Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, виды, методы, принципы)

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости)

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

Виды менеджмента:

  • стратегический менеджмент;
  • инновационный менеджмент;
  • персональный менеджмент;
  • менеджмент снабжения;
  • производственный менеджмент;
  • менеджмент маркетинга;
  • менеджмент качества;
  • финансовый менеджмент*;
  • международный менеджмент;
  • экологический менеджмент.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Виды менеджмента

Понятие организации. Общие характеристики организации.

Зависимость организации от внешней среды

Разделение труда в организации. Уровни управления

Управление древними организациями

Подходы к управлению на основе выделения различных школ

Развитие управления в России. Современная система взглядов на менеджмент

Процессный подход. Функции процесса управления. Связующие процессы

Системный подход. Открытие и закрытие системы

Ситуационный подход. Взаимосвязь ситуационного подхода и процесса управления

14. Сущность стратегического планирования

Миссия, цели организации. Характеристика целей организации.

Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды

Внутренняя среда и факторы, влияющие на управление

18. Сущность функции «планирование»

19. Виды планирования

20. Процесс планирования

Понятия и принципы организации процесса управления

Правила организации. Причины организационной деятельности

Взаимосвязь процесса и организационной структуры управления

Делегирование, ответственность, полномочия. Элементы организационной связи

25. Понятие и требования, предьявляемые к организационной структуре управления

26. Альтернативные варианты организационной структуры. Достоинства и недостатки

Звенья структуры управления. Свзи в организации

Структуры управления: линейная, функциональная, дивизионная, проектная

Структуры управления: линейно-функциональная, штабная, матричная

Понятие мотивации, потребности, вознаграждения

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

Сущность контроля. Виды контроля. Контроль финансовых, материальных, человеческих ресурсов

Процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля.

Критерии оценки эффективности в системе контроля

Передача информации в процессе контроля

Характеристики эффективного контроля. Свойства эффективности контроля

Понятие информации. Требования предьявляемые к информации

Классификация информации в управлении

Понятие информационной потребности, информационной системы, информационного массива, потребителей информации

Методы сбора, группировки, анализа, использования информации

Процесс коммуникации. Понятие, виды коммуникации

Элементы и этапы процесса коммуникации

Наши рекомендации