»- циации, связанные со словом, многие

с помощью знака слова имеют четко выраженную пози-

жестовой речи глухих, тивную или негативную коннотацию. по Г.Л. Зайцевой Сравните, например, пару: «выдум-

Динамические процессы в больших группах - student2.ru

11.3. Общение

щик — лжец». Словарное значение этих слов практически совпадает, и в том и в другом случае имеется в виду человек, который излагает факты, не соответствующие действительности. Однако у слова «выдумщик» — позитивная, а у слова «лжец» — негативная коннотации. Многие слова обладают также качеством полисемии, т.е. имеют несколько значений.

Невербальной коммуникацией называют взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств. В этом смысле к невербальной коммуникации можно отнести, например, произведения живописи и музыку. Чаще, говоря о невербальной коммуникации, подразумевают обмен сообщениями, которые не могут существовать помимо передающего их человека и происходят «здесь и сейчас». Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством выразительных движений тела (и лица), звукового оформления речи, организации предметного контекста ситуации (профессор Плейшнер должен был знать, что цветы на подоконнике обозначают провал явки).

Невербальные сообщения могут дополнять, замещать, регулировать или опровергать вербальное сообщение. При конкуренции вербального и невербального кодов, предпочтение обычно отдается невербальному. Так, если человек сквозь слезы сообщит вам, что «у него все отлично», вы вряд ли примете его слова на веру.

ЭФФЕКТ. Эффективность акта коммуникации зависит от фактора односторонности или взаимности. При изучении односторонней и взаимной коммуникации было установлено, что односторонняя коммуникация не столь надежна, так как могут быть допущены неточности и ошибки понимания (вспомните игру в «испорченный телефон»), однако помогает сэкономить время (Г. Левит, Ф. Теш, Н. Leavitt, 1951, F. Tesch, 1.972). Односторонняя коммуникация практикуется обычно с целью управления. В том случае когда в коммуникации принимает участие несколько человек, образуются коммуникационные сети. Г. Левит (1951) исследовал вопрос, какие из коммуникативных сетей обеспечивают наиболее эффективное решение задач в группе и связаны с психологическим удовлетворением участников процесса общения. В его экспериментах испытуемые рассаживались за круглым столом, разделенным вертикальными перегородками. Левит варьировал, с кем из членов своей группы мог общаться тот или иной испытуемый, открывая одни и закрывая другие рукава перегородок (рис. 85).

Глава 11. Социальная психология

Динамические процессы в больших группах - student2.ru

Динамические процессы в больших группах - student2.ru

Динамические процессы в больших группах - student2.ru

Динамические процессы в больших группах - student2.ru

Веер

Круг

Цепь

Звезда

Рис. 85. Виды сетей коммуникации

В коммуникационной сети по типу веера все сообщения стекаются в один центр, который, в свою очередь, распределяет информацию между другими участниками группы. По данным Левита, человек, находящийся в центре «веера» получает наибольшее удовлетворение от коммуникации, в то время как другие члены группы не слишком довольны, так как чувствуют себя беспомощными и не способными оказывать влияние на ситуацию. Однако централизованная сеть типа веера оказывается высоко эффективной при решении задач, особенно после того, как группа приобрела устойчивость и произошло распределение ролей. Децентрализованная сеть коммуникации типа звезды, в которой каждый может общаться с каждым, менее эффективна при решении задач, но все участники группы, включенные в такую сеть, испытывают психологический комфорт, так как чувствуют свое равенство в распределении потоков информации. В конечном счете децентрализованные сети могут оказаться более продуктивными, потому что в них поддерживается высокая мотивация и дружеская атмосфера (табл. 23).

Таблица 23

Свойства различных сетей коммуникации

Свойства Наличие центра Психологический комфорт Продуктивность
Тип сети коммуникации Веер КругЦепь Звезда t 1   г i  
               

На эффективность коммуникации большое влияние оказывает стиль общения, которого придерживаются партнеры. Дж. Виеманн (Wiemann, 1985) различает влиятельный и беспомощный стили

Контрольные вопросы. Тестовые задания

общения. Различные стили характеризуется выбором формы обращения к партнеру (сравните обращения «эй, дружок» и «уважаемый Петр Петрович»), уровнем контроля над очередностью высказываний (перебивание партнера или терпеливое ожидание своей очереди), особенностями невербального поведения (например, смотреть в глаза партнеру или отводить взгляд). Беспомощный стиль включает в себя уклончивые фразы («Мне кажется, что»); лингвистическое заикание («Ну, это, так сказать»); вопросы-концовки («Ну так вы придете завтра, да?»); слова-усилители («очень», «действительно»).

Для того чтобы добиться запланированной цели общения, лучше следовать влиятельному стилю, однако во всем нужна мера, так как в противном случае может возникнуть эмоциональное неприятие слишком доминантного собеседника, и общение будет прервано.

(?) Контрольные вопросы

1. Какова основная функция ритуалов посвящения в члены группы?

2. Каким образом можно выяснить, какая из исполняемых человеком ролей наиболее важна для него?

3. Какой стиль лидерства, по вашему мнению, окажется наиболее успешным при выработке стратегии развития предприятия? А при спасении людей на пожаре?

4. При каких условиях меньшинство имеет шанс изменить позицию большинства?

5. Почему действия человека в толпе часто носят иррациональный и агрессивный характер?

6. Почему в исследовании М. Шерифа мальчики, которые еще недавно были друзьями, превратились во врагов?

- -

© Тестовыезадания \

1. Что является главным критерием выделения социальной группы?

A. Внешнее сходство.

Б. Совместная деятельность.

B. Непосредственный контакт.

2. Студент, мечтающий стать «великим ученым», хочет присоединиться к...

A. Формальной высокоорганизованной первичной малой группе членства.

Б. Неформальной высокоорганизованной вторичной большой референтной группе.

B. Неформальной диффузной вторичной большой референтной группе.

3. Эффект социального торможения наиболее ярко выражен при групповом решении...

Литература

A. Аддитивных задач.

Б. Конъюнктивных задач.

B. Дизъюнктивных задач.

4. Сколько испытуемых в эксперименте Милграма по исследованию подчинения авторитету доводили силу удара током до смертельной отметки?

A. Никто. Б. 17%.

B. 63%.

5. В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции причин событий?

A. В том, что люди склонны недооценивать роль обстоятельств, когда судят о поступках других.

Б. В том, что люди часто проводят аналогию с прошлым и поэтому неверно понимают события.

B. В том, что люди слишком сильно доверяют телевидению и рекламе.

6. В коммуникационной сети какого типа люди испытывают максимальный психологический комфорт...

A. Веер. Б. Цепь.

B. Звезда.

Щ Литература

Основная

1. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2000.

2. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1994.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. С.-Пб., 2001.

4. МайерсД. Социальная психология. С.-Пб., 1997.

Дополнительная

1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. С.-Пб., 2000.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. М., 2001.

3. Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М., 2001.

4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

'■«• '

<'* 'ЮН -41 ч"< 'I Лг . . •* Ч !г, ".!(,!».!,■

     
     
     
     

Глава 1:1 Глава 2:1 Глава 3:1 Глава 4:1 Глава 5:1 Глава 6:1 Глава 7:1 Глава 8:1 Глава 9:1 Глава 10:

Ответы к тестовым заданиям

В; 2 Б; 3 В; 4 Б; 5 В; 6 А. Б; 2 А; 3 В; 4 А; 5 В; 6 Б. В; 2 Б; 3 А; 4 Б; 5 В; 6 А. Б; 2 В; 3 В ; 4 Б; 5 А; 6 Б. В; 2 Б; 3 А; 4 Б; 5 В; 6 В. А; 2 В; 3 Б; 4 В; 5 В; 6 Б. В; 2 А; 3 В; 4 А; 5 А; б А. Б; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 В. В; 2 Б; 3 В; 4 А; 5 Б; 6 В. 1 В; 2 Б; 3 А; 4 В; 5 Б; 6 А.

&

Наши рекомендации