Строй и ансамбль. хоровое сольфеджио.
(Работа над чистотой интонации и развитием ладового и гармонического чувства).
Хоровое сольфеджио представляет собой комплекс методических приёмов и упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности ребёнка, развития гармонического, функционального слуха, чувства ритма. Это методика, разработанная для хоровых студий и различных хоровых коллективов Г.А. Струве (см. сборник Г.А.Струве «Хоровое сольфеджио»), включает в себя несколько видов работы: освоение музыкальной грамоты, пение с ручными знаками, вокальные упражнения, работу над многоголосием, чтение нот с листа.
Несомненно, если преподаватель использует полностью систему или элементы хорового сольфеджио, то эффективность и качество его работы значительно возрастают, а значит и исполнительские возможности хора.
Начало работы по программе Струве связано с освоением ладовых жестов. Визуализация высоты звука, показ движениями руки ступеней лада, а также использование пособий - нотоносец, столбица, – все эти способы помогают ребёнку «увидеть» лад, осознать взаимосвязи ступеней, т.е. найти ориентиры, выстроить систему координат, зрительно-слуховых представлений для уверенного интонирования. Первые успешные результаты - точность интонирования ладовых оборотов - приходят сразу, потом предстоит путь дальнейшего освоения комбинаций ступеней, двухголосья и многоголосья.
Последовательность работы освоения ступеней в ладу может быть такой:
Изучение ладовых оборотов из 2, 3 ступеней (V-III, V-VI-III и т.д.)
Комбинации изученных ладовых оборотов.
Постепенное освоение гаммы с ладовыми жестами.
Работа над чистым и выразительным интонированием диатонических ступеней лада (I-III-I, I-II-I, I-V-I, I-VII-I и др.) с использованием ладовых жестов.
(Подробнее см. Хоровое сольфеджио Г.Струве)
Так как основной вид хорового изложения в первом классе одноголосие - унисон, то главные задачи хорового сольфеджио связаны с выработкой у хора ясного и чистого интонирования одноголосия.
Начальное двухголосье появляется как вариант игровых заданий, упражнений, варьирования попевок, народных песен и ставит целью постепенную тренировку гармонического слуха, подстраивания голосов в элементарных двухголосных заданиях. Это работа направлена на воспитание в более старших классах строя в двухголосии и многоголосии.
Музыкальная грамота
В наши дни для изучения нотной грамоты широко используются информационно-компьютерные технологии, современные методические пособия. Уроки с применением информационно-компьютерных технологий становятся не только более яркими, интересными, но и более информативными, запоминающимися для детей. Такие уроки способствуют активизации внимания, что повышает уровень освоения материала, и, самое главное, повышает интерес детей к урокам музыки и к музыкальному искусству в целом.
Нотная запись является обобщением звуковысотных и ритмических представлений. Дети поют со словами и по нотам и постепенно привыкают сольфеджировать лёгкие примеры. Песни разучиваются с голоса учителя с опорой на нотную запись (прослеживание по нотам).
До сих пор существуют разные мнения об использовании в начальном периоде обучения пению относительной сольмизации (слоговых названий с ручными знаками - зо-ви и т.д.) и абсолютной. В разных странах действуют разные методики и образовательные программы.
Большинство авторов сходится в том, что в дошкольном возрасте и на начальном этапе обучения в школе, ладовая система относительной сольмизации с ручными знаками работает очень хорошо. Но т.к. дети должны достаточно быстро начать работать с нотной записью (по новым отечественным программам с 1 класса) – предпочтительнее быстрее начать ориентироваться в нотах и сольфеджировать на посильном уровне, а значит знакомство с абсолютной системой не должно откладываться.
Путь изучения ладовых ступеней таков- небольшими комплексами V-III, V-VI-III и т.д., которые осваиваются в пении в разных сочетаниях, проучиваются, хорошо запоминаются. Тот же путь я предлагаю при изучении нот гаммы - небольшими комплексами нот - по 2, добавляя по 1. Основные виды работы - пение, написание, чтение нот.
Порядок работы:
1. Заучить, как стихотворение, названия нот вверх, затем вниз по гамме и проговаривать с различными игровыми задачами- злая гамма, быстрая, добрая, гамма летает и т.д.).
Далее изучать сочетания по 2-3 ноты, постепенно по одной ноте добавляя с ладовыми ручными знаками.
Возможный порядок изучения нот:
2. Фа – соль, попевки, распевки на этих нотах, написание и чтение нот.
3. До – ре - ми. Не самые удобные для пения детьми, т.к. некоторые интонируют в более высоком регистре. Главное, найти интересные задания, весёлые занимательные стихи для пения попевок, распевки и этот неудобство дети смогут быстро преодолеть (см. Весёлое сольфеджио). Примеры:
«Качели» - через одну ноту- нотки качаются, упражнение без словесного текста, поём до-ми, до-ми.
«У кота-воркота» - 3 ноты подряд вверх и вниз.
«До-ре-ми- ко мне котики пришли…» и др.
Чтение и пение нот в разных сочетаниях ре-ми-до и т.д.
4. Ноты верхнего тетрахорда ля-си- до. Они не всем удобны для пения, многие дети их не интонируют, или интонируют не уверенно. Поэтому надо осваивать их постепенно, добавляя по одной ноте.
Ля - в комплексе с фа-соль-ля, удобная песня «Соколок» А. Чернецова.
Си – «Плыл кораблик» считалка В. Биберган (см. Приложение 5).
Верхнее До (см. выше упражнения на стр. 30).
Каждый комплекс ступеней надо закреплять 1-2 урока, затем добавлять новые ступени и новые опевки.
«Весёлое сольфеджио».Мы используем на уроках попевки на нотах гаммы, придуманные вместе с детьми. Все попевки в пентахорде на разной высоте, слова возможно досочинять или переделывать по-своему на уроке, например:
Ре-ре-ре, ре-ре-ре кошки во дворе (пентахорд вверх),
ре-ре-ре, ре-ре-ре козы на горе и т.д.
Ми-ми-ми, ми-ми-ми-апельсин возьми, яблочко возьми, ананас возьми и т.д.
Сольфеджирование.
При изучений нотной грамоты (в начальный период - звуков на белых клавишах!) - вся работа в том числе и ладовая, происходит в до мажоре. Используются разнообразные пособия фланелеграф, подвижная нота, ноты –пуговицы, Столбица и т.д. Много забавных стихов про ноты, даже целые сказки, которых много в интернете. Хорошо использовать примеры для чтения нот, распечатанные на бумажных листах -цветные, с крупными нотами - это попевки на 2, 3, 4, 5 нотах, связанные с изучаемым комплексом нот постепенно усложняющиеся. Помимо пения упражнений сольфеджио из 3-4 нот, хорошо включать в работу на уроках песенки с названием нот в тексте песен: Лягушонок, Качели, Синий домик, песня о радужной гамме - Сбор ноток (из сборника М.Л. Лазарева) и др.