Задачи курсовой работы и выбор темы

Курсовая работа является важным элементом учебного процесса подготовки высококвалифицированного специалиста. Она должна быть самостоятельным научно-практическим исследованием студента, имеющим целью закрепить и систематизировать знания, полученные в период обучения.

Курсовые работы выполняют на юридическом факультете после изучения теоретической части всего предмета или его раздела, дающего необходимые знания.

Курсовая работа представляет собой комплекс вопросов, самостоятельно решаемых студентами, способствующих углубленному изучению основных, наиболее трудных и важных разделов учебной программы. Отдельные части работы должны быть рассмотрены в логической связи.

Курсовая работа - важный этап в подготовке к написанию дипломной работы. Каждый студент, исходя из собственных научных интересов, вправе самостоятельно выбрать один из трех предлагаемых кафедрой видов курсовой работы:

 работа по тематике, утвержденной кафедрой (темы курсовых работ по каждой учебной дисциплине имеются на кафедре, где студенты могут ознакомиться с ними);

 работа по актуальной теоретической теме, выбранной самим студентом на основе:
а)изучения им различных учебных дисциплин, пограничных с той, по которой пишется данная курсовая работа;
б)изучения им соответствующих источников - монографий, проблемных статей в журналах о своей специальности, конференциях, конкурсах и т.д.

 работа по актуальной теме, связанной с проблемами практики Такая тема может быть выбрана студентом;
а)в связи с профилем его непосредственной работы (в том числе и на общественных началах) до поступления в высшее учебное заведение;
б)в процессе прохождения им производственной практики.

Если студент выбирает для написания курсовой работы 2-го или 3-го вида, ему необходимо предварительно согласовать данный вопрос с преподавателем кафедры.

Написание, оформление и защита курсовой работы.

После выбора темы и изучения необходимой литературы по ней проводится вводное занятие, на котором руководитель курсовой работы обозначает основные вопросы, входящие в предмет исследования, намечает конкретный план работы, решает вопрос о возможности ознакомления студента с материалами практики.

Последующие встречи с научным руководителем проводятся при необходимости, когда, к примеру, у студента появляются какие-либо затруднения в работе, встречаются неясные положения в литературе и т.п. Окончательный вариант курсовой работы представляется научному руководителю для рецензирования с целью дальнейшего допуска к защите.

Предлагаемая кафедрой тематика курсовых работ включает наиболее актуальные вопросы учебной дисциплины. Прежде чем приступить к написанию курсовой работы, нужно изучить учебники и материалы лекций по данной дисциплине, выделив и осмыслив относящиеся к теме положения. Затем следует приступить к изучению законов и подзаконных актов, рекомендованной по этой теме методической литературы. Необходимо также использовать относящуюся к теме практику.

Курсовая работа должна состоять из введения (кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность, теоретическое и практическое значение, цель, задачи, объект и предмет исследования), основной части (излагается суть исследования), заключения (подводятся итоги исследования и даются предложения автора по совершенствованию той или иной области практики. Такие предложения должны "вытекать" из текста основной части курсовой работы).

Содержание работы должно свидетельствовать о глубоком знании автором важнейших законов, иных нормативных актов, специальной литературы и других источников, рекомендованных кафедрой. Вместе с тем усвоенный материал следует излагать самостоятельно, творчески; он должен отражать отношение студента к тем точкам зрения, с которыми он встретился при изучении литературы (изложив свое мнение по спорному вопросу, студент должен указать, какую из названных точек зрения он поддерживает и почему, либо высказать и мотивировать свою точку зрения на рассматриваемую проблему).

Непонимание вопросов, изложенных в работе, их механическая, дословная переписка из учебников, монографий, журналов неизбежно обнаруживается при рецензировании или защите курсовой работы и существенно влияет на ее оценку.

Курсовая работа должна быть напечатана на пишущей машинке через два интервала (или набрана на компьютере через полтора интервала) на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297). Шрифт - черный, прямой. Минимальная высота шрифта - 2,5 мм.

Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Курсовая работа, включая титульный лист, должна иметь сквозную нумерацию листов (страниц). Номер ставятся в середине верхней части (на титульном листе не указывается). Ее объем должен быть 40-45 рукописных страниц, 27-30 печатных.

Первая страница курсовой работы ~ титульный лист, оформление которого делается по прилагаемому образцу со строгим соблюдением указанных полей, знаков препинания, прописных и строчных букв. Следующая страница нумеруется цифрой 2. На ней помещается оглавление курсовой работы.

Оглавление содержит: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы (нумеруются только страницы основной части).

Разделы работы (основная часть) выделяют в самом тексте, они имеют порядковую нумерацию в пределах всей курсовой работы, обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Заголовки разделов печатают прописными буквами, располагая симметрично тексту, заголовки подразделов - строчными буквами (первая - прописная). Переносы слов и подчеркивание в заголовках не допускаются, точка в конце не ставится. Расстояние между текстом и заголовком - 2-4 интервала.

Каждый раздел печатается с новой страницы. Ссылки на источники - в соответствии с ГОСТ 7.1-76.

Теоретические положения курсовой работы в соответствующих случаях должны быть обоснованы нормами Конституции РФ, других нормативных актов, иллюстрированы примерами из социальной практики (судебной, практики деятельности государственных органов и т.д.). При невыполнении этого требования курсовая работа к защите не допускается.

В конце курсовой работы помещается список использованной литературы, ставится подпись и дата.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

 титульный лист (1-я страница);

 оглавление;

 текст (введение, основная часть, заключение);

 список использованной литературы;

 приложения.

Законченные курсовые работы проверяются преподавателем и с его рецензией возвращаются студенту для учета на защите либо исправления и доработки.

Курсовые работы принимаются в порядке открытой защиты. При подготовке к защите студенту необходимо тщательно ознакомиться с рецензией преподавателя, подготовить ответы на все сделанные им замечания и рекомендации.

На защите работы студент должен кратко изложить ее содержание, свои выводы, ответить на содержащиеся в рецензии замечания и поставленные преподавателем вопросы.

Защита курсовой работы оценивается по пятибалльной системе, оценка проставляется в зачетную книжку.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по дисциплине “Менеджмент” является самостоятельной работой студента. Сроки выполнения определяются учебным графиком по специальности 061100.

Курсовая работа развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно исследовательской деятельности, помогает освоить практику написания научных трудов, технику научной работы, приемы оформления текста рукописи и т. д.

Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой “Менеджмента и ВЭД предприятия” в рамках требований Государственного образовательного стандарта специальности 061100.

Список тем обновляется ежегодно и хранится на кафедре. По каждой курсовой работе кафедрой определяется руководитель.

Руководитель в личной беседе может индивидуализировать избранную студентом тему в соответствии с интересами студента.

Информация в получении курсовой работы, ходе выполнения, результатах защиты хранится в журнале кафедры менеджмента и ВЭД предприятия.

  1. Рекомендации по самостоятельной работе студента

Для того, чтобы студент был способен сознательно и инициативно планировать свою деятельность, он должен знать ее закономерности,иметь представление о своей психике о внимании, памяти, мотивации, интересе, должен быть знаком с методами самостоятельного изучения учебного предмета т. е. должен уметь учиться. Главная цель обучения — научить его именно этому.

На сегодняшний день разработаны интересные методики самостоятельного изучения учебного предмета. Например, В. А. Гончаров и Э. Г. Малиночка в качестве метода самостоятельного изучения предмета рассматривают такой вариант метода обучения, когда деятельность преподавания сведена доМинимумаза счет соответствующего усиления деятельности учения, причем значительная часть, а возможно, и всю деятельность преподавания выполняет обучаемый.

В соответствии с указанной методикой процесс изучения учебного предмета выступает как последовательное погружение студента в содержание

изучаемого материала под "весом" собственных знаний. Однако, в нем выделяются три этапа, качественно различных по своим задачам и видам выполняемых действий.

1-вый этап Рассмотрение выделенных компонентов текста учебной литературы.

Задача: понять все, что бросается в глаза и легко запоминается, и разделить текст на интересное, главное и второстепенное.

На этом этапе не требуется прилагать усилия для заучивания чего-либо. Обозревается весь учебный предмет, но пропускаются не только подробности, а даже большая часть текста. Процесс изучения начинается ознакомлением со структурой учебного материала. Она анализируется на протяжении этапа все подробнее и подробнее вплоть до первого продумывания категориального аппарата.

Перелистывать материал нужно внимательно, не пропуская страниц. Полезно задерживаться на интересном, но не останавливаться надолго, не прилагать ощутимых усилий для запоминания увиденного и прочитанного, но пытаться сопоставить его с тем, что уже знакомо, и понять его смысл. Если не получилось, то не задерживаясь, нужно идти дальше. После того как выписаны термины и определения, следует пролистать учебник еще раз и прочесть вслух, четко произнося слова, все термины и их определения. Это поможет научиться правильно произносить новые слова.

2-й этап. Беглое чтение всего учебного материала.

Задача: понять все что можно понять, не углубляясь в тщательный разбор, основное внимание уделяя теоретической части материала.

На этом этапе выполняется, беглое сквозное чтение всей теоретической части учебного материала, чтобы выявить и понять основные категории, взаимосвязи между ними. Для выполнения поставленной задачи студентам рекомендуется:

  1. Бегло два раза прочесть всю теоретическую часть. При этом читать только основной текст, при чтении нигде не задерживаться, непонятные места пропускать, не прилагать усилия для запоминания прочитанного, стараться следить только за основным смыслом, содержанием текста. Быстро прочтя все от начала до конца, студент не' успеет забыть то, что было вначале, и представит себе общую картину.
  2. После этого студент вдумчиво должен прочесть, еще один раз, отмечая на полях непонятные места трех степеней сложности.

К первой степени сложности относят материал, который можно понять при самостоятельном разборе, так как имеется достаточно информации в тойже главе. Вторую степень сложности представляет материал, который тоже можно понять самостоятельно, но для этого нужно обращаться и к другим главам учебника. К третьей степени сложности относится материал, заставляющий студента обратиться к другому источнику или к преподавателю, поскольку информации, найденной в учебнике,ему оказалось мало.

3-тий этап. Медленное чтение и разбор неясных вопросов.

Задача: разобраться в сложном, материале, обратить внимание на взаимосвязи между понятиями. При этом выполняются следующие действия:

  1. Медленное чтение всего учебника и разбор непонятных вопросов первой степени сложности. При необходимости пользоваться карандашом и бумагой. Читать все, ничего не пропуская.
  2. Медленное чтение всего учебника и разбор непонятных вопросов второй степени сложности.
  3. Для нахождения ответов на непонятные вопросы третьей степени сложности обратиться к дополнительной литературе или к преподавателю.

Что же происходит в процессе выполнения описанных выше действий?

На первом этапе студент сознательно или подсознательно анализирует и запоминает структуру учебника, некоторые термины, обозначения, изображения, отдельные места в тексте. Студент приобретает конкретные представления об изучаемом предмете в объеме всего курса. К концу этапа может образоваться значительное количество представлений. Это очень важно, так как предоставляет возможность увидеть общую картину учебного предмета, сориентироваться в его разделах и других компонентах. Кроме того, студент замечает в предмете наиболее для него интересное, выявляя наиболее трудные для понимания места и непонятные вопросы, что помогает разрабатывать стратегию своих дальнейших действий.

Ознакомившись с понятиями, терминами, студент получает возможность все глубже проникать в их содержание, осознавать их роль в структуре предмета, свободно оперироватьими. Приобретенный необходимый запас знаний дает ему базу для дальнейшей работы на учебных занятиях с преподавателем. Тот, кто усваивает предмет лучше, может помогать отстающим.

На этом этапе усвоения этого метода обучения очень трудно вызвать интерес студента и к методу, и к учебному предмету. Если у студента не хватает на это собственных сил, то можно обратиться за помощью к преподавателю или к другому компетентному человеку.

В дальнейшем проблема обеспечения интереса исчезнет, так как студент, изучив хотя бы один раз учебный предмет новым методом, усваивает и метод. Повторное использование его не требует такого же большого напряжения сил. Тот результат, который будет получен первый раз (быстрое и глубокое усвоение учебного предмета, высвобождение резервов времени), возбудит желание использовать метод и далее. Уверенность в получении положительного результата поднимет интерес к другим предметам.

На втором этапе к сложившимся ранее знаниям, представлениям добавляются новые. Причем они не просто появляются рядом с другими, а присоединяются логически к структуре всего представления об учебном предмете и сразу же устанавливают связи с другими уже имеющимися в голове знаниями.

Деятельность студента на этом этапе заключается в беглом чтении учебника. Он читается быстро, много раз. При этом в сознании обучаемого накапливаются новые для него представления. Взаимодействуя с уже имеющимися в голове представлениями, они ускоряют процесс образования знаний. Когда совокупность новых представлений достигает достаточного объема, начинают формироваться целостные представления о крупных понятиях. Процесс их образования продолжается до усвоения всего учебного предмета. Активность студента повышается еще и выделением непонятного материала трех степеней сложности.

На третьем этапе разбирается непонятный прежде материал. Оставшиеся вопросы третьей степени сложности выясняют, обращаясь к дополнительной литературе или к преподавателю, другому знающему человеку.

Предметы и явления внешнего мира и их взаимосвязи отражаются в сознании человека в виде понятий, категорий. Поэтому работая с материалом важно научиться составлять структурно-логические схемы, т. е. графически изображать содержание прочитанного основными понятиями в их логической взаимосвязи.

Но самостоятельная работа студента не ограничивается только работой с учебником. Ее организация сопряжена с большой методической работой преподавателя и очень трудоемка, поскольку требует разработки специальных раздаточных материалов для самостоятельной работы студентов, подготовки конспекта лекций и т. д. Однако раздаточные материалы для самостоятельной работы студентов имеют те преимущества, что студенты могут работать с ними в удобном для себя темпе, в любое время и в любом месте по своему выбору. Эти материалы рассчитаны на активную работу, поскольку предназначены не только для прочтения.

Преждечем приниматься за изучение материалов для самостоятельной работы, студент определяет, предусматривают ли они наличие у него каких-либо определенных навыков. Информация об этом обычно содержится в начале в виде предпосылок. Вели в материалах в том или ином виде указываются цели обучения, студент обращает наних особое внимание и постоянно возвращается к ним, следя за темкак он продвигается в их достижении. Цели обычно излагаются фразами типа "завершив этот раздел, вы должны уметь..."

Особенно полезны материалы для самостоятельной работы "активного" типа, содержащие задания, которые студенты должны выполнять по мере их проработки. Иногда эти разделы называют "Вопросами для самопроверки". Ответы на вопросы студент записывает и сравнивает написанное с приведенными ответами.

Получив копию материалов для самостоятельной работы в свое распоряжение, студент может пользоваться ею как своей собственной, т. е. записывать комментарии и делать пометки по всему тексту. То, что студент добавляет к материалам, обычно запоминается, это хороший способ увеличить объем сведений, находящихся в памяти. Кроме того, студент может постоянно возвращаться назад и припоминать то, чтоуже пройдено. Это также позволяет глубже усваивать материал.

Следует обратить внимание на то, что на первых этапах самостоятельной работы студенту потребуется консультативная помощь и моральная поддержка преподавателя. Возможна организация специального занятия по обучению студентов этому методу.

Закономерен вопрос: а что же делать после третьего этапа самостоятельной работы над учебником? Ответ прост — работать вместе с группой и преподавателем. Но студент при этом превращается в другого человека. Ему теперь все понятно. Все задания преподавателя он выполняет очень быстро и без заметных усилий. У него появляется свободное время. На занятиях ему легко дышится, появляется интерес ко "многим вопросам предмета, он задает их на занятиях преподавателю, ищет дополнительную информацию. Оценки его становятся самыми высокими. Повышается его престиж среди сокурсников. В конечном итоге улучшается вся дальнейшая учеба и жизнь этого человека. Он становится сильной самодостаточной личностью, опирающейся в жизни на себя, способной быстро ориентироваться в стремительно изменяющемся мире и всю оставшуюся жизнь с благодарностью будет вспоминать свою "альма матер" и своих преподавателей.


Наши рекомендации