Схема Прелюдии Ф. Шопена ля мажор

Фраза А Фраза В Фраза С Фраза D

Первое предложение

Фраза А1 Фраза В1 Фраза С1 Фраза D1

Второе предложение

Вокально-хоровая работа.

Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).

Ø “Есть только миг” композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, написанная к известному кинофильму “Земля Санникова” и, вероятно, многим из вас уже знакомая. Послушайте 1 куплет этой песни, вспомните ее, обратите внимание на ее интонационные краски и настроение, а так же поразмышляйте, похожа ли ее форма на “Прелюдию № 7” Ф.Шопена?

Показ одного куплета.

Д: - В этой песне мы слышим лирическое размышление о смысле жизни. Задумчивая, неторопливая, но яркая и выразительная мелодия заставляет и нас размышлять об отношении к собственной жизни: яркой мгновенной вспышкой озарить все вокруг или неторопливо тлеть долгие годы.

У: - А что вы можете сказать по поводу построения этого фрагмента песни?

Д: - Так же, как и прелюдия, он построен в форме периода, но он усложнен повторением 2-го предложения, в этом состоит его отличие.

У: - Верно, вы правильно определили форму куплета этой песни. А повторение, о котором вы сказали, называется в музыке РЕПРИЗОЙ. ( Запись в тетради.)

Предлагаю разучить первый куплет песни.

У: - Давайте вместе подумаем, какой образ мы должны создать, исполняя песню?

Д: - Задумчивый, философский, лирический.

Разучивание начинаем с выстраивания 1-го звука.

Затем использую приемы:

1. “Музыкальное эхо” ( повторение фраз после исполнения учителем).

2. Пение по цепочке ( по группам или по рядам).

3. При исполнении особое внимание уделяю плавному, певучему звучанию.

4. Работаю уже при разучивании над кульминационным развитием.

После разучивания куплета, исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.

IV. Итог урока.

У: - Итак, с какой простейшей формой музыки мы познакомились?

Д: - Мы познакомились с периодом.

У: - Как вы поняли, что из себя представляет период?

Д: - Это построение из 16-ти тактов, выражающее одну музыкальную мысль, и состоящее из 2-х предложений.

У: -Какие произведения в этой форме звучали сегодня на уроке?

Д: - “Прелюдия № 7” Фридерика Шопена и песня “Есть только миг”.

У: - Убедили ли нас эти произведения в правильности и неоспоримости утверждения Ромена Роллана?

Д: - Да, конечно, мы встретились с музыкой, которая проста в построении, но удивительно красива и выразительна.

Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.Рассмотрим произведение, написанное в форме периода, которая в музыке считается одной из простейших.

Однако всякая простота в искусстве нередко оказывается мнимой. Краткое, но ёмкое по смыслу высказывание – такое определение произведения, написанного в форме периода, нередко представляется наиболее верным.

V. Домашнее задание.

Определение и строение периода. Исполнять песню.

Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее произведения, построенных в форме периода.

Урок 22

Тема: Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

III. Работа по теме урока.

В музыке, как и в поэзии, одну из основ звуковой организации образуют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Вот как строит своё стихотворение – Афанасий Фет:

Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Счастию сердце легко предается:
Мне близ тебя хорошо и поется.
Свеж и душист твой роскошный венок.

Каждая строфа этого стихотворения обрамляется одной и той же строчкой, что образует своеобразную репризность. В музыке такие повторы составляют главную суть музыкального развития, сообщая произведению симметрию и стройность.

Формы, имеющие повторы (репризы), используются в музыке намного чаще, чем безрепризные. Поэтому гораздо чаще можно встретить трёхчастную форму, чем двухчастную: ведь двухчастная, особенно не включающая репризы (безрепризная), как правило, статична, ведь в ней почти отсутствует образное развитие.

Романс Глинки - воспевание прелестной венецианской ночи, наполненной звуками баркаролы, несущей радость, красоту, дыхание весны.

В основу романса Глинки положен отрывок из стихотворения И. Козлова «Венецианская ночь»:

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав -

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

Что же, что не видно боле

Над игривою рекой

В светло-убранной гондоле

Той красавицы младой,

Чья улыбка, образ милый

Волновали все сердца

И пленяли дух унылый

Исступленного певца?

Нет ее: она тоскою

В замок свой удалена;

Там живет одна с мечтою,

Тороплива и мрачна.

Не мила ей прелесть ночи,

Не манит сребристый ток,

И задумчивые очи

Смотрят томно на восток.

Но густеет тень ночная;

И красот цветущий рой,

В неге страстной утопая,

Покидает пир ночной.

Стихли пышные забавы,

Все спокойно на реке,

Лишь Торкватовы октавы

Раздаются вдалеке.

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).

Вокально-хоровая работа.

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).

IV. Итог урока.

Музыка, заглянув в душу человека, говорит нам, что полной и всеобъемлющей радости не бывает, что она, как ни велика, а всегда таит в себе неуловимую ноту грусти. Грусть эта прекрасна: благодаря ей люди не утрачивают способности к радости и восхищению.

V. Домашнее задание.

Исполнять романс.

Урок 23

Наши рекомендации