Управление рисками в предпринимательской деятельности
Риск в экономической и социальной жизни общества является одной из центральных характеристик, которая присутствует постоянно. Те или иные факторы опасности и риска оказывают сильное влияние на любой экономический субъект, т.к. основой их появления является отсутствие определенности, динамичность окружающей среды, с одной стороны, и неполнота знаний об окружающем мире - с другой. Риск с экономической точки зрения представляет собой неопределенность в поставленной цели.
Различные теории экономического риска появились с развитием рыночных отношений. А. Смит, Р. Котильон уделяли большое внимание исследованию проблем риска в экономике. В экономической науке рассматриваются две основные теории предпринимательского риска: классическая и неоклассическая.
Классическая школа (представители: Миль, Найт, Се-ниор) выделяет две части предпринимательской прибыли в структуре дохода:
• процент на вложенный капитал;
• возмещение возможного риска от экономической деятельности (плата за риск).
В классической теории экономический риск отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации выбранного решения.
Основоположники неоклассической теории (А. Маршал, А. Пигу, 20-30-е г. XX столетия) считали, что предприниматель работает в условиях неопределенности. Следовательно, его прибыль является переменной, случайной величиной. Поэтому он должен руководствоваться в своей деятельности двумя критериями: размерами ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний или отклонений от ожидаемой величины.
Существенное дополнение к неоклассической теории сделал известный экономист Дж. М. Кейнс. Он считал, что в экономической деятельности важно учитывать три основных вида риска:
1) риск предпринимателя или заемщика, возникающий
при появлении сомнений в возможности получить рассчитанную выгоду;
2) риск кредитора, который связан с опасностью коммерческого банкротства или других действий должника (заемщика) для уклонения от обязательств, а также с опасностью невольного банкротства из-за неоправданности надежд на получение прибыли;
3) риск девальвации, связанный с уменьшением ценности
денежной единицы.
Дж. М. Кейнс впервые дал не только подробную классификацию предпринимательских рисков, но и включил в нее так называемый «фактор удовольствия»: ради большей прибыли предприниматель может пойти на больший риск. В экономической литературе не существует на сегодняшний день единого подхода к определению риска.
Возникновение интереса к появлению риска в экономической деятельности в настоящее время в значительной мере связано с предпринимательством. Предпринимательство сопровождается неопределенностью экономической конъюнктуры, которая является следствием непостоянства спроса и предложения на факторы производства, товары, ресурсы. Рыночная составляющая предпринимательского риска связана с неопределенностью будущего отношения потребителей товаров и услуг, потребительских предложений, общего состояния инвестиционного портфеля.
Избежать риска в экономической деятельности невозможно. Но можно оценить возможные риски, выявить факторы, разработать меры по снижению риска. Особое место в прогнозировании занимает проблема оценки возможных рисков, учета их при получении разных вариантов, сочетаний. Достоверность, точность прогноза и его целесообразность во многом определяются правильностью выявления факторов риска и оценкой их влияния на получаемый результат (принятие решения).
В условиях (ситуации) экономического риска процесс прогнозирования и принятия решения необходимо рассматривать в соответствии с этапами процесса управления риском. Процесс управления риском включает:
1) выявление предполагаемого (возможного) риска;
2) оценку риска;
3) минимизацию влияния риска на получаемый результат
или решение.
Изучение риска требует комплексного подхода. Исследования по анализу риска включают в себя широкий спектр задач, к основным из которых относятся: измерение риска, оценка риска, определение его допустимого уровня и организация управления риском. Основная задача в условиях неопределенности — свести риск до приемлемых величин.
В современной отечественной и зарубежной литературе широко представлено такое понятие, как «управление риском», в то же время целостной теории управления риском в отечественной литературе пока нет.
Управление риском — это процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых: снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные отрицательные последствия нежелательного развития событий в ходе воплощения принятых решений.
Основной задачей управления риском является правильная оценка возможного риска, выявление факторов, усиливающих его, и возможных последствий деятельности в рискованной ситуации, разработка мер, не допускающих, предотвращающих или уменьшающих риск.
Таким образом, процесс управления риском — это реализация решений в условиях оптимального (с точки зрения прибыли) использования рисков. Одно из направлений работ по управлению риском — это минимизация рисков.
Число методов, используемых для достижения этой цели, довольно ограничено, и их применение зависит от реальной экономической ситуации. Их можно поделить на четыре группы (типа):
1) устранение;
2) компенсация;
3) диверсификация;
4) страхование.
Первый метод устранения или предотвращения риска заключается в попытке избежать любого его возникновения. Большинство решений об избежании риска принимается на стадии принятия решений. Это позволяет избежать возможных потерь и неопределенности, но в то же время экономический субъект лишает себя шанса получить премию за риск.
Второй метод управления риском связан с созданием способов предупреждения опасности и уменьшением неблагоприятного влияния тех или иных факторов риска. Метод компенсации эффективен как для внешних рисков, на которые нет возможности оказывать влияние, так и для внутренних. Метод предполагает применение всех упреждающих мер, таких как: повышение качества планирования, организации и управления, использование эффективных технологий, создание резервных фондов, осуществление активного целенаправленного маркетинга, в т.ч. инновационного, использование методов прогнозирования внешнеэкономической обстановки, выбор оптимальной рыночной стратегии.
Третий метод управления риском — это распределение общего риска путем их разделения и объединения. Способом разделения можно считать диверсификацию. Она представляет собой распределение усилий и затрат между разнообразными видами деятельности, тесно связанных между собой.
Диверсификация позволяет уменьшить общий риск путем сокращения максимально возможных потерь за одно событие. Снижение уровня риска достигается за счет меньшей вероятности существования множества неблагоприятных событий по сравнению с одним событием. Метод диверсификации позволяет минимизировать производственные, коммерческие, инвестиционные и банковские риски.
В инвестиционной и банковской сферах деятельности диверсификация определяется как «попытка контролировать риск за счет подбора активов, доходы по которым по возможности мало коррелируют между собой». рисков предполагает управление активами и пассивами таким образом, чтобы риски были распределены по объему, сроку и структуре.
Диверсификация активов — обязательный способ снижения инвестиционных рисков. Инвестиционные риски уменьшаются путем создания инвестиционного портфеля, в который входят ценные бумаги, имеющие альтернативные цели:
• получение процентов на вложенный капитал (низколиквидные и высокорискованные ценные бумаги);
• сохранение капитала от инфляции (ценные бумаги, выпущенные крупными компаниями и государством);
• обеспечение прироста капитала за счет роста курсовой стоимости приобретенных акций (ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью).
Диверсификация портфеля приводит к снижению его суммарного риска. Однако это происходит вследствие снижения собственного риска, а рыночный риск остается приблизительно неизменным. Распределяя риски за счет приобретения различных видов ценных бумаг или инвестиций в предприятия различных отраслей или в разные предприятия одной отрасли, инвестор минимизирует риски, связанные с конкретным сегментом рынка. Практически не всякий риск можно нейтрализовать с помощью диверсификации, в силу того что на предпринимательскую деятельность оказывают влияние различные макроэкономические процессы, такие как ожидание подъема или кризиса, движение банковского процента и др.
Еще один метод управления риском - это его передача, перевод. Этот способ нейтрализации рисков реализуется посредством системы страхования. Страхование - один из способов снижения риска, который используют как юридические, так и физические лица.
Страхование - это финансовая категория, которая не может физически защитить страхователя от какого-либо вида риска. Она компенсирует (полностью или частично) потери в случае, если данное событие произошло. Предположение о событии и его ожидание являются одними из причин страхования. Страхование давно и успешно применяется на Западе. В России страхование последние годы также довольно успешно внедряется во все сферы хозяйственной жизни.
Риск является одним из основных понятий финансового рынка, поэтому необходимо обеспечить страховую защиту от финансовых рисков. Нейтрализовать возможные потери, связанные с финансовыми рисками, позволяют следующие виды страхования:
• страхование банковских рисков;
• страхование финансовых инвестиций;
• страхование экспортных кредитов;
• страхование валютных операций.
Выбор методов устранения и минимизации риска определяется общей стратегией экономического поведения субъекта в условиях неопределенности. Поведение зависит от субъективного отношения индивида к риску и от экономической целесообразности дополнительных расходов по снижению риска.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности предпринимателю приходится много рисковать и принимать решения в неопределенности. Для повышения эффективности работы предпринимателя ему необходимо принимать меры по снижению и минимизации риска, а также разрабатывать тактику управления риском.
120. Показать адаптивные структуры в менеджменте.
Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.
По сравнению с дивизиональными структурами управления адаптивные структуры являются более гибкими, лучше приспособленными к динамичным изменениям и требованиям производства.
Кроме того адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:
- способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям;
- ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
- ограниченным действием во времени, т. е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;
- созданием временных органов управления.
К разновидностям структур адаптивного типа можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры.
Проектные структуры - это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.
Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость разработать и осуществить организационные проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, реконструкцию производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических процессов, строительство объектов и т.д.
Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Проектная структура управления предполагает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту.
Существует несколько типов проектных структур. В качестве одной из их разновидностей можно привести так называемые чистые или сводные проектные структуры управления, подразумевающие формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. Временная группа специалистов в сущности представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной компании.
В состав временных групп включают необходимых специалистов: инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей, а также специалистов по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями (полной властью и правами контроля в рамках конкретного проекта). Руководитель отвечает за все виды деятельности от начала до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы.
В число проектных полномочий руководителя проекта входит ответственность за планирование проекта, за составление графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. После завершения работ по проекту структура распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру или возвращается на свою постоянную должность (при контрактной работе - увольняется).
Рисунок 1. Одна из разновидностей проектных структур управления
Чисто проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач. В случае менее крупных проектов затраты на дублирование уже существующих в компании служб в проектной структуре управления становятся нерациональными. В таких относительно небольших проектах его руководитель может выступать в качестве консультанта высшего руководства фирмы. Или же кто-нибудь из высшего руководящего состава компании координирует реализацию проекта в рамках обычной линейно-функциональной структуры.
В качестве важнейших преимуществ такого вида структур управления можно назвать:
- интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту;
- комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
- концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
- большую гибкость проектных структур;
- активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.
121. Описать экологический менеджмент.
Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.