Ключ к шкалам опросника Айзенка
Экстраверсия — вопросы: 1, 3,8,10, 13,17, 22, 25, 27, 39,44, 46,49, 53, 56 — ответы «Да»; вопросы: 5,15, 20, 29,32,34, 37,41,51 — ответы «Нет».
Нейротизм — вопросы: 2,4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57 - ответы «Да».
Ложь — вопросы: 6,24,36 — ответы «Да»: вопросы: 12,18,30,42,48, 54 — ответы «Нет».
Обработка и интерпретация результатов.После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э — экстраверсия, Н — нейротизм, Л — ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол опыта.
С помощью «круга Айзенка» (рис. 11) на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.
Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л и с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку, по видам спорта, уровню квалификации, показателям мотивации и др.
При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия: 12 — среднее значение, >15 — экстраверт, >19 — яркий экстраверт; <9 — интроверт, <5 — глубокий интроверт.
Нейротизм: 9-13 — средние значения нейротизма; <7 — эмоционально стабильный, >15 — умеренный нейротик, >19 — выраженный нейротик (очень нестабильный).
Ложь: <4 — норма, >4 — неискренность в ответах, свидетельствует также о некоторой демонстративности поведения испытуемого в опыте и ориентированности его на социальное одобрение.
116 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера
Завершение задания.На основании полученных данных по отдельным испытуемым и по группе в целом пишутся заключения о выявленных свойствах темперамента спортсменов. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип его темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать свою излишнюю общительность и психологическую открытость влияниям со стороны. По итогам опыта полезно обсудить следующие вопросы: 1) Каково основное содержание экстраверсии и интроверсии? 2) Что понимается под нейротизмом? 3) На основе «круга Айзенка» опишите, чем отличается холерик-экстраверт от сангвиника-экстраверта? 4) Каковы особенности интровертов-флегматиков по сравнению с интровертами-меланхоликами?
Задание 2. Измерение ситуативной тревожности спортсмена1
Вводные замечания.Личностная тревожность спортсмена характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Выделяют два вида тревожности: 1) реактивная тревожность — характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации; 2) личностная тревожность как проявление нейротизма (см. выше). Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием у личности невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Для спортсменов тревожность не является изначально негативной чертой личности или фактором неудачи в соревнованиях. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность подготовки личности к какой-то ответственной деятельности — экзамену, соревнованию, принципиальному решению в жизни, рискованному поступку и пр.
Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. - Л. ЛНИИТЕК, 1976. - С. 56-61.
Тема 3. Проявление свойств темперамента в спортивной деятельности 117
Тревожность в той или иной мере свойственная всем людям, участвующим в спорте и ориентированным на успех или избегание неудачи в соперничестве в соревнованиях. При этом, как это ни странно, существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» для каждого спортсмена, мобилизующий его на достижение наилучшего в данных условиях результата спортивной деятельности. Уровень переживаемого человеком состояния тревожности можно замерить методом самооценки, но при этом нужно иметь в виду, что у большинства людей имеется врожденный фоновый уровень тревожности — личностная тревожность (ЛТ), а у других людей, наряду с этим, может возникать особо острое состояние тревожности, обусловленное переживанием чувства ответственности как реакции сознания спортсменов на ожидаемые результаты их действий в конкретных условиях предстоящей соревновательной деятельности. Такую тревожность называют реактивной (РТ) или ситуативной, поскольку она исчезает вместе с соревновательной ситуацией, ее вызвавшей. Спортивные соревнования, как правило, возбуждают в спортсменах состояние реактивной тревожности (РТ), которая, однако, может наслаиваться на личностную тревожность (ЛТ), усугубляя тем самым предстартовое состояние спортсмена. Тренеру, как и самому спортсмену, полезно уметь разделить в своем сознании эти два вида тревожности с тем, чтобы легче справиться с ними и выступить в соревнованиях на уровне своих реальных возможностей.
Методика исследования.Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Обработка и анализ данных.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
где Е, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18; £2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2,5, 8, 10, И, 15, 16,19, 20);
где 2, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 - сумма остальных цифр по пунктам 21,26, 27,30,33, 36, 39.
Интерпретация полученных данных.При интерпретации результат тестирования можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 баллов и более — высокая тревожность.
118Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом случае тренеру в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т. е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей соревновательной деятельности и формирование у спортсмена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если соперники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это побудит спортсмена думать не о результате соревнованиях, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности (РТ).
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания, к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спортсмена. Но иногда, что следует учитывать в работе со спортсменами, очень низкая тревожность в показателях данного теста является результатом активного сознательного вытеснения личностью испытуемого высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете» в ситуации тестирования. Этот артефакт диагностической процедуры легко установить, задав испытуемому вопрос: «Если бы вы решали, хотели бы вы перенести данные соревнования на более поздний срок или нет?». В случае ответа: «Нет, не хотел бы!» можно с достаточной обоснованностью считать, что данные по тесту реактивной тревожности (РТ) вполне репрезентативны.
Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно использовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров — в целях руководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсменам, для спортивных психологов и врачей — в целях психокоррекци-онной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10-15 с.