Методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко)
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
Данная методика представляет собой фрагмент методики В.В. Бойко «Эмпатические способности». Может быть использована в работе с подростками.
Цель: определение уровня сформированности эмоциональной эмпатии.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 9 утверждений, предложенных ниже.
Порядок проведения.
Инструкция. «Прочти предложенные утверждения и при согласии с ними поставь рядом знак "+", а при несогласии — знак "—"».
1. Если окружающие проявляют признаки тревоги, я обычно остаюсь спокойным.
2. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
3. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
4. Чужой смех обычно заражает меня.
5. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
6. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
7. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
8. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
9. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по утверждениям 2, 4, 6 и за ответы «нет» — по утверждениям 1, 3, 5, 7, 8, 9.
Интерпретация. Если опрошенный набрал 6—9 баллов, то у него выражена эмоциональная отзывчивость на переживания других людей. Если он набирает от 0 до 2 баллов, то эмоциональная эмпатия у него низкая или не выражена совсем.
1.7 Методика определения уровня личностной
тревожности (Ч. Спилбергер)
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
Цель: изучение уровня личностной тревожности, может быть использована в работе с подростками.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 20 утверждений, предложенных ниже.
Порядок проведения.
Инструкция: «Прочитай каждое из приведенных суждений и поставь цифру справа, соответствующую твоему варианту ответа».
№ | Суждения | Почти никогда 1 балл | Иногда 2 балла | Часто 3 балла | Почти всегда 4 балла |
1. | Я часто испытываю чувство удовольствия | ||||
2. | Я быстро устаю | ||||
3. | Я легко могу заплакать | ||||
4. | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | ||||
5. | Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | ||||
6. | Я обычно чувствую себя бодрым | ||||
7. | Я обычно спокоен и собран | ||||
8. | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | ||||
9. | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10. | Я вполне счастлив | ||||
11. | Я принимаю все слишком близко к сердцу | ||||
12. | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13. | Я чувствую себя в безопасности | ||||
14. | Я стараюсь избегать трудностей | ||||
15. | У меня часто бывает плохое настроение | ||||
16. | Я обычно всем доволен | ||||
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
18. | Я сильно переживаю свои разочарования и не могу о них долго забыть | ||||
19. | Я уравновешенный человек | ||||
20. | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов. Прежде надо просуммировать отмеченные числа в ответах: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму отмеченных чисел ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной
разнице прибавить 35.
Интерпретация. До 30 баллов — низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности; 31—45 баллов — умеренная личностная тревожность; 46 и более — высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.
Тест Ф.Филлипса (1-3 класс)
Инструкция: Прочти внимательно каждое предложение и в Бланке для ответов около каждого номера вопроса поставь знак: "+", если ты хочешь ответить "да"; "-", если ты хочешь ответить "нет".
1. Ты успеваешь работать вместе со всеми ребятами в классе?
2. Тебе было легче выполнять задания до того, как ты пришел в школу (в д/с)?
3. Болит ли у тебя голова или живот перед тем, как идти в школу?
4. Тебе снится иногда, что учитель сердится, когда ты не знаешь урок?
5 . Будут ли твои одноклассники смеяться, если ты сделаешь ошибку?
6. Тебе кажется, что учитель быстро объясняет новый материал?
7. Смеются ли ребята над твоей внешностью или поведением?
8. У тебя дрожат колени, когда тебя вызывают отвечать?
9. Твои одноклассники часто смеются над тобой?
10. Ты боишься остаться на второй год?
11. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
12. Ты сильно волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
13. Боишься ли ты, что тебе станет дурно в классе?
14. Тебя обижают в классе?
15. Похож ли ты на своих одноклассников?
16. Бывает ли, что тебе хочется заплакать, когда ты не можешь хорошо ответить
вопрос учителя?
17. Бывают ли у тебя сны о том, что ты не можешь ответить на вопрос учителя?
18. Боишься ли ты вступать в спор?
19. Чувствуешь ли ты, что сердце начинает сильно биться, когда учитель хочет
проверить готов ли ты к уроку?
20. Ты боишься выглядеть глупо?
21. Хорошо ли к тебе относится учитель?
22. Надеешься ли ты учиться лучше, чем твои одноклассники?
23. Тебе нравятся твои одноклассники?
24. Тебе лучше заниматься дополнительно с учителем, нежели вместе со всеми
ребятами в классе?
Обработка результатов.
Общая тревожность в школе (О) - 4-,10-,16-,17-,19-.
Переживание социального стресса (Ст) - 2-,9-,14-,15+,24-. Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его эмоциональные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (Ф) - 3-,8-,11-,13-,17-. Особенности низкой психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителем (У) -4-,6-,16-,17-,21+. Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Страх самовыражения (Св) -5-,7-,18-,20-. Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Фрустрация потребности в достижении успеха (Д) -1+,5-,12-,22+,23+. Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата и т.д.
Интерпретация. Более 7 несовпадений - повышенная тревожность,
более 18 несовпадений - требуется помощь (возможно медицинская).