Мелодические и гармонические интервалы.

NB!!! Интервалы также делятся на мелодические - когда их составные ноты играются последовательно либо вверх (восходящий интервал) (см. Рис.36) либо вниз (нисходящий интервал) (см. Рис.37), и на гармонические - когда их составные ноты играются одновременно (см. Рис.38).

Мелодические и гармонические интервалы. - student2.ru

Рис.36 Мелодические интервалы вверх от "До" с указанием количества тонов между нотами.

Мелодические и гармонические интервалы. - student2.ru

Рис.37 Мелодические интервалы вниз к "До" с указанием количества тонов между нотами.

Мелодические и гармонические интервалы. - student2.ru

Рис.38 Гармонические интервалы от "До".

Далее на рисунке 39 показывается как строить вышеперечисленные интервалы от ноты “До” (см. Рис.39). Естественно, вам необходимо играть интервалы от разных нот.

Мелодические и гармонические интервалы. - student2.ru

Рис.39 Как построить интервалы от "До". Вертикальные полосы справа представляют собой схематическую клавиатуру фортепиано.

Упражнение: Попробуйте самостоятельно сыграть интервалы вверх, вниз и вместе от “До” на фисгармонии. Прислушайтесь к оттенкам звучания. Попробуйте также, исходя из количества тонов, построить интервалы от какой-нибудь другой ноты, скажем, “Ре” или “Фа”, записать их и сыграть на фисгармонии. Сравните звучание соответствующих интервалов от “До” и от вашей ноты.

Упражнение: Также рекомендую пройти по данной ссылке. Вверху страницы вы найдёте 3 викторинных опросника. Выберите тот, что слева, и потренируйтесь в определении интервалов. В самом низу страницы вы найдёте небольшое flash-приложение, в котором вы можете выбрать наименование интервала, будет ли он мелодический или гармонический, а также послушать, как он звучит, от любой выбранной вами ноты. В общем, поиграйтесь; думаю, разберётесь.

4.4 Консонанс и диссонанс*.

По характеру своего звучания интервалы также делятся на консонансы и диссонансы. Консонансы - это интервалы, звуки которых естественно, гармонично ложатся на слух, как бы “сливаясь” друг с другом. Составные звуки диссонансов же, наоборот, противоречат друг другу, создавая чувство дисгармонии. Играя диссонансный интервал, хочется скорее перейти в консонансный интервал. Это называется разрешением. В общем, разрешение - это переход из устойчивого интервала в наиболее близкий к нему устойчивый, но об этом пойдёт речь в III части сольфеджио.

Консонансные интервалы делятся на: -) Абсолютные - чистая прима (ч1), чистая октава (ч8) -) Совершенные - чистая квинта (ч5), чистая кварта (ч4) -) Несовершенные - малая и большая терция (м3 и б3), малая и большая секста (м6 и б6).

Диссонансные интервалы - это все остальные: малая и большая секунда (м2 и б2), увеличенная кварта (ув4) и уменьшённая квинта (ум5), малая и большая септипа (м7 и б7). -) Среди секунд малая секунда создаёт более острый диссонанс, чем большая. -) Среди септим, наоборот, большая септима создаёт более острый диссонанс, чем малая. -) Увеличенная кварта и уменьшённая квинта звучат одинаково.

NB! Наиболее ясно слышится различие в степени консонанса/диссонанса в гармонических интервалах, то есть, когда звуки интервала играются вместе. Поиграйте интервалы разной степени консонанса, сравните их звучание между собой, а также сравните его с диссонансными интервалами.

Интересно, что, хотя сами по себе диссонансы звучат дискомфортно, они играют в музыке очень важную, создавая импульс к движению, вариативности, выражению различных эмоций. Без диссонанса музыка утратит вариативность, чувственность, а следовательно, станет безжизненной, имперсональной.

Мелодические и гармонические интервалы. - student2.ru

Рис.40 Мажор и минор.

В индийских тхатах (ладах), согласно которым классифицируются раги, можно наблюдать огромное количество различных диссонансных структур, создающих широкий спектр различных переживаний, что делает индийскую (традиционную) музыку очень пикантной и разнообразной.

Мелодические и гармонические интервалы. - student2.ru

Рис.41 Индийские раги.

Примером таких диссонансов может быть использование в некоторых рагах “Ре-комал” (пониженной II ступени диатонического лада), образующей между I и II ступенями малую секунду (м2): бхайрав-рага. Также примером может быть использование “Ма-тивра” (повышенной IV ступени лада), образующей между I и IV ступенями увеличенную кварту (ув4): калйан-рага. Если сравнить мажорный лад (“радость”) и минорный лад (“грусть”) в западной музыке с сахаром и солью, то индийские раги - это... индийские “музыкальные специи”. С рагами всё так же, как и со специями, - сначала трудно привыкнуть, а потом сложно представить себе жизнь без них.

Здесь ещё интересная информация по консонансу/диссонансу.

Как учить интервалы.

А теперь, собственно, самое важное об интервалах. Каждый интервал, независимо от ноты, от которой его играешь, имеет свой уникальный оттенок звучания. И, вот, именно то, как звучит каждый отдельный интервал, - 1) последовательно вверх, 2) последовательно вниз, 3) одновременно - надо запомнить и регулярно тренировать себя в этом.

Интервалы вы должны различать как буквы алфавита! Напомню, что благодаря способности определения интервалов на слух вы очень быстро сможете подбирать ноты и записывать их. Если же вы это уже как-то умеете, то интервалы поднимут это умение на качественно иной уровень.

Несмотря на уникальность звучания каждого интервала, всё же многим трудно даётся различие некоторых пар интервалов, например: ч4/ч5, м2/м3, м7/б7, так как музыкальный слух ещё не развит. Но это не проблема! Интервалы также и даже намного эффективнее можно выучить с помощью ассоциативной памяти. Есть методика запоминания интервалов по знаменитым мелодиям и песням, которые у всех на слуху и которые начинаются с различных интервалов. Эта методика проверена временем и успешно применяется опытными учителями в музыкальных школах. Подробно эта методика с конкретными примерами, разбитыми по соответствующим им начальным интервалам, описана здесь; рекомендую. Например, песня “Учат в школе” начинается с малой сексты (м6), а “В лесу родилась ёлочка” - с большой сексты (б6). Со временем попробую сделать аналогичную подборку из вайшнавских мелодий.

Да, понимаю, основных интервалов целых 12. И для их запоминания необходимо время и силы, причём регулярно в течение какого-то времени. В музыкальной школе это прививают годами. Но это усилие окупится!

Практика

По ссылке ниже вы найдёте файлы PDF со стандартными простыми мелодиями на Харе Кришна. Буду ещё думать, чтобы привести мелодии ещё проще. Но вот пока самые простые, что пришли в голову. К каждой мелодии прилагается аудио-файл, где в midi-формате проигрываются ноты так, как они должны звучать.

– https://yadi.sk/d/iZ4trIztyEDh2 –

NB1! Обратите внимание на мелодию №2. Это мелодия Прабхупады с различными дополнительными частями. Поэтому сразу не пугайтесь, что там много. Можете просто выучить первую часть, или первые три. Или, если интересно, для более полной картины, – весь файл.

NB2! По ходу дела количество мелодий будет увеличиваться.

NB3! Ноты в данном разделе в большей степени приведены в ознакомительных целях. Они написаны в одну строчку. Эта строчка обозначает как голос, так и фисгармонию. Вообще, как я уже говорил выше, ноты в дальнейшем будут писаться в две строки: 1) строка голоса и 2) строка фисгармонии. Строка фисгармонии будет далеко не всегда идентична строке голоса. В ней ноты будут писаться с интервалами, аккордами а также с использованием небольших нотных пассажей. Но две строки я введу уже после того, как выпущу Сольфеджио часть II, где они войдут в практическую часть.

Ссылки

www.propianino.ru

www.music-theory.ru

www.wikipedia.org

www.7not.ru

www.muz-teoretik.ru

www.mydrum.ru

Наши рекомендации