I. Определение миссии и цели организации

Жизнь любой организации начинается с определения ее предназначения или видения того, чем она должна стать для потребителей ее продукции или услуг, для региона, в пределах которого организация действует, и для общества в целом. Видения определяются обычно на 10-20 лет. Его формулировку осуществляет высшее руководство или учредители компании, которые ставят перед собой следующие вопросы:

1. Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

2. В чем состоит наш бизнес сейчас и каким он будет в будущем?

3. Кто является потребителем нашей продукции и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

4. Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Миссия конкретизирует видение организации, давая представление о философии, концепции и смысле ее существования.

По поводу определения миссии существуют следующие рекомендации:

1) Миссия не должна зависеть от текущего состояния деятельности организации и методов ее работы, т.к. она устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности будут для организации более важными.

2) В миссии не принято указывать количество полученной прибыли.

3) Между миссией организации и отдельными ее частями не должно быть противоречий.

Содержание миссии определяется целями ее разработки. Основными целями разработки миссии являются:

1) формирование корпоративного духа компании и привлечения покупателей. Для решения этой цели необходимо учитывать рекомендации Ф. Котляра

Ф. Котлер отмечает, что миссия должна разрабатываться с учетом 5-ти факторов:

1. История фирмы;

2. Существующий стиль поведения и способы действия собственника по управлению персоналом;

3. Состояния среды обитания организации;

4. Ресурсы, которые организация может привести в действия для достижения своих целей;

5. Отличительная особенность, которой обладает организация.

2) Привлечение покупателей

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3) Подчеркнуть известность предприятия

Миссия образует фундамент для всей организации, а также ее подразделений и функциональных подсистем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Цели организации

Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательными и на достижение которых направлена ее деятельность.

Требования к разработке целей организации: SMART

S – specifie, т.е конкретное

M – measurable, т.е. измеримые

A – attainable, т.е. достижимые

R – relevant, т.е. ориентированные на результат

T – time – bound, т.е. определенные во времени

Классификация целей:

1) По периоду времени:

2) По содержанию:

3) По деловой среде:

4) По функциональным подсистемам:

5) По степени повторяемости:

Для установления общих целей менеджмента, определения взаимосвязи между ними используется построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей.

Дерево целей – описание иерархии целей, задачи и их взаимосвязи.

При построении дерева целей необходимо учитывать следующие принципы:

1) Главная цель должна содержать описание конечно результата

2) При развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило – реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения целей предыдущего уровня

3) Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, а также принятой в организации структуры и иерархии менеджмента

4) При формировании целей разных уровней следует отражать желаемые результаты, а не способы их достижения

5) Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга

6) Фундамент дерева целей должен составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.

Вывод:

Установление целей предполагает прохождение 4-х этапов:

1) Выявление и анализ тенденций наблюдаемых в среде организации

2) Установление общих для организации целей

3) Построение иерархии целей

4) Установление индивидуальных целей

Вывод:

II. Функции менеджмента

Функция(лат.) – круг деятельности, назначение, роль.

В политэкономии под функцией понимается конкретная форма проявления сущности.

В математике функция – это зависимость одной переменной от др.

Большой вклад в развитие функций внес А. Файоль. Он выделил шесть функций / серий операций, осуществляемых компанией:

1) Техническая (производство)

2) Коммерческая (закупка, продажа)

3) Учет

4) Финансовая

5) Обеспечение безопасности (сохранность материальных благ и персонала)

6) Административная

Именно административной функции А.Файоль уделил особое внимание, определив ее роль следующим образом: предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.

В менеджменте функции применяются как к объекту, так и к субъекту управления.

Функции, применяемые к объекту управления, называются бизнес-функциями.

Функции, применяемые к субъекту управления, называются функциями менеджмента. Функция как категория менеджмента характеризует вид управленческой деятельности. Это совокупность видов работ, направленных на решение определенных задач и целей.

В зависимости от решаемых задач выделяются две группы функций менеджмента:

1) Общие функции менеджмента (основные) –

2) Конкретные функции менеджмента –

В качестве объекта управления могут выступать следующие элементы: ресурсы → процессы → результаты.

Классификация конкретных функций управления

1. По ресурсам:

2. По процессам:

3. По результатам:

Соотношение общих и конкретных функций управления:


Наши рекомендации