Административная школа управления .
Связана с именем Анри Файоля.Его главный труд – «Общее и промышленное управление». Файоль поддерживал и хвалил принципы Тейлора, но пошёл дальше, проанализировав само управление.
Цель административной школы – создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных аспекта:1) разработка рациональной системы управления организацией. Файоль характеризовал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование и организация; 2) построение структуры организации и управления работникам и.
Школа человеческих отношений.
Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе. Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).
Процессный подход в менеджменте.
Суть - управление рассматривается как процесс, т.е. серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия объединяются в определенные группы, получившие название управленческих функций. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций. Наиболее распространенные управленческие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация, контроль, коммуникация, подбор персонала, принятие решений, представительство, ведение переговоров, заключение сделок.
Планирование -это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимое средство для достижения этой цели, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных случаях. Организация- формирование структуры предприятия. Способной ее обеспечении всеми необходимыми ресурсами (материалы, оборудование) выполнить определенные планы и достигнуть установленной цели. Мотивация - это деятельность, направленная на активизацию персонала предприятия и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей, установленных в планах. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. Координация- функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность управления. Координация обеспечивает согласованность в работе всех звеньев с помощью связующих процессов: принятие решения, т.е. выбор одной из альтернатив: что и как делать, наличие точной адекватной информации, способ получения которой - коммуникация.
Системный подход
Суть этого подхода вытекает из понятия системы. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.Системный подход дает возможность руководителю увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория интегрирована вклады всех существующих школ управления.
Системный подход - это не набор приемов для руководителя, а способ мышления по отношению к организации и управлению. Все организации являются системами, в состав которых входят крупные составляющие, называющиеся подсистемами, в свою очередь, состоящая из более мелких подсистем, т.к. все они взаимозависимы. Направленное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.Системы подразделяются на открытые и закрытые.Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы ее действия относительно независимы от внешних определяющих системы.Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающей и зависит от материалов, информации, энергии и т.п., поступающих из вне. Открытая система способна приспосабливаться к изменениям во внешней среде, что позволяет ей безостановочно функционировать, развиваться.
Ситуационный подход
Главное в этом подходе - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые сильно влияют на организацию в конкретный ее момент. Поэтому важное значение придается «ситуационному мышлению» .Руководители, обладающие такими способностями имеют больше шансов достичь цели. Ситуационный подход пытается увязать конкретные проблемы и концепции. С определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее характерно.
В ситуационном подходе выделяют 4 основных момента: руководитель должен быть компетентным в вопросах профессионального управления; знать достоинства и недостатки управленческих концепций и предвидеть вероятные последствия при их выполнении; руководитель должен уметь определить наиболее важные формы в данной ситуации и наиболее вероятный эффект при изменении одной или нескольких переменных; уметь увязывать применяемые приемы, дающие наименьший отрицательный эффект с конкретной ситуацией, обеспечивая достижение целей самым эффективным путем. Ситуационный подход на сегодняшний день является самым перспективным и эффективным.