История и эволюция менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились ис­кусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

политической— необходимость установления и поддержа­ния порядка в группах;

экономической — необходимость в изыскании, производ­стве и распределении ресурсов;

оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

Взгляды на управление развивались в соответствии с общественными отношениями, зависели от того, в какой соци­ально-политической системе они создавались и разрабатывались. Управленческая мысль неоднократно претерпевала существен­ные изменения с тех пор, как управление стало рассматривать­ся в качестве особого вида деятельности, осуществляемой в орга­низации (см. рис. 4.1).

Временной период 1885 1920 1930 1940 1950 1960 В настоящее

время
Школы управления ------------------------------------

Подход научного ______

управления

Административный подход

Подход с точки зрения человечес­ких ресурсов

Подход с точки зрения о поведении

Современные

концепции

менеджмента

Рис. 4.1. Эволюция управления как науки

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений — задача, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закла­дывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Учения такого плана были определены О.С. Виханским и НИ. Наумовым как «одномерные» учения. Эти учения развивались вплоть до 70-х гг. XX а Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое. К этому подходу относятся как зарубежные, так и российские современные уче­ния. В трактовке этих же авторов МГУ они получили название «синтетических» учений об управлении.

Современные ученые выделяют несколько этапов, или школ развития науки управления.

Школа научного управления

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.У. Тейлором (1856—1915), который возгла­вил движение научного управления. Он заинтересовался не эф­фективностью человека, а эффективностью деятельности орга­низации, что и положило начало развитию школы научного уп­равления.

Представители этой школы: Ф.У. Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет, Генри Форд, Генри Гантт, Эмерсон и др.

Благодаря разработке концепции научного управления ме­неджмент был признан самостоятельной областью научных ис­следований, а управление на практике было выделено в отдель­ный вид деятельности. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основан­ных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые сти-

мулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.У. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «на­учного управления» разработал методологические основы нор­мирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимули­рования труда рабочих.

Основные принципы «научного управления» Тейлора зак­лючались в следующем:

Научный отбор рабочего.

Научное обучение рабочего.

Специализация работы.

Важность побудительных мотивов заработной платы.

Справедливое распределение ответственности между ра­бочими и управляющими.

Оплата по результатам труда.

Использование функциональных менеджеров.

Учение Ф.У. Тейлора базируется на механистическом по­нимании человека, его места в организации и сущности его дея­тельности (см. рис. 42). Величайший вклад Ф.У. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента

Нормирование (структурирование) и определе­ние результатов для каждого pal

Соотношение времени и задачи

Научный менеджент Тейлора

Вознаграждение

за конечный

результат

Отбор и подготовка кадров

Рис.4.2. Школа научного управления

Наши рекомендации