Вопрос 4. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности

Речи

Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».

Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Техника речи включает:

- фонационное дыхание, которое дает силу голосу

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация:

- высота тона

- сила голоса

- внутри фазовые паузы

- темп

- тембр – эстетическая окраска голоса

Тренировка интонации включает:

- интонационная развертка знаков препинания

- работа над темпом и стилем речи

- различные виды пауз: физиологические, грамматические, смыслоразличительные, психолингвистические, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту;

- работа над голосом

Фонетическая культура.

- правильное произношение слов

- правильное ударение в словах

Невербальные средства общения.

Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.

Жесты: - выразительные

- описательные

- указующие

- подражательные

- язык глухонемых

- манеризмы – неоправданные жесты.

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности судебного ора­торского искусства.

2. Мастерство судебного оратора.

3. Значение ораторского искусства для юриста.

4. В чем вы видите этику речевого поведения оратора?

5. что вы понимаете под языковой личностью судебного оратора?

6. Что представляет собой механизм голосообразования?

7. Особенности устной и письменной речи?

8. Что вы понимаете под техникой речи?

Задания для самоконтроля

1. Проанализируйте речь судебного оратора Обнинского П.Н. «Обвинительная речь по делу Качки» (См. Приложение 3).

Отметьте особенности языковых средств, построение концептуальной схемы высказывания оратора. (См. Приложение 2. – вопросы для анализа речи)

Тренировочные упражнения

1.Артикуляционные упражнения.

1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

-Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

-ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;

-ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король - орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. 1978).

Наши рекомендации