Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как на- правление в развитии деятельностного подхода
К основным идеям психологической теории Л. С. Выготского как направлению деятельностного подхода можно отнести следующие положения [по 48].
1. Разрабатывая проблему развития психики, проблему проис- хождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей.
2. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с
трудовой деятельностью.
3. Л. С. Выготским разрабатывалось теоретическое положение о детерминации психических процессов (их генезиса и структуры) ис- торически развивающейся предметно-практической, орудийной дея- тельностью человечества (трудовой деятельностью). Идея деятельно- стной детерминации психики пронизывает все творчество Л. С. Вы- готского.
4. Деятельностная детерминация генезиса и структуры челове- ческой психики носит опосредствованный характер. В структуре и ге- незисе психических функций аналогично структуре трудовой дея- тельности присутствует момент орудийной опосредствованности. В роли проводников детерминации (психологических орудий) выступа- ют продукты культурно-исторической деятельности человечества – зна- ковые, коммуникационные системы.
Согласно взглядам Л. С. Выготского психическое развитие че- ловека осуществляется посредством его воспитания и обучения как одной из форм присвоения общественно-исторических способностей. Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован основной за- кон развития высших психических функций человека: «Всякая выс- шая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивиду- альная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция ин- трапсихическая» [по 19, C 177]. Индивидуальная психическая дея- тельность, таким образом, первоначально задана в социальном обще-
нии, в коллективной деятельности.
5. Деятельностная детерминация психики предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психиче- ских функций (гипотеза психологических орудий), т. е. имеется, со- гласно Л. С. Выготскому, принципиальное сходство в структуре тру- довой деятельности и психических процессов, существуют аналогии:
«процесс труда – психические процессы», «орудия труда – психоло-
гические орудия».
Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, акцентировал внимание на первой методологической функции дея- тельности – деятельности как общем объяснительном принципе. Гене- зис и структура психических функций объяснялись им с использова- нием категории предметно-практической деятельности (деятельности как надиндивидуальной категории).
Общепсихологическая теория деятельности
А. Н. Леонтьева
Ключевыми моментами теории деятельности А. Н. Леонтьева являются следующие положения (методологические принципы) [19]:
1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении деятельно- сти и психического отражения, согласно А. Н. Леонтьеву, обнаружи- вается их предметная природа. Предмет при этом необходимо пони- мать не как стимул или объект, существующий сам по себе и воздей- ствующий на субъекта, а как «…то, на что направлен акт, т.е. как не- что к чему относиться живое существо, как предмет его деятельности
– безразлично, деятельности внешней ли внутренней» [31, C. 169]. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содер- жится понятие ее предмета. Далее, А. Н. Леонтьев отмечает: «При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем не- зависимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в ре- зультате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может» [28, C. 67].
2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А. Н. Ле- онтьевым в положениях о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев
подчеркивал зависимость психического отражения от того, «что чело- веку нужно», – от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Важно при этом отметить, что такая пристрастность психического от- ражения сама объективно детерминирована и выражается не в неадек- ватности образа, а в том, что она позволяет активно проникать в ре- альность. Иначе говоря, пристрастность, «субъективность на уровне чувственного отражения следует понимать не как его субъективизм, а скорее как его «субъектность», т. е. его принадлежность деятельному субъекту» [28, C. 46]. Противопоставление принципа активности субъекта принципу реактивности позволяет преодолеть подход к че- ловеку как лишь приспосабливающемуся к окружающим условиям. Принцип активности позволяет постулировать положение о творче- ском и преобразующем характере деятельности субъекта.
3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности. Положение о неадаптивной природе человеческой деятельности сле- дует из знаменитой леонтьевской формулы активности: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». На активный и неадаптивный характер человеческой деятельности указывает то, что «психическое отражение предметного мира порож- дается не непосредственно внешними воздействиями.., а теми процес- сами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям» [28, C. 68].
4. Принцип интериоризации и экстериоризации. Внутренняя
деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Инте- риоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предсуществующий ей внутренний план сознания, а в формирова- нии самого этого плана. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским подчеркивал не только предметную, но и социальную природу инте- риоризации. Социальная природа интериоризации раскрыта и отраже- на Л. С. Выготским в основном генетическом законе культурного раз- вития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психо- логическим формам его деятельности. Вторая грань интериоризации – экстериоризация – отражает переход от «я» к «мы» и представляет со-
бой необходимое условие возникновения новообразований. Благодаря
ей внутренние формы действия становятся как бы видимыми субъек- ту, доступными наблюдению, управлению и контролю.
5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования включает несколько ключевых положений: а) опосредствование пси- хического отражения тем содержательным процессом, который свя- зывает субъекта с предметным миром, т. е. процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений со- вместной предметной деятельностью [по 48].
6. Психологическое строение деятельности. Одной из централь- ных идей общепсихологической теории деятельности является анализ структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психологическая структура деятельности, выделены основные единицы деятельности, раскрыты закономерные связи этих единиц между собой и их связь с деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и соотносимые с ними деятельность, действие, операции, функциональные блоки [28].
7. Общность строения внешней и внутренней деятельности. Оп- ределяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А. Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной деятельности к другой (интериоризации и эксте- риоризации). Внутренняя деятельность в процессе своего формирова- ния приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности и наоборот.
8. Принцип зависимости психического отражения от места от-ражаемого объекта в структуре деятельности. Характер психической деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонен- тами деятельности – мотивами, целями или условиями выполнения действия – связан объект.