Сольфеджио и теория музыки

ПРОГРАММА

профильного вступительного испытания в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет»

для абитуриентов 2017 года

по дисциплине «Творчество (исполнительское мастерство)»

для специальности:

1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография

Дневная форма получения образования

I. Общие указания

Место и роль профессии

Необходимость подготовки педагогических кадров по специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография с присвоением квалификации «Педагог-музыкант. Преподаватель» обусловлена особенностями социально-экономического развития и спецификой современной социокультурной ситуации в Республике Беларусь.

В рамках данной специальности подготовка современного педагога в области эстетического образования является полифункциональной, многоплановой по своему содержанию, обеспечивающей готовность педагога к различным видам профессиональной деятельности. Освоение специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография позволит на высоком профессиональном уровне осуществлять как учебный процесс, так и кружковую, клубную и внеклассную работу, охватывающую весь спектр музыкальных и танцевальных мероприятий и праздников.

Название учреждения образования, год

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2017.

Специальность (направление специальности)

1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография

Цель и задачи профильного вступительного испытания

Цельпрофильноговступительного испытания по дисциплине «Творчество (исполнительское мастерство)» – качественный отбор абитуриентов для получения высшего образования по специальности
1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография (дневная форма получения образования).

Задачами профильноговступительного испытанияявляются:

· выявление уровня теоретических знаний и практических умений абитуриентов;

· обеспечение объективности оценивания знаний и умений абитуриентов;

· определение профессиональной пригодности абитуриентов.

Минимальный базовый уровень подготовки абитуриента в области избранной специальности (направление специальности)

Абитуриентами специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография могут быть выпускники учреждений общего среднего образования, в которых реализуется музыкальная или хореографическая направленность, выпускники детских школ искусств.

Содержание профильного вступительного испытания соответствует содержанию утвержденных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь учебных программ факультативных занятий «Сольфеджио», «Игра на музыкальном инструменте», «Инструментальный ансамбль», «Вокальный ансамбль», «Народно-сценический танец» учреждений общего среднего образования, в которых реализуется музыкальная или хореографическая направленность, учебных программ детских школ искусств.

II. Требования к профильному вступительному испытанию

Структура профильного вступительного испытания

Программу профильного вступительного испытания составляют четыре этапа, в ходе прохождения которых определяется уровень теоретических знаний и практических умений абитуриента.

Этапы профильного вступительного испытания:

1. Сольфеджио и теория музыки.

2. Музыкальный инструмент.

3. Вокал.

4. Ритмика и хореография.

Основные программные требования к уровню подготовки абитуриента на всех этапах профильного вступительного испытания

Сольфеджио и теория музыки

По сольфеджио и теории музыки абитуриент должен ответить на вопросы экзаменационного билета по теории музыки и сольфеджио; продемонстрировать наличие слуховых данных – звуковысотного и мелодического слуха, чувства метроритма.

Теоретические вопросы экзаменационных билетов

Музыкальный звук и его свойства. Название звуков. Знаки альтерации. Нотный стан. Длительности нот, способы увеличения длительностей. Метр. Размер (простой, сложный, смешанный, переменный). Ритм. Особые виды ритмического деления. Синкопа. Лад. Лады народной музыки. Переменный лад. Тональность. Виды мажора и минора. Кварто-квинтовый круг тональностей. Интервалы (простые и составные, консонансы и диссонансы). Обращение интервалов. Тритоны натурального и гармонического мажора и минора. Характерные интервалы. Аккорды. Типы аккордов. Аккорды в ладу. Трезвучия главных и побочных ступеней. Септаккорды. Виды септаккордов. Внутриладовая альтерация. Хроматизм. Хроматическая гамма. Энгармонизм звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Тональности первой степени родства. Мелодия. Виды мелодического движения. Секвенция. Элементы строения музыкальной речи. Транспозиция. Мелизмы. Темп.

Проверка музыкальных способностей абитуриента

1. Пропеть отдельные звуки, мотивы, мелодические построения, сыгранные экзаменатором на фортепиано.

2. Повторить за экзаменатором различные ритмические рисунки.

Примерные варианты экзаменационных билетов по сольфеджио и теории музыки

Экзаменационный билет № 5

1. Интервалы (простые и составные). Привести примеры.

2. Проверка музыкальных способностей.

Экзаменационный билет № 12

1. Тональность. Виды мажора и минора. Построить мажорную гамму D-dur (натуральный вид).

2. Проверка музыкальных способностей.

Наши рекомендации