Сущность стратегического управления.

Эволюция стратегического мышления.

Конкурентные преимущества.

Особенности стратегического управления.

Содержание и структура стратегического управления.

1. Сущность стратегического управления :

Понятие «стратегическое управление» сегодня довольно распространенное и широко употребляется в сфере экономики. Сам термин «стратегия» был заимствован из военной лексики. «Стратегами», например, называли в Др.Греции военачальников, полководцев. Со временем понятие «стратегия» пришло и в экономику.

Долгое время под стратегией в экономике понимали управление ресурсами.

Предприятия стремились с максимальной отдачей использовать имеющиеся в наличии ресурсы, материалы, оборудование и т.п., произвести побольше товаров и предложить их потребителям на рынке. Так продолжалось до 30-х гг. 20 века, т.е. пока не начались проблемы со сбытом готовой продукции. После «великой депрессии» положение, как известно, сильно изменилось. Сегодня существует много определений стратегии. Приведем следующие из них :

1) Стратегия– это процесс формулирования долгосрочных целей и намерений предприятия, выбор надлежащих направлений деятельности, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения целей.

2) Стратегия– это искусство руководства, общий план ведения работы.

Сам термин «стратегическое управление» был введен в лексику в 60 – 70 гг. с целью подчеркнуть разницу между управлением на высшем и низшем уровнях (т.е. стратегическим и тактическим управлением).

Сегодня различают три уровня управления организацией, каждыц из которых требует менеджеров соответствующей подготовки :

МЕНЕДЖМЕНТ III ВШУБ РАЗДЕЛ 1

Качества руководителя идеи, -- стратегический уровень

интуиция,

Сущность стратегического управления. - student2.ru творческий подход

количественные подходы, -- тактический уровень

алгоритмизация, анализ, опыт

умение решать проблемы, вовлеченность оперативный уровень

Стратегическое упраление появилось, когда организации столкнулись с серьезной проблемой : сбыт продукции. Сегодня необходимо уловить ожидания потребителей, научить их покупать продукцию фирмы.

В современных условиях внешнее окружение предприятия нестабильно и динамично. Поэтому руководителям необходимо искать новые способы и методы

решения проблем (интуиция, творч. подход).

Стратегическоеуправление– это такое управление организацией, которая ориентирует ее (организации) деятельность на запросы потребителей, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая своих

целей.

Нестратегическое управление базируется, исходит из того, что окружение предприятия не будет меняться и планы надо стороить опираясь на фактические данные. Например : завтра производим то, что пользовалось спросом вчера и сегодня. Применяя стратегическое упраление, мы скажем так : завтра будем производить новый товар.

2.Эволюция стратегического мышления :

Развитие стратегического мышления шло параллельно с эволюцией на предприятиях и во внешнем окружении. С изменением условий функционирования предприятий менялось и управление. Этот процесс носит непрерывный характер и можно выделить следующие фазы в развитии стратегического управления :

·краткосрочное планирование

·долгосрочное планирование

·стратегическое планирование

·стратегическое управление

1990…..
краткосрочное планирование долгосрочное планирование стратегическое планирование стратегическое управление
финансовое планирование; расчет затрат; краткосрочные бюджеты многолетние планы; анализ отклонений; экстраполяция результатов; бюджетный контроль определение целей; исследование конкурентов; динамика явлений; анализ вариантов Миссия фирмы; анализ рисков; мотивация персонала; культура и имидж фирмы; поиск новых возможностей развития

Таким образом, стратегическое управление не есть стратегическое планирование.

3. Конкурентные преимущества :

Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Для этого ей должны быть присущи определенные качества, позволяющие справляться со своими задачами. Такие качества называют конкурентнымипреимуществами.

Конкурентные преимущества можно разделить на две составляющие :

1) Продукт (преимущества по продукту : цена, качество, отличительные особенности товара и т.д.);

2) Степень монополизации рынка или положение фирмы на рынке (конкуренция,

монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).

При рассмотрении вопроса о создании и удержании конкурентных преимуществ уделяют внимание трем субъектам :

1) Наша фирма

2) Покупатель

3) Конкуренты

Т.е. необходимо знать : что нужно покупателям, каковы возможности нашей фирмы, кто наши конкуренты. Изучив эти факторы становится ясно, какими конкурентными преимуществами обладает наша фирма.

4. Особенности стратегического управления :

Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений в его использовании. Основные из них – это :

· Стратегическое управление не дает точной картины будущего; оно позволяет лишь определить : выживет ли организация в конкурентной борьбе или нет при данных условиях.

· Стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур;

у него нет теории, это скорее философия и идеология бизнеса (некоторые говорят, что это искусство).

· Чтобы начать процесс стратегического управления в организации необходимы огромные затраты времени, ресурсов и человеческих сил.

· В условиях стратегического управления резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения (на уровне стратегического управления надо просто угадать, что будет в будущем и на основании этого

строить свои финансовую политику, производство и т.д.).

· Стратегическое управление гораздо шире, чем просто стратегическое планирование (план – лишь малая часть стратегического управления).

5. Содержание и структура стратегического управления :

Схематично процесс стратегического управления можно представить так (см. ниже):

Анализвнутреннейивнешнейсреды– т.е. тут важен системный подход в управлении организацией. Окружение сильно влияет на предприятие. Окружение организации состоит из:

- внешнего окружения ( оно складывается из макроокружения и непосредственного окружения )

- внутренней среды.

Предприятие испытывает влияние макроокружения, но не может само повлиять на него (это политика государства, экономическое состояние страны и т.д.).

Непосредственное окружение фирмы составляют поставщики и покупатели. Они

тоже влияют на фирму, но иона тоже может на них повлиять.

Внутренняя среда – это кадры, маркетинг, различные параметры фирмы и т.д.

фмрма активно влияет и определяет её.

Анлизируя окружение фмрмы, мы получаем представление о ССВУ( т.е. Сильных

и Слабых сторонах фирмы, а также о её Возможностях и Угрозах; это – SWOT-

анализ).

АНАЛИЗ

ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

ССВУ

АНАЛИЗ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Миссия

Цели

Альтернативные

Сущность стратегического управления. - student2.ru стратегии

Выбор

Реализация

Контроль

Миссияфирмы– это ключевое направление, в котором движется фирма, её

целевая ориентация. Она не может быть выражена количественно, каками-либо рамками. Это идеал, полная реализация которого практически невозможна. Не следует путать миссию и цели.

Цели –это уже нечто конкретное, что достижимо и имеет количественные рамки

(хотя и не всегда). Напр.: наша цель – завоевать 30% рынка стиральных машин к концу 2003-го года.

Цели могут быть количественными и качественными, финансовыми и нефинансовыми и т.д.

Альтернативныестратегии– это пути достижения целей. Их обычно существует

много, но из всех стратегий с помощью разных методов выбирается лучшая и происходит её реализация. Выбор стратегии происходит с учётом SWOT-анализа.

Реализациястратегии– главное внимание на этом этапе уделяется управлению

персоналом (мотивация, создание благоприятного морально-психологического климата и т.д.).

Контроль– это поиск и устранение отклонений.

Вся последовательность этих действий является логической, но не временной.

Так, контроль может осуществляться постоянно и т.д.

Наши рекомендации