Упаковка и этикетка Гарантия
Функциональные потребительские свойства продукта– т.е. товары (вещи)
должны удовлетворять потребность человека в функциональных свойствах (напр.:
часы должны показывать время и т.п.).
Совокупность потребительских характеристик товара раскладывается на две группы: 1) свойства, определяющие принадлежность товара к определённой
товарной группе; и 2) конкретные характеристики, удовлетворяющие потребность
покупателя.
Покупатель воспринимает каждый товар как относящийся к гуппе (2).
Марка продукта.Очень часто покупатели приобретают товар потому, что это изделие определённой марки.
Марка продукта – это название, знак, символ, которые используются для идентификации продуктов одного или нескольких продавцов, с целью выделения их
из массы продуктов конкурентов.
Чтобы защитить исключительное право пользования маркой, фирма регистрирует торговую марку (ТМ), которая может совпадать с маркой, а может и быть просто её
частью.
Имидж продукта.Марка и имидж тесно связаны между собой. Марка способствует созданию имиджа и отражает определённый имидж.
Имидж явления – это устойчивое и распространённое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного
явления.
Имидж продукта – это распространённое и устойчивое представление об отличительных характеристиках продукта, придающих ему своеобразие и
выделяющих его из ряда других продуктов.
Имидж продукта складывается под влиянием четырёх факторов :
n имидж марки (фирмы);
n качество продукта;
n состояние продуктов конкурентов;
n критерии предпочтения покупателей.
Упаковка и этикетка.Они иногда становятся символом товара, позволяющим распознать его и отличить от других. С помощью их можно повысить спрос на продукт. Упаковка обычно выполняет несколько функций:
n является ёмкостью, в котором находится продукт;
n это средство привлечения внимания покупателей;
n с помощью упаковки и этикетки фирма рекламирует марку и создаёт имидж товару;
n упаковка может найти дополнительное применение после покупки товара.
Гарантия –это те обязательства фирмы в отношении её продукта, которые она принимает перед покупателем и берётся выполнять их после продажи продукта. Выделяют три группы гарантий :
1) Гарантии определённых качеств продукта, исходящие из его марки и имиджа и
не имеющие компенсационных механизмов.
2) Право на гарантийное обслуживание и ремонт товаров в случае поломки.
3) Гарантия на возврат продукта в случае брака и несоответствия качества.
2. Жизненный цикл продукта:
Каждый продукт проходит несколько стадий жизненного цикла. Для различных продуктов – они разные, но и здесь есть общие моменты.
Впервые эта концепция была предложена американцами в 60-х гг.
Общие характеристики жизненного цикла продукта :
n всякий продукт имеет ограниченное время жизни на рынке;
n жизненный цикл продукта состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой
в определённом порядке;
n каждая фаза жизненного цикла требует определённого подхода к продкту и
соответствующей стратегии.
Выделяют четыре фазы в жизненном цикле продукта (см.рис.):
1. Выход на рынок.
2. Рост.
3. Зрелость.
4. Уход с рынка.
На стадии 1товар разрабатывается и только-только появляетсяна рынке. Прибыли
от его продажи пока нет, т.к. все средства вкладываются в его разработку.
На стадии роста 2предполагается достаточно быстрое расширение продаж, возрастает выручка, фирма начинает получать прибыль. Но продалжается ещё вложение денег в рекламу, марку и др. Прибыль здесь из отрицательной становится
положительной.
На стадии 3продукт уже не надо поддерживать, прибыль – положительная, здесь достигается пик продаж, после которого они начинают падать, т.к. товар уже достаточно старый.
На стадии 4фирма должна снять продукт с производства с минимальными
затратами.
$ 1 2 3 4
Время, t
Жизненный цикл продукта (– поступления от продаж; --- прибыль).
3. Конкурентные стратегии продукта:
Стратегия продукта – одна из составляющих конкурентной стратегии фирмы. Она является детализацией конкурентной стратегии как по составляющим продуктам, так
и по времени.
По уровню иерархии стратегия продукта близка к функциональной стратегии. При выполнении стратегии продукта обращают внимание на два важнейших фактора : 1)
конкурентная среда и стратегия конкуренции и 2) состояние портфеля продукции
фирмы.
Для анализа этих двух факторов используют матричные (портфельные) методы,
но этого ещё не достаточно для выработки стратегии продукта. Для этого фирме необходимо ясно представлять своё положение в конкурентной среде. В этой связи выделяют четыре возможные позиции фирмы:
Позициялидеранарынке.Лидер может действовать двумя способами :
расширять свои позиции на рынке, выбирая и применяя стратегии роста; или защищать свои позиции на рынке. Защищая позиции на рынке, лидер может применять четыре стратегии конкуренции:
n стратегия инновации (принцип: вкладывать средства в новые разработки, чтобы всегда быть впереди);
n стратегия закрепления (лидер старается удержаться на рынке путём снижения
цен, обновления ассортимента и др.);
n стратегия конфронтации (применяется при активных нападках конкурентов:
значительные снижения цен, совершенствование политики распределения продуктов и применение других легальных, маркетинговых рычагов);
n стратегия “доставить беспокойство конкурентам” (это уже любые действия против конкурентов).
Позициябросающеговызоврыночномуокружению. “Бросающий вызов” – это фирма, которая сама хочет стать лидером. Она должна быть достаточно сильной. Здесь для неё существует два пути : 1) атака на лидера или 2) атака на более мелкого конкурента.
При атаке на лидера “бросающему вызов” необходимо иметь больше сил и
возможностей, чем у лидера и отыскать его слабые стороны. Атаку можно проводить следующими способами :
n открытый прямой удар по лидеру (это борьба по принципу “сила на силу”, удар в
то место, в котором лидер чувствует себя наиболее сильным, т.е. это удар по сильной стороне);
n фланговая атака (это действия в тех областях, где у лидера имеются слабости);
n атака по всем направлениям (применяется в случае полного превосходства
“бросающего вызов” над лидером; требует огромных финансовых затрат);
n обходная атака (“бросающий вызов” создаёт новый рынок, завлекает туда лидера и побеждает его там);
n “Партизанская борьба” (так поступают не очень сильные конкуренты : их обычно много и они постоянно досаждают лидеру, что в конце концов может подорвать
его силы).
Средствами атаки могут быть :
n установление более низких цен;
n выведение нового продукта и создание новых потребностей;
n улучшение обслуживания клиента (особое внимание здесь уделяется логистике
: нужный товар – в нужное место с минимальными затратами);
n усиление рекламы и систем продвижения продукта.
Позицияпоследователя. Последователь не стремится атаковать лидера, а просто хочет удержать своих клиентов. В то же время он охотно вступает в борьбу
на новых рынках. Последователь концентрирует внимание на высокой прибыли и рентабельности и это уводит его в сторону от конкурентной борьбы.
Позициязнающегосвоёместонарынке.Стратегия таких фирм состоит в поиске
мест на рынке, не занятых более сильными конкурентами (поиск своей рыночной ниши). Для реализации этой стратегии такая фирма должна развиваться в пределах
допустимых темпов рста, иметь чёткую, ограниченную специализацию и сильного
руководителя.