Vi. уважение к человеку как философия менеджмента

Когда руководство решается на применение всеобщего управления качеством, охватывающего всю компанию, оно должно стандартизировать все процессы и процедуры, и затем смело передать полномочия своим подчиненным. Основной принцип успешного менеджмента - позволять подчиненным использовать свои способности в полную меру.

Промышленность принадлежит обществу. Его основная цель - поддержать менеджмент, в центре которого стоит человек. Каждый, кто связан с компанией (клиенты, наемные работники и их семьи, держатели акции, субподрядчики и работники системы распределения и реализации товара) должны чувствовать себя комфортно и счастливо в компании, должны иметь возможность использовать имеющиеся у них способности и реализовывать свой потенциал. «В первую очередь прибыль » - этот устаревший принцип должен быть отвергнут.

Термин «человечность» подразумевает под собой независимость и непосредственность. Люди отличаются от животных или машин. У них есть свои собственные желания, и они делают все добровольно, не слушая других. Они используют свои головы и всегда думают. Менеджмент, основанный на человечности, - это система менеджмента, которая позволяет расцвести неограниченным возможностям человека.

Одна из основных идей, являющихся движущей силой кружков качества, заключается в том, чтобы создать “рабочее место, где человека уважают”.

Менеджеры, занимающие верхнюю служебную лестницу, и менеджеры среднего звена, должны быть достаточно смелы, чтобы передать как можно больше полномочий. Это путь для утверждения уважения к человеку как философии менеджмента. Эта система менеджмента, в которой участвуют все работники компании, от верха до низа, и в которой человек уважаем.

Шведы изучили способ внедренного такого менеджмента и назвали его «промышленная демократия». Этим все сказано.


VII. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, МЕЖФУНКЦИНАЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ

В 1960 году я подготовил схему, иллюстрирующую комплексное управление подразделениями и функциями (табл. VI-1 и диаграмма VI-1). Она была принята в Toyota Motor Company. Эта схема была усовершенствована и использовалась в компании с неизменным успехом. Полные обзор этого изложен в статье, написанной г-ном Aoki из Toyota (Statistical Quality Control, февраль-март 1981 г.).

                   
   
Планирование
 
    Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru
 
  Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru
 
    Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru
 
   
Управление персоналом, управление офисом




Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru

Концепция межфункционального менеджмента - I

Диаграмма VI - 1.

Очень часто японское общество изображается как вертикальное и ее промышленность построена также. Промышленность имеет сильную вертикальную линию от верха до низа, при этом разобщенность мешает развитию отношений по горизонтали. Например, нечего и говорить, насколько трудно отделу по управлению качеством выполнять возложенные на него задачи. Он не может выполнять их должным образом внутри существующей организационной структуры.

Комплексный межфункциональный менеджмент, в котором действуют комплексные комитеты поддержки, создают ту основу, которая помогает компании развиваться комплексно, обеспечивая тем самым значительное развитие ответственности в отношении гарантии качества.

В текстильной промышленности сама по себе основа для ткани остается просто ниткой. Только когда начинает работать шпулька и нитки перехлестываются, появляется ткань. В компании наблюдается похожая ситуация. Общество, построенное по вертикали напоминает тканевую основу, который еще не является организацией. Оно становится сильной организацией только когда различные функции, такие как обеспечение качества, переплетаются с основой, как это показано в таблице. Менеджмент в организации возможен только благодаря переплетению основы, роль которой выполняет менеджмент подразделений, и шпульки, роль которой выполняет комплексный межфункциональный менеджмент.

Когда мы говорим о комплексном менеджменте, в голову тут же приходят многие вопросы: обеспечение качества, управление количеством, затратами и прибылью, разработка новой продукции, управление субпоставщиками, управление продажами и т.д. и т.д. С точки зрения целей компании, основными функциями являются следующие три: гарантии качества, управление затратами (прибылью) и управление количеством. К этим трем можно добавить управление персоналом. Все остальные функции являются дополнительными, которые определяются соответствующими осуществляемыми действиями или принятыми решениями.

В соответствии с функциями которые входят в состав менеджмента, в компании должны быть образованы соответствующие комплексные межфункциональные комитеты. Например, может быть образован комплексный комитет по обеспечению гарантии качества. Его председателем должен быть утвержден исполнительный директор или другой управляющий менеджер, который отвечает за эти функции. Членами комитета назначаются люди из числа руководителей подразделений (при необходимости, включаются и начальники отделов). Количество членов комитета - около пяти. Совсем не обязательно включать в члены комитета только тех, которые напрямую связаны с этой специфической функцией. Реально лучше иметь в составе этого комитета одного или двух членов из не связанных напрямую с данной функцией подразделений. В каждом комитете должен быть секретариат, образованный на базе основного подразделения, обеспечивающего реализацию основной функции комитета, а также назначенный секретарь комитета. Комитет должен работать гибко. Когда речь идет о наиболее важных функциях, комитет должен организовывать регулярные ежемесячные собрания, на которых будут подвергаться аудиту поднадзорные функции. Комитет может также образовывать под своим руководством специальные проектные группы.

Затем комитет распределяет ответственность и полномочия для обеспечения гарантии качества между всеми задействованными подразделениями на конкретные сроки. Он создает жизнеспособную систему обеспечения гарантии качества и разрабатывает соответствующие “правила игры”.



Таблица VI-1

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА - II
Действия компании Планирование продукции Разработка продукции Подготовка производства Закупки Производство Продажа
  Меж- функ- цио- наль- ный   менед- жмент
Ответственные подразделения

Функции

Техническое планирование   Планирование продукции Проектирование     Испытания Планирование производства   Техническое обеспечение производства Управление закупками   Закупки Производствен-ные цеха Продажа внутри страны Продажа за рубеж
Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Качество              
Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Затраты              
Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Технология     Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru        
Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Производство   Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru        
Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Маркетинг   Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru        
Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Персонал и администрация   Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru Vi. уважение к человеку как философия менеджмента - student2.ru          

Менеджмент подразделений

Каждый месяц комитет должен изучать условия, которые обеспечивают гарантии качества, и выявлять рекламации. Комитет должен периодически проверять выполнение установленных обязанностей и, при необходимости, перераспределять их. В компании Тойота ежемесячные собрания подобного межфункционального комитета справляются с данными задачами очень эффектно. (Но нужно помнить, что в компании был накоплен почти десятилетний опыт деятельности таких комитетов, прежде чем она достигла такой ступени развития). Собрания комитета - официальные. В противоположность им, при проведении конференции руководителей по ее итогам подготавливается отчет, но на ней не принимаются решения, связанные с политикой деятельности фирмы.

Вместе с тем комитет не выполняет напрямую функцию обеспечения гарантии качества и не является органом, несущим повседневную ответственность за это. Это задача каждого из линейных подразделений в вертикальной структуре. Ответственность комитета состоит в том, чтобы выполнить роль шпульки для укрепления основы ткани, укрепляя тем самым всю организацию. Примеры эффективного и неэффективного использования межфункциональных комитетов приводятся ниже.

Наши рекомендации