Методика организации групповой консультации.
Нулевой этап — подготовка занятия — состоит в написании его программы-сценария. Это наиболее трудоемкая часть работы, требующая от психолога хорошего знания профессиональных и житейских проблем контингента (руководителей, тренеров, учителей и т. д.), с которым он работает. Использование метода включенного наблюдения, беседы и интервью, а также других методов исследования позволяет психологу выявить наиболее значимые для данной группы коммуникативные проблемы, влияющие на их профессиональную успешность. Затем психолог должен подобрать конкретную ситуацию, наиболее ярко воплощающую взятую им для групповой работы проблему. Да-
Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 279
лее он продумывает процедуру ее коллективного обсуждения в консультационной группе.
1. Создание консультационной группы. Ведущий выбирает 6-8 человек из числа участников занятия. Малая консультационная группа должна репрезентировать аудиторию. При наборе группы из числа добровольцев ведущий следит, чтобы ее члены различались по полу, возрасту, профессиональному опыту, так как это создает необходимое группе различие мнений, точек зрения, широкий диапазон реакций. Излишне гомогенная группа малопродуктивна. Могут быть введены дополнительные критерии отбора участников в зависимости от типа разбираемой проблемы. Во всех случаях недопустимо включение в состав консультационной группы лиц с явным негативным отношением к обсуждаемой проблеме. Группа рассаживается полукругом на сцене лицом к аудитории. Ведущий занимает крайнее место в группе.
2. Знакомство с проблемой. Ведущий делает краткое вступление, называя тему предстоящей работы и ее цель, и предлагает конкретную ситуацию, которая послужит предметом анализа. Формы предъявления ситуации могут быть различными. Ведущий может прочитать описание ситуации, показать отрывок видеозаписи, воспроизвести сценку в лицах. Ситуация должна быть компактной, короткой, с двумя-тремя действующими лицами и давать возможность различных вариантов ее решения. Например, в аудитории преподавателей физического воспитания техникумов психолог предлагает проанализировать, от чего зависит успех или неуспех просьбы, обращенной преподавателем к трудному подростку. Описывается ситуация: в пятницу, закончив последний урок, преподаватель неожиданно вспоминает, что необходимо украсить спортивный зал к завтрашнему мероприятию. Он забыл предупредить об этом дежурных и сейчас может рассчитывать только на,то, что уговорить помочь ему двух задержавшихся в спортивном зале ребят. Преподаватель говорит им: «Ребята, не могли бы вы остаться и помочь мне в важном и срочном деле — надо украсить зал флагами, завтра соревнования». Ребята отвечают: «А почему мы? Мы сегодня заняты, мы на дискотеку идем!» Ведущий предлагает участникам группы придумать несколько реплик от лица преподавателя, с тем чтобы ребята все-таки ему помогли.
3. Сбор банка типичных реакций. Цель этого этапа состоит в том, чтобы собрать разные варианты поведения людей в предложенной ситуации и выявить наиболее характерные. Каждый участник, группы дает свой вариант того, что бы он сказал на месте одного из персонажей. Все это составит материал для дальнейшего анализа. Иногда та-
280 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...______
кой материал ведущий собирает заранее и предлагает его группе в игровой форме. На этом этапе консультационной работы решаются следующие психологические задачи:
• знакомство с широким репертуаром ответов разных людей на заданную ситуацию обогащает поведенческий опыт, позволяет эмоционально прочувствовать ситуацию (1);
• разнообразие предложенных вариантов заставляет сравнивать, появляется понимание множественности решений и возникает проблема выбора, а значит, и критериев этого выбора (2).
4. Обсуждение и сравнительный анализ предложенных вариантов решения ситуации. На этом этапе ведущий должен ввести двуединые критерии оценки эффективности действий участника обсуждаемой ситуации. Коммуникативное поведение считается эффективным, если участники ситуации успешно выполнили стоящую перед ними практическую задачу (1) и одновременно сохранили или сформировали положительное отношение друг к другу (2).
Вернемся к примеру с преподавателем физического воспитания, попросившим ребят помочь украсить спортивный зал техникума для поведения соревнований. В начале группового обсуждения участники определяют сцену как ситуацию личной просьбы, где позиции сторон (педагог — ученики) одноуровневы, иерархически не соподчинены, т. е. партнер может просьбу выполнить, а может и отказать. Затем группа переходит к конкретному анализу ответов каждого участника занятия с точки зрения двух критериев эффективности. Рассмотрим три варианта ответов.
A. «Ребята, нам нужно украсить зал! Это важное мероприятие. Его
надо выполнить, а то могут сорваться соревнования! Если вы сей
час уйдете, не забудьте, что вам скоро предстоит сдавать мне зачет
по физической культуре!»
Б. «Ребята, я попал в ужасное положение. Совсем забыл всех предупредить, что надо украсить спортивный зал. А то будет скандал, меня будут ругать! Только на вас надежда! Давайте-ка останьтесь, помогите! А на дискотеку в другой раз сходите. От вас она не уйдет!»
B. «Ребята, я понимаю, что дискотека для вас дело важное. Я не могу
от вас требовать, могу только просить. Виноват, забыл и не преду
предил всех вовремя, что надо украсить спортивный зал к завтраш
нему дню. Здесь работы всего-то минут на 30-40. Прикиньте, как
___________ Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 281
у вас со временем до дискотеки? Если вы мне пожертвуете даже 20 минут, это будет значительная помощь! Остальное я попробую доделать сам. Ну, как?»
Критерии эффективности применительно к данной ситуации будут определяться тем, останутся ли ребята помочь и с какими чувствами они будут это делать. Групповое обсуждение с учетом этих критериев позволяет развести и по-разному оценить ответы преподавателей А, Б и В. Несмотря на внешние различия ответов А и Б, участники группы уловят сходство между ними: упор на выполнение задачи, пренебрежение партнерами-ребятами. Преподаватели А и Б не учитывают их планы, не ценят их время, исходят из своих интересов, распоряжаясь и манипулируя (пугают, пытаются разжалобить), не доверяют ребятам самим принять решение.
Основная задача ведущего на этом этапе группового консультирования состоит в том, чтобы помочь участникам группы научиться проводить микроанализ отдельных реплик, воспитывая наблюдательность и точность в обработке психологической информации. Так, пофразо-вый разбор ответа «В» позволил заметить, что это единственный вариант, где преподаватель ФВ действительно контактирует с ребятами и уважает их: слышит их слова, признает значимость их занятий и ценность их времени, позволяет им самим разрешить ситуацию, помня, что это ситуация просьбы.
На этом этапе работы группы решаются следующие психологические проблемы:
1) участники группы должны научиться рассматривать ситуации общения как коммуникативные задачи с набором условии, правилами, паттернами поведения, предсказуемыми последствиями отдельных ходов и т. д.;
2) микроанализ реплик и использование критериев коммуникативной эффективности должны повысить самоконтроль участников группы в ситуациях общения, научить не довольствоваться случайно-интуитивными решениями или оценками;
3) участники группы должны учиться различать внутреннюю психологическую структуру ситуации (позиции участников, их ведущие мотивы и цели, отношение к партнеру и т. п.) сквозь внешний материал конкретных взаимодействий персонажей.
5. Обобщение результатов анализа конкретной ситуации и постановка глубинной психолого-педагогической проблемы. Материал, по-
282 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
лученный группой на предыдущем этапе, наглядно показывает, что добиваться своего человек может по-разному.
Руководители, тренеры, педагоги и другие специалисты, у которых общение составляет основу их профессиональной деятельности, в процессе психологического обучения прежде всего стремятся овладеть внешней стороной общения, «технологией» и приемами, позволяющими достичь ощутимых результатов и выигрышей.
На этом этапе ведущий помогает группе перейти на более глубокий уровень разработки ситуации и ставит вопрос о целях взаимодействующих партнеров. Он должен научить членов консультационной группы осознавать свои цели и психологическую значимость взаимодействий с партнером. Это особенно важно для педагогических ситуаций общения тренера с юными спортсменами, учителя физкультуры с учениками в школе.
Чем больше обнаруживается разрыв между желаемым результатом общения и тем, что в действительности получается, тем субъективно труднее такая ситуация для данной группы. Тем важнее для членов группы совместно сформулировать глубинную психолого-педагогическую проблему, лежащую в основе трудной ситуации. Так, неуспех многих преподавателей в связи с обращенной к ученику просьбой, вызывавшей у того раздражение и нежелание на нее откликнуться, был связан не просто с неумением ее высказать (что вполне получалось в ситуациях со взрослыми), а с внутренним ощущением своего превосходства над личностью ученика, нежеланием его просить, перед ним «унижаться».
При подведении итога этого этапа работы группы ведущий должен помочь членам консультационной группы в процессе обобщения обсуждаемого материала подойти к следующим выводам:
1) обнаружить на собственном опыте, что в зависимости от целей — подавить или повысить инициативность, ответственность, самостоятельность и т. п. — к нужным результатам приводят самые разные способы поведения;
2) обучение тому, как себя вести в ситуации, без осознания того, кто я и для чего я это делаю, обречено на неуспех. Здесь уместные комментарии ведущего легко докажут несостоятельность «рецептурного» обучения общению («Скажите нам, как надо делать») и раскроют в конечном счете циничность манипуляторства как способа общения с людьми. Осознание и принятие глубинной психологической проблемы группой или большинством ее членов позволит
Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 283
сделать шаг к большей личностной коммуникативной компетентности.
6. Создание консультационной группой идеальной модели нового поведения. Группа может принять новую, более адекватную установку в отношений разбираемой ситуации и действующих в ней лиц и сформировать идеальную модель поведения в данной ситуации. Например, в ситуации просьбы важно не смешивать ее с ситуацией требования, необходимо отчетливо формулировать объем просьбы, учитывать возможности партнера и его интересы и т. д. Эту новую модель участники группы под руководством ведущего могут начать осваивать и вводить в свой поведенческий репертуар в процессе тренировочных упражнений.
Рекомендации ведущему консультативной группы.
• Поведение ведущего является моделью для членов группы.
• Ведущий должен быть постоянно внимателен, должен запоминать и периодически резюмировать наиболее важные для решения проблемы мнения, отчетливо подводить итоги.
• Ведущий регулирует процесс групповой работы в соответствии с программой и поощряет активность каждого из участников малой группы и наблюдателей, давая им соответствующие инструкции.
Инструкция наблюдателям: «Ваша задача — продемонстрировать навыки психолога-наблюдателя. Постарайтесь письменно зафиксировать основные психологические моменты, повлиявшие на ход обсуждения проблемы».
Завершение работы.По окончании работы консультационной группы подготовьте ответы на следующие вопросы: 1) Насколько использовал ведущий все предложения и идеи участников обсуждения? 2) Все ли члены группы удовлетворены своим участием в работе? 3) Насколько психологически корректно подведены итоги обсуждения? 4) Каковы самые удачные моменты и находки в проведении обсуждения данным ведущим? 5) Имеются ли замечания ведущему?»
В качестве тем для самостоятельной подготовки и написания сценария и проведения занятия методикой групповой консультации можно взять следующие проблемные ситуации: 1) одобрения и поощрения; 2) критические высказывания учителя физкультуры (тренера) по отношению к ученику, руководителя — к подчиненному, родителя по отношению к своему ребенку.
Полезно также обсудить со студентами следующие вопросы: 1) Какие проблемы целесообразно выбирать как темы для обсуждения в
284 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...______
малых группах в процессе психологической подготовки специалистов в конкретном виде спорта? 2) Какие требования предъявляет описанная выше методика аудиторно-группового консультирования к профессиональным и личным качествам ведущего?
Дополнительная литература
Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 128 с.
Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность? — М.: Когнито-Центр, 2000. - 284 с.
Бундзен П. В., Баландин В. И. Основы ментального тренинга. Методические рекомендации. - СПб.: СПбНИИФК, 1997. - 24 с.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.
Гриндер М. НЛП в педагогике. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2000. — 320 с.
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.-512 с.
Кочунас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
Леевик Г. Е. Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. — М.: ДОСААФ, 1986. - С. 89-113.
Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск: Петраком, 1992. — 318с.
Практические занятия по психологии: Уч. пособие для студентов ИФК. - М.: ФИС, 1989. - 176 с.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента/Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снет-кова. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд.— СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224 с.
Сурков Е. Н. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. — СПб.: СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 451с.
Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 318 с.
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ПИТЕР» ПРИГЛАШАЕТ ВАС К ВЗАИМОВЫГОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ. МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ АССОРТИМЕНТ КОМПЬЮТЕРНОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ДЛЯ ВАС НЕ ТОЛЬКО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ АДРЕСАМ: |
КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РАБОТАЕТ С КЛИЕНТАМИ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР». |
В1997 году по инициативе генерального директора Издательского дома «Питер»Валерия Степанова и при поддержке деловых кругов города в Санкт-Петербурге был основан «Книжный клуб Профессионал».Он собрал под флагом клуба профессионалов своего дела, которых объединяет постоянная тяга к знаниям и любовь к книгам. Членами клуба являются лучшие студенты и известные практики из разных сфер деятельности, которые хотят стать или уже стали профессионалами в той или иной области.
Как и все развивающиеся проекты, стечением времени книжный клуб вырос в «Клуб Профессионал».Идею клуба сегодня формируют три основные «клубные» функции:
• неформальное общение и совместный досуг интересных людей;
• участие в подготовке специалистов высокого класса (семинары, пакеты книг по специальной литературе);
• формирование и высказывание мнений современного профессионала (при встречах и на страницах журнала).
КАК ВСТУПИТЬ В КЛУБ?
Для вступления в «Клуб Профессионал»вам необходимо:
• ознакомиться с правилами вступления в «Клуб Профессионал»на страницах журнала или на сайте www.piter.com;
• выразить свое желание вступить в «Клуб Профессионал»
по электронной почте [email protected]или по тел. (812) 387-01 -04;
• заказать книги на сумму не менее 500 рублей в течение любого времени
или приобрести комплект «Библиотека профессионала».
«БИБЛИОТЕКА ПРОФЕССИОНАЛА»
Мы предлагаем вам получить все необходимые знания, подписавшись на «Библиотеку профессионала».Она для тех, кто экономит не только время, но и деньги. Покупая комплект - книжную полку «Библиотека профессионала»,вы получаете:
• скидку 15%от розничной цены издания, без учета почтовых расходов;
• при покупке двух или более комплектов - дополнительную скидку 3%;
• членство в «Клубе Профессионал»;
• подарок - журнал «Клуб Профессионал».