Слушание музыки С. С. Прокофьев (1891 — 1953)
Рассказ о Сергее Сергеевиче Прокофьеве в VIII классе лучш всего начать с описания одного из первых его концертов.
Конец августа 1913 г. выдался в Петербурге теплым и солнеч;, ным. В Павловске, вблизи Петербурга, сегодня последний кой церт сезона. Это событие само по себе заслуживает внимания, тут еще столько разговоров о «новой фортепианной звезде». Наверное, поэтому зал едва вместил всех желающих.
И вот на сцене, где уже чинно восседают оркестранты во фраках, появляется солист — угловатый юноша с гладко зачесанными волосами и несколько высокомерным взглядом на безусом лице. Уверенно садится за рояль. Что ж, пианисту не откажешь в темпераменте, но что за резкий, сухой удар, какие агрессивные ритмы, а в оркестре — что за жесткие, «варварские» звучания! И благовоспитанная публика «срывается»: в зале сначала ропот, потом свистки, шиканье, и вот уже одна, другая пара с возмущением покидают зал.
Но юноша никак не реагирует на протесты публики. Напротив, весьма хладнокровно кланяется и с вызывающим видом собирается играть еще и еще.
Имя молодого артиста — Сергей Прокофьев, а сочинение, вызвавшее негодование, — его собственный Второй фортепианный концерт. В фельетоне «Петербургской газеты» писали, что «Прокофьев садится за рояль и начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже». Пройдут годы, и этот концерт завоюет мировое признание. А пока двадцатидвухлетний Прокофьев еще ученик Петербургской консерватории, но о его дерзкой музыке уже наслышаны в обеих столицах. Полная буйной энергии, непривычная, она как свежий ветер ворвалась в концертные залы, неся с собой смелый вызов старому...
Среди многих воспоминаний об этом великом, неповторимо своеобразном музыканте нашей эпохи — Сергее Сергеевиче Прокофьеве — особенно интересно одно, рассказанное им самим в начале краткой автобиографии: «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" — сказал Римский* Корсаков, который вел экзамен».
Прокофьеву было тогда 13 лет! И если в этом возрасте можно «сгибаться под тяжестью» такого творческого багажа, то история жизни композитора заслуживает внимания, по-видимому, с самых ранних лет.
Биография этого своеобразного человека началась в провинциальной глуши, в Сонцовке — недалеко от Екатеринослава, где его отец был управляющим имением. Здесь под руководством матери, хорошей пианистки, начались занятия музыкой, когда будущему автору «Любви к трем апельсинам» не исполнилось еще и пяти лет. Придумывать, сочинять музыку Прокофьев начал примерно тогда же, и этого занятия никогда больше не оставлял. Это
стало органической потребностью каждого дня его жизни. Or деление «композитор» было для Прокофьева так же естествени как «человек».
Одиннадцатилетнего композитора представили С.И.Танееву; Большой музыкант и строгий педагог признал у мальчика несом ненное дарование и рекомендовал серьезно заниматься музыко Следующая глава биографии Прокофьева уже вовсе необычн в течение летних месяцев 1902 и 1903 гг. ученик Танеева Р. М. Гл занимался с Сережей Прокофьевым композицией. Результат пе вого лета — четырехчастная симфония, второго лета — опера «П| во время чумы». Это была, как вспоминал Прокофьев много ле спустя, «настоящая опера, с вокальными партиями, оркестрово" партитурой и увертюрой в сонатной форме».
В возрасте 13 лет Прокофьев вступил на путь профсссион* ных занятий музыкой уже в стенах Петербургской консерватора
Учась у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова по классу ком; позиции, С.Прокофьев не ограничивался выполнением классщ заданий. Он писал много, далеко не всегда согласовывая, как -' что писать, с академическими правилами. Уже тогда сказывал столь типичное для Прокофьева творческое своеволие, источщ многих конфликтов с «признанными авторитетами», проявлял сугубо индивидуальная, прокофьевская манера письма.
В январе 1916 г. композитору пришлось пройти через испыта ние, заставляющее вспоминать о вечере премьеры «Весны св щенной» Стравинского. Это было первое исполнение «Скифск сюиты», которой он сам дирижировал. Публика громко вырг свое возмущение «диким произведением». Рецензент «Театр £ ного листка» писал: «Прямо невероятно, чтобы такая, лишен» всякого смысла пьеса могла исполняться на серьезном концерте- ' Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающй кроме бесконечного бахвальства».
Композитор стоически выдерживает критические оценки негативную реакцию зала.
В 1916 г. он задумывает симфонию, построенную по строги" канонам классических образцов этого жанра. Так возникает од~ из выдающихся сочинений молодого Прокофьева «Классиче кая симфония». Это жизнерадостная, светлая музыка, лишь толь одной своей темой прикасающаяся к иной эмоциональной сфе ре — к мечтательной лирике: это мелодия скрипок в предель" высоком регистре, звучащая в начале второй части. Первое и полнение симфонии состоялось в 1918 г. под управлением авто. На концерте присутствовал министр просвещения А.В.Луначар . ский.
В беседе с ним Прокофьев выразил желание отправиться в кон цертную поезду за рубеж. Луначарский не стал возражать. Так, 1918 г. Прокофьев уехал за границу.
Сначала он концертировал в Японии, а оттуда направился в США. В своих воспоминаниях Прокофьев пишет: «Из Иокагамы, с чудесной остановкой в Гонолулу, я перебрался в Сан-Франциско. Там меня не сразу пустили на берег, зная, что в России правят «максималисты» (так в то время в Америке называли большевиков) — народ не совсем понятный и, вероятно, опасный. Продержав дня три на острове и подробно опросив («Вы сидели в тюрьме?» — «Сидел». — «Это плохо. Где же?» — «У вас, на острове». — «Ах, вам угодно шутить!»), меня впустили в Соединенные Штаты».
Уезжая из России, Прокофьев захватил с собой театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», где был напечатан сценарий одноименной сказки итальянского драматурга К. Гоцци, переработанной В. Мейерхольдом. На его основе Прокофьев написал либретто и музыку оперы.
«Любовь к трем апельсинам» может быть названа иронической сказкой, в которой реальность, фантастика, театральная условность сплетаются в увлекательное представление, наделенное яркой сценической формой, родственной итальянской «комедиа дель арте»[37]. Эта опера вошла в репертуар многих театров.
В 1933 г. Сергей Прокофьев вернулся на родину. Вторая половина 30-х гг. ознаменовалась сочинением одного из лучших произведений композитора — балета «Ромео и Джульетта». Поставленный в начале 1940 г. Л.Лавровским на сцене Ленинградского театра оперы и балета, он сыграл огромную роль в истории мировой хореографической культуры, будучи первым спектаклем, полноценно воплотившим средствами музыки, танца и пантомимы шекспировскую трагедию. Г.Уланова — Джульетта, К.Сергеев — Ромео, Р. Гербек — Тибальд, А Лопухов — Меркуцио по праву вошли в число наиболее выдающихся исполнителей шекспировских ролей. Прокофьев поднял уровень балетной музыки на такую высоту, которой после Чайковского, Глазунова и Стравинского она не достигала.
Нужно ли доказывать, как необычен и невероятно труден творческий подвиг создания оперы на сюжет ромаиа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»? Первая трудность — соотношение масштабов литературного подлинника и допустимого в опере максимума сценического времени. Даже первая редакция произведения, длящегося два вечера, не могла охватить толстовской эпопеи во всех подробностях, хотя в ней участвуют 73 (!) персонажа, не считая гостей на балу, солдат, крестьян, партизан.
В «Войне и мире» есть сцены, оставляющие впечатление, поистине незабываемое: первый бал Наташи; сцена в Отрадном: разговор Наташи и Сони у окна и размышления князя Андрея о в. не; неудавшееся бегство Наташи из дома Ахросимовой; визит Р товых к. старику Болконскому. Один из самых потрясающих эпи: дов оперы — сцена бреда и смерти Андрея Болконского. И хотя опере много превосходных эпизодов, наибольшее впечатление с тавляет музыка, рассказывающая о душевном мире героев, лично" драме Наташи, Андрея, Пьера Безухова, Анатоля и т.д. Прокоф_ несколько раз возвращался к «Войне и миру», вносил корректи в драматургию, дописывая одни, изменял или даже изымая друг эпизоды, видимо, не удовлетворяясь достигнутым. Опера «Война, мир» вошла в историю русской классической оперы как произведи ние монументальное, насыщенное глубокой патриотической идее «Войну и мир» Прокофьев писал в трудное время, находж в эвакуации на Кавказе: в Нальчике и Тбилиси. Задуманная ей перед Великой Отечественной войной, опера «вылилась» един1 потоком, несомненно, как отклик композитора-патриота иа гро: ные события военных лет.
Прокофьев любил детей и охотно обращался к музыке щ юных слушателей. В веселой «Болтунье» на стихи Агнии Eapi (1939), в «Пете и Волке» — увлекательной истории о бесстраш ном мальчике-пионере Пете (1936), в захватывающей, понятно * даже самым маленьким сюите «Зимний костер» (1949) — всюду1 где Прокофьев обращается к детям, слышится, чувствуется л; бовь к новому поколению — будущим жителям Земли. ,
Великий музыкант, Прокофьев был и великим тружеником' отдавшим сочинению музыки пятьдесят лет из прожитых шести; десяти двух. |
До последних своих дней (Прокофьев умер в 1953 г.) он оста; вался неутомимым искателем непроторенных путей в музыке; утверждающим новую красоту и новую простоту. И мудрое, сол* нечное искусство замечательного русского композитора, смелог: новатора, искреннего патриота, искусство, признанное классик кой XX в., станет близким и дорогим миллионам людей в разных концах Земли.
А. И.Хачатурян (1903—1978)
Великолепна судьба этого композитора. Думая о нем, подбирая* определение, способное точно выразить существо его восприятий мира и пафос претворения воспринятого в музыку, наталкиваешься наконец иа искомое — «одержимый». Это редкое и драгоценное состояние человеческой души, личности, без остатка захваченной какой-то страстью, идеей. Оно стало его именем. Так следует звать Хачатуряна.
Еще в шестнадцать лет он не знает нот. Детские годы и юность проходят в Тбилиси. Он учится в Коммерческом училище. Первый
инструмент, которым овладел Хачатурян, — бубен. Затем он попадает в любительский духовой оркестр и по слуху играет на трубе. В доме появляется колченогий рояль. Вспоминая это время, композитор пишет: «Я довольно быстро научился подбирать по слуху мелодии народных песен и танцев. С неизъяснимым блаженством я без конца «вдалбливал» их одним или двумя палыхами... Гораздо труднее было подыскивать более или менее сносный аккомпанемент. Но и с этим я со временем справился. Тогда я совсем осмелел и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые. Помню, какую радость достааляли мне эти, пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композиции».
В те годы, годы его юности, каждодневный быт тбилисских улиц, переулков, дворов был переполнен музыкой. Распевный говор, гортанное пение, отдаленная «морзянка» бубна, перекличка девичьих голосов вливаются в строгое трехголосие грузинской песни, а рядом — то гулкое, то сухое потрескивание ритма ударных инструментов и на этом фоне нетемперированные (звучащие в натуральном строе) стоны кеманчи. Все искрится переливами по-восточному темпераментных музыкальных восклицаний.
Вряд ли нужно подчеркивать, какую неизгладимую печать накладывают впечатления детства на душу человека с обостренным восприятием художника. Как важно для будущего мастера оркестрового колорита то, что связано с окружающим его с ранних лет ослепительным празднеством красок.
Приехав в Москву, он поступает в Музыкальный техникум, где знакомится со своим первым учителем композиции Михаилом Фабиановичем Гнесииым. Необычайно интересная личность, ученик Рямского-Корсакова, верный хранитель его традиций, Михаил Фабианович был вдумчивым, своеобразным композитором, педагогом, литератором, фольклористом, ученым.
С первых же встреч он почувствовал масштабы и характер дарования Хачатуряна, невзирая на поразительное для его возраста «музыкальное невежества». Почувствовал в «неуклюжих» (как определяет сам Хачатурян) импровизациях органичность его восточного интонационного словаря, «смуглый темперамент» (по выражению Гнесина) музыки одаренного юноши. Михаил Фабианович был настоящим знатоком восточной музыки, знал ее от знакомых с детства хасидских напевов, записей, сделанных им в годы странствий по Ближнему Востоку, до тонко проанализированных образцов «ориентализма» русских композиторов — Вер- стовского, Глинки, Даргомыжского, «кучкистов» и Рахманинов- ских «Не пой, красавица...» и «Алеко». Но, и это естественно, больше всего педагога и его ученика увлекал «восток» Римского- Корсакова: симфония «Антар», сюита «Шехеразада», чарующие напевы Шемаханской царицы, отражение мусульманского Востока в «Испанском каприччио».
В классе Гнесина родились первые сочинения Хачатуряна, вполне академически оформленные и при этом привлекающи яркостью национального колорита: Танец для скрипки и фор пиано и Поэма для фортепиано. В них уже слышится столь типичная для Хачатуряна последующих лет гармоническая терпкость' идущая от специфических ладовых оборотов восточной музыки.=
Перейдя из Музыкального техникума (ныне — Институт име ни Гнесиных) в консерваторию, Арам Ильич еще год занимаете у Гнесина, а затем переходит в класс Н.Я.Мясковского. Семь ле учится у него Хачатурян: четыре года в качестве студента консер ватории и три года в аспирантуре.
Первая симфония Хачатуряна — его выпускная работа — датирована 1934 г.
Несомненно, в артистизме композитора — органическом свой* стве творческой личности — следует искать импульсы, приведи шие его к созданию целой серии крупных произведений в вирту озном жанре. Фортепианный концерт открыл в 1936 г. этот ряд. 3 ним в 1940 г. последовал столь популярный ныне во всем ми Скрипичный концерт.
Если обобщить уникальный список виртуозных произведен* Хачатуряна и привести его стилистические черты к единому зн. менателю, вывод можно сформулировать так — перед нами пора , зительный свод музыки, насыщенной эмоциями и мыслями, изт. ложенными на высшем уровне инструментального, патетической го красноречия.
Он написал несколько знаменитых балетов. И первый из них «Гаянэ». Судьба балета уникальна. Музыка его обладает такой or ромной притягательностью, что на симфонической эстраде, в пе реложениях для разных ансамблей, для сольных инструментов сопровождении фортепиано, она неизменно имеет успех у любо аудитории. Кроме того, каждая постановка «Гаянэ» вызывает ин терес в театральных крутах. Зая всегда полон. Чем же объяст неустанные поиски все новых и новых решений, касающихся н музыкальной, а сценической, сюжетной драматургии? Вот крат кий обзор.
Сначала, в 1939 г., к Декаде армянского искусства в Мое» Хачатурян написал балет «Счастье», явившийся, по существу, пер вым вариантом «Гаянэ». Балет был поставлен, показан не без успеха на декаде, его музыка высоко оценена. К драматургии произ : ведения была применена самая либеральная оценка, она была на-? звана «наивной». Начало действия происходило в цветущих сада армянского колхоза «Счастье», середина переносилась на погранзаставу, где при поимке диверсантов ранен был герой балета п" имени Армен, а конец спектакля сверкал всеми цветами радуги свадебного пира, калейдоскопа танцевальной сюиты, центр которой занимал танец главных действующих лиц.
Три года спустя Хачатурян в содружестве с другим балетмейстером, создавшим более осмысленный сценарий, перекомпоновал музыкальную драматургию, досочинил много новой музыки, и в этом виде балет под названием «Гаянэ» был показан в Перми эвакуированным туда Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова.
О «Гаянэ» пошла слава. На концертах, в радиопередачах зазвучала музыка балета, определились любимые публикой номера: Колыбельная, дуэт Армена и Айши, «Шалахо» и, разумеется, «Танец с саблями», как правило исполнявшийся на концертах дважды. На сцене же «Гаянэ», по-прежнему радуя музыкой, не удовлетворяла зрителей драматургией, даже несмотря на то, что в финале праздновали уже не одну, а целых три свадьбы: Гаянэ и начальника погранзаставы Козакова, Айши и Армена и Нунне с Кареном. В новой редакции 1952 г. драматические ситуации заострялись ослеплением й прозрением Армена, преступлением Георгия (имя героя, которого любит Галнэ), уходом Гаянэ с Георгием в изгнание.
Еше через несколько лет возникает новый сценарий, в котором не без эффектности прямо на авансцену спускается вражеский парашютист; геолого-разведочная партия находит какой-то особенно ценный минерал, который парашютисту-лазутчику тут же удается похитить и попутно поджечь колхоз. Но и этот вариант еще не подводит заключительную черту. Через тридцать лет после премьеры «Гаянэ» на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского рождается новый драматургический вариант, где детективный элемент уступает место социальной драме, время действия которой перенесено в первые годы советской власти в Армении.
Итак, тридцать лет поисков сценарной драматургии, способной достойно воплотить музыку, популярность которой растет год от года.
Хачатурян снова обращается к жанру балета в начале 50-х гг. На этот раз у него в руках отлично скомпонованный сценарий, плод упорного труда Н.Д.Волкова, одного из ведущих драматургов балетного театра. В сценарии «Спартака» все основательно и точно — эпоха, даты, исторические факты, исторические личности: Спартак, Фригия, римский военачальник Красс.
Независимо от Волкова мысли о Спартаке как герое балета давно волновали и Хачатуряна. В результате родилось произведение, по жанровым признакам принадлежащее к немногочисленным образцам исторического романа на балетной сцене. Монументальная композиция в четырех актах включает около 50 номеров, среди которых выделяются подлинно фресковыми масштабами «Триумф Рима», «Восстание гладиаторов», огромная, слагающаяся из 13 эпизодов картина «Пир у Красса», трагический
эпилог, начинающийся битвой и кончающийся Реквиемом. П( разительного разнообразия достигает Хачатурян в претворении пла4 стических рисунков сольных и ансамблевых танцев — Египетскс танцовщицы, Пастуха и Пастушки. Музыка подсказала бале мейстерам и исполнителям создание двух разительно несхоя адажио: Спартака и Фригии, Эгины и Гармодия. В первом царр глубокая человеческая нежность, преданность, во втором — не знающая запретов и покровов чувственность.
У первого постановщика «Спартака» — Л. Якобсона среди мне гих балетмейстерских и режиссерских удач и находок обращает: себя особое внимание один из эпизодов сцены восстания народ! ных масс: плебса, ремесленников, рабов и гладиаторов.
Сохраняя почти неприкосновенной основу музыкальной сценической драматургии «Спартака», разные балетмейстер* предлагали свое пластическое решение спектакля. На одной толь ко сцене Большого театра «Спартак» трижды праздновал cboi премьеру: в постановках И.Моисеева, Л.Якобсонами Ю. Григоро^ вича.
С полным основанием можно повторить: великолепной бт судьба Арама Ильича Хачатуряна! Как красочна, как живописна она и как похожа на его музыку. Как упоительна мировая ела музыканта, которого академик Б. В.Асафьев назвал «Рубенса! нашей музыки». Поистине рубенсовское праздничное изобилие,1 роскошество звучащего мира, звуковой материи, парчовыми переливами откликающейся на безграничные в своем разнообразш аккорды света, излучаемого жизнью. Игра светотеней, кажущаяся прихотливой и легкой, на самом деле завоевана огромным, упор ным трудом, раскрывающим тайну самого сложного, что есть искусстве, — тайну простоты.
Музыка в кино
Это одна из непростых тем в программе для VIII класса. Трудность ее связана с тем, что в ходе изучения темы восьмиклассниц ки призваны по-новому взглянуть на роль музыки в кинофильме перестать относиться к ней как к всего лишь звучащему фону.
Начать можно с того, что предложить учащимся проделать сле<< дующий опыт. Во время просмотра по телевизору какого-нибуд приключенческого фильма отключить в напряженный моме! погони звук и постараться почувствовать, как многое потерялось^ как нарушилась целостность картины, снизилась острота восприятия художественного образа. Уберите из фильмов «Семнадцать^ мгновений весны» и «Александр Невский» музыку, и они сразу|^ же заметно проиграют. Почему?
Дело в том, что в звуковом фильме музыка играет большую многообразную роль. Она служит важным средством раскрытий!
сюжета, делает более зримыми и выпуклыми характеристики основных героев, подчеркивает особую выразительность отдельных сцен. Учащиеся, наверное, видели прекрасный фильм «Александр Невский», музыку к которому написал С. Прокофьев. Можно напомнить им кадры, где тевтонские рыцари жгут Псков.
Рыцари спокойно наблюдают, как горит русский город. В это время звучит музыка. Композитор острыми, громоподобными аккордами выразил весь ужас происходящего. Другая картина: весь русский народ собирается на бой с коварным и беспощадным врагом. Мы слышим боевую, поистине народную песню «Вставайте, люди русские...», и она вселяет уверенность, что народ, поющий такие песни, не может быть побежденным. В яростной картине «Ледовое побоище» музыка просто не может быть отделена от изобразительного ряда, она составляет с ним неразделимое целое. Это действительно превосходная музыка, в значительной мере способствовавшая оглушительному успеху фильма. Недаром его постановщик — замечательный кинорежиссер С. Эйзенштейн сказал однажды: «Прокофьев не только один из великолепнейших композиторов современности, но и самый прекрасный кинокомпозитор». Можно попросить восьмиклассников вспомнить, в каком из предыдущих классов они слушали музыку из фильма «Александр Невский».
Редко можно найти такой фильм, где бы отсутствовала музыка. Разве что кинокартина «Живые и мертвые», в которой звуки войны принципиально воспроизведены режиссером А. Столпером без музыкальной «подкраски». Суровость боевых будней не требовала музыкальных украшений. С одними диалогами и шумами жизни часто выходили на экран фильмы итальянских неореалистов, скажем «Земля дрожнт» Л.Висконти.
Правда, иной раз, смотря какую-нибудь кинокартину, мы думаем, что она лишена музыкального сопровождения. А на самом леле музыка в фильме есть, только мы, увлеченные интересным сюжетом, не замечаем ее. Однако, даже не слушая музыку, звучащую в таком фильме, мы ее слышим. Она помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.
В хорошем фильме движущееся изображение, звуки жизни, музыка создают единый звукозрительный образ, и прав композитор Хачатурян, утверждал, что при совпадении со зрительным восприятием эмоциональное воздействие музыки в огромной степени возрастает.
Музыка кино прошла несколько этапов развития. Когда-то, в период немого кино, она была просто звуковым фоном, заглушавшим шум кинопроектора, и проигрывалась на граммофоне. Вскоре механическую запись сменил пианист-иллюстратор, а затем и ансамбль, исполнявший специально подобранную музыку.
С появлением звукового кино резко меняется роль киномузв ки, бесконечно возрастают ее возможности. Особое значение не редко приобретает песня, становясь подчас музыкальным стера нем фильма. Не раз такая песня, впервые прозвучав с экра становилась общенародной. Так было, например, с известны» песнями «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца», «Леди Сс вершенство» из телефильма «Мэри Поппинс, до свиданья!».
Важное место занимает музыка и в комедийных, хроникально документальных, научно-популярных фильмах, где художнн! музыкант как бы дополняет звучанием происходящее на экране Невозможно представить себе без музыкального сопровождения; детские, мультипликационные фильмы.
Использование звукового фона в кино удивительно многс разно. Можно смело сказать: сколько существует на свете звук? вых фильмов, столько есть и музыкальных решений. Музыка иг ет в кинокартине самые разнообразные роли — служит эмоци( нальной характеристикой героев, создает атмосферу действщ показывает авторское отношение к событиям и действующим . цам, передает национальный колорит... И многое-многое друг
Музыка в фильме может просто проиллюстрировать зрител! ный ряд, хотя это не самый лучший способ применения ее в кин< Идет, скажем, погоня, и в оркестре — лихорадка звучаний; рэ гулялась стихия, и в музыке — буря; а прогулка влюбленных npF луне сопровождается мягкой, лирической мелодией.
Но бывает и наоборот. Музыка не повторяет зрительный ряд, i вступает с ним в более сложные связи. Так, в фильме режиссер Э.Рязанова «Берегись автомобиля!» в эпизоде погони за Деточ* ным, угнавшим машину, звучит светлый вальс. Не галоп, не мари как это бывает обычно, а иежный, лирический вальс. Вплетаясь;! звуки бешено работающих моторов, «воздушная» мелодия пс черкивает привлекательные черты героя фильма. Ведь Деточ* крадет машины не для личного обогащения, а для того, чт проучить их хозяев — спекулянтов и взяточников. Деньги, выр$ ченные от продажи машин, он переводит через сберкассу в де ские дома. Музыка погони здесь не иллюстрирует действие внец*| не, а как бы раскрывает, по словам режиссера, мятущуюся Д} героя фильма.
Показательно, что исполнитель роли Деточкина — арти« И.Смоктуновский, подсказал композитору А.Петрову эту сво* особую интонацию в музыке — ее мягкость и элегичность отрази лись на музыкальной теме, ставшей главной в фильме.
Работа в кино ставит перед композиторами немало проблем., сих пор не сходит с повестки дня вопрос: каково соотношен* музыкального ряда и стихов в вокальной музыке? Одни иастаива-] ют на первенстве музыки, другие выдвигают на первый план по- эзию. И все же большинство композиторов, пишущих для киной
считают, что неоспоримая победа приходит тогда, когда оба эти элемента равнозначны. «Я исхожу из того, — писал композитор М.Таривердиев, — что вокальная музыка рождается от соединения двух равноправных образов — поэтического образа и образа музыкального. Соединяясь, они должны обрести совершенно новое, третье качество, не присущее отдельно стихам и отдельно музыке, когда они живут самостоятельно. Понятно, что в этом случае стихи должны быть стихами, а не текстом»[38].
И композитор подтвердил это собственной практикой, написав прекрасную музыку к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «С легким паром», «Человек идет за солнцем» и еще не менее чем к тридцати кинолентам.
Мюзикл. Само слово «мюзикл» (musical) в переводе с английского означает «музыкальный», — музыкальный спектакль или музыкальный фильм. Истоки мюзикла исследователи относят к началу XX столетия.
Новый жанр музыкальной комедии утвердил себя на Западе. Появились мюзиклы, признанные классическими: «Моя прекрасная леди» и «Вестсайдская история» в Соединенных Штатах, «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора» во Франции, «Оливер» в Англии. Мюзиклы стали появляться и на сценах отечественных театров.
Простыми, несложными для восприятия средствами мюзиклы весело и занимательно решают серьезные проблемы.
Это отнюдь не пьеса с музыкальными вставками. Напротив, музыка здесь определяет драматургию, составляет ее основу. Она настолько полно сливается с действием, что без нее невозможно представить себе развитие событий. Пение и танец становятся равноправными союзниками слова, они участвуют в развитии сюжета, а не являются его «украшающим» фоном. Пение органично вытекает из диалога и столь же незаметно переходит в него; казалось бы, случайное танцевальное движение выливается в таиец — и он становится массовым, и уже все действующие лица заражены единым стремлением, общей эмоцией, которую иными способами, как через танец, и высказать невозможно.
Режиссер Р. Быков снял озорной музыкальный фильм «Айбо- лит-66», открывший новый этап развития мюзикла. Детская сказка изменилась до неузнаваемости, и ее персонажи приобрели маскарадный облик. Бармалей, к примеру, растерял свои грозные черты разбойника, которым пугают маленьких детей, и оказался пустым хвастуном. Зрители — и взрослые и малыши — с интересом следили за знакомым всем сюжетом, обретшим новые черты. Неслучайно режиссер назвал свою картину «кувыркалиадой». Атмосферу сказочности и веселого лицедейства поддерживала зыка Б.Чайковского. В фильме прозвучало тринадцать песен, мет ко раскрывающих характеры героев — мнимых и подлинных, и полагается в сказке, все закончилось хорошо, потому что ис* тинным храбрецам, вроде доктора Айболита, не страшны ника-i кие препятствия.
В жанре мюзикла снимались у нас киносказки «Король-олеь «Приключения Буратино», «Мама» (по сказке «Волк и семеро коз лят»), «Мэри Поппинс, до свиданья!». Привычные сюжеты пода1-] вались здесь необычно, с массой смешных трюков. Фильмы бь насыщены музыкой, танцами, акробатикой. Все это требовало актеров высокого, разностороннего мастерства. Людмила Гурчен^ ко, исполнительница роли Козы в совместном совете ко-румыне а ко-французском фильме «Мама», очень точно определила те oco^f бые требования, какие предъявляет к актерам новый жанр: создав вая образ, актер мюзикла помимо драматического мастерства должен обладать способностью легко входить в ритм, мгновенно под|| хватыватъ нужную оркестровую ноту. При этом тело становится легким и поющим, лицо начинает казаться прекрасным, в гол< звучат все тончайшие оттенки.
Следует порекомендовать восьмиклассникам во время проеме фильмов в кинозале и на телеэкране прислушиваться к музыке^ Она многое может подсказать. И если музыкальное сопровожден! ние полностью слилось с замыслом режиссера, с игрой актера, идеей фильма, можно сильнее ощутить художественное воздей-Ц ствие картины как произведения искусства.
Домашние задания по слушанию музыки
Как уже говорилось, у учащихся к VIII классу повышается; вень произвольного внимания в процессе слушания. Это позволяв ет отбирать для урока длительно звучащие произведения, боле сложные по музыкальному языку, нежели те, что были прослу^ шаны ранее. Следует несколько раз возвращаться к прослушанное музыке, повторяя основные темы, закрепляя пройденное. Особ£ значение в деле воспитания школьников — слушателей музы» имеет домашняя работа учащихся. Им уже можно давать зада прослушать самостоятельно ту или иную симфонию, оперу, тату, романс. Для этого используют передачи радио и телевиде| ния, имеющиеся дома у некоторых учащихся высококачествен* ные цифровые записи музыки на компакт-дисках. Затем в классу можно провести обсуждение прослушанной музыки. В ходе бесеЛ проверяется знание учащимися отдельных фрагментов, тем, про-| изведения в целом.
Выдающийся просветитель и гуманист Дени Дидро писал ког-; да-то: «Я хотел бы найти ту школу, где учат чувствовать». Урон
музыки в школе имеют большое значение для воспитания эстетических чувств, идеалов и потребностей школьников. При хорошей постановке дела уроки эти воспитывают истинных любителей и ценителей музыкального искусства, которые сумеют провести художественный анализ музыки, сформулировать свое отношение к различным музыкальным произведениям, жанрам и направлениям музыкального искусства.
Практика лучших учителей показывает, что уроки музыки и внеклассные музыкальные занятия в школьных кружках и музыкальных коллективах составляют обычно стержень, основу для последующего музыкального воспитания учашихся на факультативных занятиях и при самостоятельном знакомстве с высокохудожественной (классической, народной и современной) музыкой.