Характеристика механистического и органического типов организационных систем

Характеристика организации Механистический тип ор­ганизации Органический тип ор­ганизации
Специализация Узкоспециализированная работа; разделение работ по операциям и действиям Широкая специализация работ
Стандартизация Высокая степень стандарти­зации задач, работ и проце- ИУР Неопределенность задач, временное закрепление задач за исполнителями
Иерархия Четкое выделение иерархи­ческих уровней; строгая со­подчинен ность уровней ие­рархии Уровни управления раз­мыты
Формализация Высокая степень формали­зации; использование пись­менных заданий, инструк­ций, регламентов, правил Низкая степень формализации; минимальное использование письменных инструкций
Централизация Централизация власти и от­ветственности Децентрализованная организационная структура
Внешняя среда Стабильная, простая, опре­деленная Нестабильная, сложная, неопределенная
Цели Производительность Эффективность, резуль­тативность
Технология Рутинная Нерутинная
Организационная культура Формальные, обезличенные отношения, основанные на строгой подчиненности Сотрудничество, группо­вая работа, неформальные отношения, готовность к изменениям

сонала. Эти изменения отражают растущую необходимость в разделении труда, увеличении письменной документации, тех­нической поддержке, большей степени самостоятельности сред­него и низшего звена

Если гибкость является определяющей в деятельности ва­шей организации, разделите организацию на простые автоном-

ные подразделения, пользующиеся значительной самостоятель­ностью и преимуществами малых организаций.

Используйте механистические структуры в организациях с массовым производством и простыми технологиями и гибкие орга­нические структуры для единичного или мелкосерийного про­изводства, сложных и высоких технологий.

•Чтобы усилить заинтересованность и сплоченность сотруд­ников в больших бюрократических организациях, предостав­ляйте им возможность заниматься новой и интересной работой, продвигаться вверх по служебной лестнице, направляйте уси­лия на формирование ценностей, разделяемых всеми работни­ками.

ГЛАВА 8

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СИСТЕМЫ1

Ни одна фирма не живет без изменений. Умеющие адаптиро­ваться процветают, негибкие исчезают. Эффективная и устой­чивая деятельность любой организации непосредственно зави­сит от того, как руководители и работники понимают, оценива­ют и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каж­дую его стадию. Организации зарождаются, развиваются, до­биваются определенных успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Какие-то из них развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руково­дитель должен знать, на какой стадии развития находится орга­низация, и оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствуют этой стадии.

Жизненный цикл — это период, в течение которого орга­низация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми. Задача руководителя со­стоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкрет­ной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, про­исходящие во внешней среде?

Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепро­верку специфических целей организации, на постановку вопро­са о целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.

При определении жизненного цикла организации важно учитывать жизненный цикл продукции. Жизненный цикл про­дукции — это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объемов производства.

Важно различать:

♦ полный жизненный цикл продукции;

♦ жизненный цикл продукции в сфере производства;

♦ жизненный цикл продукции в сфере потребления.

Автор настоящей главы Д.О. Ефимов.

Полный жизненный цикл продукции включает время со­здания, продолжительность выпуска и время эксплуатации из­делий у потребителей.

Понятие жизненного цикла продукции используется для:

♦ планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой
деятельности;

♦ организации послепродажного обслуживания изделий;

♦ выбора адекватных форм управления;

♦ создания необходимых структурных звеньев.

Наши рекомендации