Тема 5: Типы стратегий развития бизнеса.
Подходы к развитию организации.
Стратегии концентрированного роста.
Стратегии интегрированного роста.
Стратегии диверсифицированного роста.
Стратегии сокращения.
1. Подходы к развитию организации :
Выбор стратегии развития бизнеса зависит от ситуатции, в которой находится фирма.
При разработке стратегии развития бизнеса, руководство должно ответить на следующие вопросы:
n какой бизнес прекратить;
n какой бизнес продолжить;
n в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на двух моментах : 1) что организация делает
и чего не делает; и 2) что для организации более важно, а что – менее.
Таким образом, стратегия развития бизнеса по своей сути близка к корпоративной
и деловой стратегиям, но внимание здесь концентрируется на динамике.
При выделении основных стратегий развития бизнеса рассматривают пять параметров:
1. Продукт;
2. Рынок;
3. Отрасль;
4. Положение фирмы внутри отрасли;
5. Технология.
Каждый из этих пяти элементов может принимать два значения: 1) существующее положение; и 2) новое положение.
Итак, выделяют следующие базисные (эталонные) стратегии, которые отражают четыре общих подхода к развитию фирм:
1.Стратегии концентрированного роста.
2.Стратегии интегрированного роста.
3.Стратегии диверсифицированного роста.
4.Стратегии сокращения.
2. Стратегии концентрированного роста:
Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменениями продукта и рынка и
не затрагивают остальных трёх параметров. Это :
n стратегия усиления позиции на рынке;
n стратегия развития рынка (поиск новых рынков для существующего продукта);
n стратегия развития продукта (новый продукт на существующем рынке).
3. Стратегии интегрированного роста:
Эта группа стратегий связана с расширением фирмы путём добавления новых
структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путём приобретения новых структур, так и путём расширения изнутри.
Выделяют два типа стратегий интегрированного роста:
1) Стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение контроля за поставщиками);
2) Стратегия вперёд идущей вертикальной интеграции (приобретение или
усиление контроля за системами распределения и продажи).
4. Стратегии диверсифицированного роста:
Стратегии диверсифицированного роста применяются в том случае, если фирма не может дальше развиваться на данном рынке, с данным продуктом, в рамках данной отрасли.
Прчины, обуславливающие выбор данной стратегии, могут быть следующие:
n рынок находится в состоянии насыщения;
n текущий бизнес даёт большие поступления наличности, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы;
n антимонопольное регулирование;
n синергетический эффект, вызываемый новым бизнесом и др.
Выделяют три направления стратегий диверсифицированного роста:
1. Стратегия центрированной диверсификации. Тут фирма ведёт поиск производства новых продуктов в рамках существующего бизнеса. Т.е. фирма
использует старые технологии, работает на старом рынке, в старой отрасли.
Изменяются при этом продукт и положение в отрасли. Например : фирма “Хилтон” изначально предоставляла только дорогие гостиницы, а потом решила заняться ещё и дешёвыми.
2. Стратегия горизонтальной диверсификации. В данном случае предполагается введение новой продукции, требующей новые технологии. Но при этом отрасль
и специализация не меняются. Фирма продолжает использовать старые
возможности. Реализация этой стратегии сложнее, чем первой стратегии (она обойдётся дороже и является более рискованной), поэтому её применяют в неблагоприятных для фирм ситуациях.
3. Стратегия конгломеративной диверсификации. При реализации этой стратегии фирма меняет всё и переходит в другую область деятельности. Данная
стратегия является ещё более рискованной и требует больше средств, чем
стратегия (2). Значит и применяют её в исключительно крайних случаях.
Стратегии сокращения :
Проблема сокращения бизнеса рано или поздно встаёт перед любой фирмой :
Cтоимость
фирмы, $ А
0 Время, t
Жизненный цикл фирмы
Молодая фирма, появившися на рынке, начинает развиваться и достигает пика своего развития в некоторой точке А (см.рис.). Достигнув данной точки, руководство фирмы решает, что оно управляет компанией наиболее эффективным способом и ничего менять тут уже не требуется. Но это не так: поскольку внешняя среда изменяется постоянно, то значит надо что-то менять и в самой организации.
Так вот стратегии сокращения бизнеса и применяются либо после такого длительного роста, либо в условиях кризиса.
Стратегия сокращения бизнеса – единственно возможный способ обновления бизнеса (бизнес нельзя обновлять, непрерывно наращивая его : наращивать надо,
но отсекая при этом всё старое и неэффективное).
Выделяют четыре типа стратегий сокращения бизнеса :
1. Стратегия ликвидации. Применяется, когда фирма находится в глубоком кризисе и не может вести далее свой бизнес. Это крайний случай. Реализуется способами : продажа имущества; продажа контрольного пакета акций.
2. Стратегия “сбора урожая”. Она означает отказ фирмы от долгосрочных перспектив в пользу максимизации доходов в настоящее время. Фирма не
делает никаких инвестиций, никак не мотивирует работников, ничего.
Оборудование эксплуатируется, пока оно в состоянии работать, а потом ликвидируется. Такую стратегию проводят для неперспективных и устаревших подразделений.
3. Стратегия сокращения. Означает отсечение фирмой некоторых своих подразделений или видов бизнеса. Данная стратегия может применяться только
высокодиверсифицированными компаниями. Она ведёт к оздоровлению фирмы,
но не к её ликвидации.
4. Стратегия сокращения расходов. Фирма также остаётся работать и старается увеличить эффективность этой работы за счёт уменьшения затрат. Данная
стратегия отличается от стратегии (3) тем, что она : 1) ориентируется на
устранение достаточно небольших источников затрат; и 2) имеет временный (краткосрочный) характер. Тут, если фирма стабилизирует своё положение, то она может быть и вернётся к данной деятельности.
Заметим, что стратегии сокращения имеют не вынужденный, а целенаправленный
характер.
Все рассмотренные выше стратегии являются эталонными. В реальной же действительности фирмы реализуют различные комбинированные стратегии.
Тема 6: Стратегия продукта.
Понятие продукта.
Жизненный цикл продукта.