Факторы становления казахстанского управления
Препятствующие | Способствующие |
Регионально-политический аспект Управленческая компетентность. Становление Своеобразие организационной культуры. Казахстан – евроазиатская страна Деформированная структура состояния экономики Традиции технократического подхода к управлению Переходный этап экономики Казахстанский менталитет | Склонность к благотворительности и спонсорству Фундаментальность в области образования, научность Высокий научно-интеллектуальный потенциал Опыт государственного регулирования экономики Опыт освоения высоких технологий Предприимчивость в условиях либеральной экономики Целеустремлённость, коммуникабельность |
Контрольные вопросы
1. Определение организации.
2. Формальные и неформальные организации.
3. Суть и содержание управленческой деятельности менеджера
4. Определение менеджмента.
5. Политические и экономические предпосылки развития менеджмента в РК.
Рекомендуемая литература
1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента /Пер.с англ. - М.: Дело, 1994.
2. Шеметов П.В. Чередникова Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М., Омега-Л, 2008.
3. Акофф В. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002.
Тема 2. Понятие и виды организации
План лекции
Управление организациями
Характеристика и признаки организации
Виды организаций
Формальные и неформальные организации
Горизонтальное и вертикальное разделение труда
Управление организациями
Организация — объединение людей (т. е. социум), совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил ипроцедур. Понятие организации связано с динамическими закономерностями, т. е. закономерностями, относящимися к функционированию, поведению ивзаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления (БЭС).
Организация — социальный организм, который направлен на достижение цели и осознанно структурирован
Организацию образуют и являются субъектами и одновременно объектами управления отдельные личности, группы (формальные и неформальные), весь трудовой коллектив (часто коллектив и принимается за организацию).
Восприятие организаций как социально-экономических систем изменил круг требований к современному менеджеру, который включает в себя:
• непременное и постоянное саморазвитие;
• развитие коммуникативных и представительских навыков;
• управление информацией;
• формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения;
• помощь работникам в условиях нестабильности;
• постоянное развитие персонала;
• правление командами, состоящими из представителей разных культур;
• а также выполнение традиционных функций: планирование, организация деятельности, управление финансами, материальными факторами производства, персоналом как ключевым фактором достижения целей, контроль и т. д.
Безусловно, полезны фундаментальные знания из областей психологии, социологии, социальной психологии, педагогики.
Типологии организацийкак социальных систем различны. Приведем отечественную типологию хозяйственных организаций, в рамках которой в зависимости от способов утверждения авторитета приводятся четыре модели отношений между руководителями и подчиненными:
• бюрократизм (руководитель в роли начальника): взаимодействие на основе административной иерархии, жесткое
распределение обязанностей. Решения — за руководителями, исполнение — за подчиненными, контроль отлажен, ответственность на исполнителе, контакты по вертикали формальные, деперсонифицированиые, деловые;
• патернализм (руководитель в роли хозяина): четкая иерархия, права хозяина неоспоримы, решения и контроль — заним, информация неполная, организация труда достаточно гибкая, есть взаимозаменяемость, ответственность коллективная, единство организации — благодаря личному влиянию хозяина, взаимоотношениям придается личный характер, внерабочие проблемы подчиненных становятся предметом заботы хозяина;
• фратериализм (братство; руководитель в роли лидера);
• иерархия сглаживается, стремление к коллегиальному принятию решений, ориентация на осознанное выполнение, самостоятельность и доверие, гибкость и взаимопомощь, неуспех — коллективная беда, отношения подчеркнуто неформальные, деление проблем подчиненных на рабочие и нерабочие нет;
• партнерство (руководитель — координатор): иерархия явно не выражена, решения на основе общего и доброжелательного обсуждения, подчиненные понимают смысл решений и выполняют их в процессе самостоятельной работы, за каждым закреплены четкие функции, но текущего контроля нет, есть общая координация, ответственность за определенный участок — на конкретном исполнителе, отношения деперсонифицированы, переведены на служебно-контрактную основу, налаживание внеслужебных связей необязательно, так нее как и вникание в личные дела, особая преданность предприятию не требуется, нужно только хорошо выполнять свое дело.