ГБОУ СОШ № 2051 город Москва

ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru

Лебедева Ольга
ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru
Стекольщикова Дарья
Малекова Дина
ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru
Смирнов Влад
ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru

ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru Актуальность работы:

Музыка - это древнейшее искусство. Она не ограничена ничем, кроме фантазии композитора. С ее помощью люди многие века грустят, радуются, задумываются о чем-то, отдыхают, танцуют. Для чего же человечеству нужен такой загадочный мир как музыка?

Музыка зародилась многие века назад на Африканском континенте. Историки считают, что самыми первыми музыкальными инструментами были примитивные ударные, а вслед за ними появился прототип современной флейты. Но еще задолго до этого древние люди извлекали различные звуки при помощи тростника, рогов убитых животных, камней, костей и прочих материалов.

По мере эволюционного развития общества прогрессировала и музыка. Появлялись новые инструменты, музыкальные жанры, направления и стили. Была разработана нотная азбука. Все это произошло за счет огромной любви человека к ритму и мелодии. Многие современные люди не представляют свою жизнь без музыки. Кто-то посещает концерты, клубы, вечеринки, чтобы расслабиться, послушать любимую музыку и потанцевать. А некоторые личности не расстаются с плеером и слушают любимые песни везде: в транспорте, дома, на прогулке. Современная музыка хороша тем, что в ее изобилии стилей любой человек сможет найти именно тот, который будет созвучен его душе. Причем, совсем не обязательно быть поклонником ограниченного числа музыкальных направлений. Можно быть меломаном, ведь музыка уникальна своей многогранностью. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии и музыкосуггестии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе. Распространено суждение, что ритмичная музыка оказывает положительное воздействие на разум и головной мозг в том случае, если она достаточно сложна и провоцирует повышение активности головного мозга. Ей должна быть присуща синхронность, а возникающие при ее проигрывании звуковые волны должны находиться в соответствии с внутренними ритмами организма.

Чтобы оказывать благотворное влияние на организм и функционирование разума, музыка должна звучать с такой громкостью, которая хорошо воспринимается слушателями, и иметь правильный ритм. Также ритмичная музыка помогает развитию быстроты математических вычислений, но мешает сконцентрироваться на запоминании слов, чисел.

Мы решили выяснить, так ли это?

Обзор литературы:

Прежде, перед тем, как приступить к практической части работы, мы изучили уже имеющуюся информацию.

Влияние музыки на мозг – это воздействие прежде всего на не доминантное полушарие. Таким образом, у человека, который слушает мелодии, включается полушарие, которое обычно в повседневной жизни не задействуется. Человека накрывают чувства и эмоции, которые трудно пережить еще раз. При окончании произведения мозг вновь возвращается к обычной работе, но при этом все ощущения и воспоминания остаются. При частом прослушивании любимой и мелодичной музыки у человека в голове накапливается целый архив положительных чувств, и, естественно, это влияет на его самочувствие, на работу интеллекта.

Мозг человека при прослушивании произведений генерирует электрические волны, и поэтому в полной мере задействуется сознание. Ученые проводили многочисленные эксперименты и выявили несколько уровней состояния головного мозга:

-альфа – стадия расслабления нервной системы и, соответственно, смутного сознания;

-бета – эмоциональная активность, чувственность, чуткое восприятие им всего происходящего;

-дельта – состояние, когда человек крепко спит. Мозг в это время практически отключен, сознание не является активным;

-тета – состояние, вытекающее из дельты. Несмотря на глубокий сон, человек видит яркие сны, сопереживает и радуется за их героев;

-комплекс – состояние, при котором на человека нисходит озарение. При данной стадии человек может разом сочинить, например, гениальное стихотворение или найти решение всех своих проблем одним способом. Однако данное состояние является очень коротким по продолжительности. Темпо-ритм создает свое особое поле влияния на психо-телесные реакции человека. Самой распространенной реакцией человека в поле темпо-ритмической музыкальной структуры является танец. На молодежных дискотеках многие танцевальные композиции начинаются со звуков ударников, что сразу же обозначает темп, на который постепенно накладывается ритмический рисунок. Молодежь начинает танец сразу же, ведь для их танца не нужно больше ничего, эмоционально-двигаельный «выброс» произойдет даже, если барабаны будут звучать в одиночестве на протяжении всей композиции без гармоническо-мелодической поддержки. Впрочем, африканские племена и сохранившиеся племена северных народностей, а также индусы, в своих знаменитых рагах успешно используют свойства разнообразных темпо-ритмических сочетаний, исполненных исключительно на барабанах. Барабанный бой – лучшая иллюстрация прямой связи состояния человека с темпо-ритмической структурой музыки. В ходе экспериментов, которые были проведены нами в группах добровольцев, было сделано открытие, что монофоническое звучание барабана, в виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно-двигательный аспект реакции человека (заставить танцевать тело – «тело в пляс пустилось»), когда темп достигает или превышает скорость биения сердца (130-140 ударов в минуту).

При этом медленный темп, который в 2 – 3 раза медленнее сердечного, способен ввести человека в состояние транса. Этим свойством пользуются шаманы для введения в подобные состояния людей, участвующих в шаманских ритуалах.

Одним из основных элементов холотропной сессии является побуждающая музыка. Сессии, проведенные под музыку барабанов, проходили преимущественно с повышенной двигательной активностью. Даже те из «холонавтов», кто был пассивен в своих телесных проявлениях, рассказывали, что они представлялись себе шаманами или индийскими божествами (в зависимости от звучащей музыки). Но они не позволяли себе телесно включаться в воспроизводимый в сознании танец из-за разного рода внутренних запретов, которые на тот момент не были еще достаточно проработаны. То есть степень внутренней раскрепощенности предопределяет соотношение внутренних (эмоционально-образных) и внешних (активных двигательных) реакций на звучание барабанов в зажигательных ритмах.

Темпо-ритмическая структура музыки может употребляться как способ диагностики эмоциональной закрепощенности и запретов, связанных с телом. Нами замечено, что человек, позволяющий своему телу соответственно реагировать на танцевальные ритмы, имеет меньше запретов, связанных с телом. Так сказать, вокруг его тела меньше морали. Но, если человек не позволяет себе включиться в звучащий ритм, то постепенно, оставаясь в зоне воздействия ритма (звучания музыки), его проблемные зоны (зоны контроля) дают о себе знать. Например, если импульс, запущенный танцевальным ритмом, не проходит в тело из-за эмоциональной подавленности, то человек очень скоро начинает раздражаться, поскольку возрастает напряжение именно в зоне его защиты. То есть потоки импульсов, направленных к телу должны блокироваться привычным способом, тратя на это больше ресурсов, чем обычно из-за увеличения интенсивности импульсов.

Особенности влияния музыкальной темпо-ритмики помогает быстрее погрузиться в измененные состояния сознания. Темп, поддерживаемый только звучанием барабанов, с наложением часто повторяющихся ритмических рисунков не нуждается в подробной эмоционально-ментальной обработке. Эту информацию сможет «обработать» и тело. Эмоциональность и мышление освобождаются от участия в процессе реагирования, отдавая приоритеты телу. Если реакции тела совпадают с темпо-ритмическим звучанием, то тело «завоевывает» доверие и не требует дополнительного контроля. Смещение акцента в этом случае уже не является обычным явлением, и сознание оказывается в измененном состоянии, что можно определить по изменению мимики и движений тела. Особенно это касается экстремальных темпо-ритмических сочетаний. Не зря, так называемая «кислотная» молодежь, увлекающаяся употребляющая наркотики, предпочитает дискотеки в стиле «Хаус», «Транс» и «рэйв», где темп танцевальных композиций достигает 170-180 ударов в минуту, а звук ударных инструментов всегда звучит на переднем плане и громче, чем любые другие звуковые сочетания.

ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru

Исследование №1.

«Изучение влияние ритмичной музыки на высшую нервную деятельность человека»

Проводила:

Малекова Дина, учащаяся 10 «Б» класса.

Цель:

изучение влияния разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности человека

Задачи:

- изучить влияние прослушивания школьниками музыки трёх принципиально разных видов на кратковременную память, уровень концентрации внимания и скорость произвольной двигательной реакции;

- предложить использование результатов исследования в различных областях жизни человека.

Гипотеза:

в зависимости от типа человека, умения сосредотачиваться на выполнении какой-либо работы и возможностей восприятия информации, прослушивание музыки по-разному сказывается на разных учениках;

Методы исследования:

тестирование, эксперимент, анализ, сравнение;

Материалы и оборудование:

подготовленная презентация, электронная доска, листы бумаги, ручки, мелодия «Ритмичная скрипка»

Ход работы:

1) Я проводила исследование в группе учащихся старших классов нашей школы

2) Я показала на слайде презентации список из десяти сменяющих друг друга слов с интервалом в 1 секунду

3) Затем попросила ребят воспроизвести список на листе бумаги.

4) Количество правильных слов зафиксировала в таблице

5) Повторила тест при включенной музыке (громкость средняя, ближе к сильной; перед тестом музыка была включена в течение пяти минут). При выполнении второго теста, я использовала другой набор слов. Количество правильных слов зафиксировала в таблице.

- результат остался неизменным
- результат ухудшился
- результат улучшился

6/19 учащихся улучшили свой результат (приблизительно 31 процента)

10/19 учащихся ухудшили свой результат (приблизительно 53 процента)

У 3/19 результат остается неизменным (приблизительно 16 процентов)

№ испытуемого Класс Результат теста в тишине (кол-во верных слов) Результат теста под музыку (кол-во верных слов)
№1 Брушнивской
№2 Вельдецких
№3 Кашавуева
№4 Гаспарян
№5 Самсонова
№6 Яковлев
№7 Артёмцева
  №8 Таланов
  №9 Сетдинова
  №10 Головкова
  №11 Макаров
  №12 Низамов
  №13 Цыганков
  №14 Рослая
  №15 Петрова
  №16 Золотарёв
  №17 Жданмперк
  №18 Иванов
  №19 Исхакова
  Средний показатель во всей группе   6,74 6,4

ГБОУ СОШ № 2051 город Москва - student2.ru

2) Подсчёт среднего результата:

6,74 – 100%

6,4 –х% х=95%

По результатам проведенного опыта видно, что средний показатель изменяется незначительно (на 5%).

Вывод:

Предполагаемая мною гипотеза подтверждается, т.к. у каждого из исследуемых результаты изменяются по-разному. Но средний показатель говорит о том, что в большей степени ритмичная музыка замедляет работу мыслительных процессов, отражающихся на запоминании слов учащимися (в данном случае).

Проводимый мною опыт может активно использоваться учениками, т.к. множество детей и подростков предпочитают выполнять домашнюю работу под различную музыку.

Ознакомившись с результатами, они поймут, что музыка будет так или иначе сказываться на их мозговой деятельности.

Исследование №2.

Наши рекомендации