По направлению 080500.62 «Менеджмент»
Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в НИУ ВШЭ – Пермь по каждой основной профессиональной образовательной программе.
1. Итоговый междисциплинарный экзамен на факультете менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь является составной частью государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 080500.62 «Менеджмент».
2. К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.
3. Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500.62 «Менеджмент», наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации – бакалавр менеджмента.
1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080500.62 «Менеджмент»
Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080500.62 «Менеджмент» включает тематику общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации: общий менеджмент, организационное поведение, управление персоналом, стратегическое управление человеческими ресурсами, оценка и аттестация персонала, проблемы мотивации и стимулирования персонала, трудовое право.
2. Требования к профессиональной подготовки бакалавра, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению 080500.62 «Менеджмент»
2.1 Бакалавр менеджмента должен:
- знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлении, владеть методами анализа экономических и социальных процессов,
- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента,
- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.)
2.2 Бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени.
Бакалавр менеджмента:
- должен быть знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности,
- должен иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик,
- должен владеть методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций,
- должен владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента,
- должен быть способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках,
- должен быть подготовлен к продолжению образования, уметь приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.
3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена
Итоговый экзамен осуществляется в письменной форме. Экзаменационный билет включает: теоретический вопрос, тест и практическое задание, решение которого предполагает использование соответствующего инструментария, сформулированные в соответствии с программой междисциплинарного экзамена.
Экзаменационные билеты подписываются председателем экзаменационной комиссии и утверждаются деканом факультета, на подпись которого ставится печать факультета. На итоговый междисциплинарный экзамен в письменной форме выделяется до четырех академических часов. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы (задачи) по методике, утвержденной в программе экзамена
По завершении итогового междисциплинарного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает согласованную итоговую оценку. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке, решение экзаменационной комиссии в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов РФ «принимается на закрытом заседании простым большинством голосов: при равном числе голосов голос председателя является решающим».
Итоговая оценка по экзамену сообщается студенту, проставляется в протокол экзамена и зачетную книжку студента где, также как и в протоколе, расписывается председатель и члены экзаменационной комиссии. В протоколе экзамена фиксируются также номер и вопросы экзаменационного билета, по которым проводился экзамен.
Протоколы итогового междисциплинарного экзамена утверждаются председателем ГАК или его заместителем, подшиваются в отдельную папку и хранятся в учебной части факультета. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы, письменные работы копии протоколов экзамена подшиваются в личные дела студентов.
В период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по направлению студентам должны предоставляться необходимые консультации по дисциплинам, вошедшим в программу итогового экзамена.
4. Порядок повторной сдачи государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент»
Студенту предоставляется одна попытка пересдачи неудовлетворительной оценки, полученной по итоговой государственной аттестации, не ранее чем через год действующему составу ГАК. Студентам, не проходившим аттестационные испытания по уважительной причине, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию через 3 месяца, осенью текущего года или через год.
5. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена по направлению 08050062 «Менеджмент»
При проведении итогового междисциплинарного экзамена по направлению 08050062 «Менеджмент» устанавливаются следующие оценки знаний выпускников:
Оценка «отлично» - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, грамотное изложение и чёткое изображение схем и графиков; использование, в необходимой мере, в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.
Оценка «хорошо» - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы в экзаменационном билете при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное изложение и чёткое изображение схем и графиков.
Оценка «удовлетворительно» - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений; наличие ошибок в изложении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.
Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неточные и непоследовательные ответы, представление разрозненной информации при ответе на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете.
Оценивание знаний студентов по государственному междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов Российской Федерации. Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке ответа экзаменуемого, сформированной на основе независимых оценок поставленных каждым членом комиссии.
Утверждена на заседании кафедры
стратегического менеджмента
Протокол № 9 от «14» ноября 2012 г.
Зав. кафедрой стратегического менеджмента ___________________ Е.И. Фаерберг
ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080500.62 МЕНЕДЖМЕНТ
Общий менеджмент
Эволюция управления как научной дисциплины. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Парадигма современного менеджмента. Подходы к управлению на основе выделения различных школ: классическая школа менеджмента: научное управление: административная школа, концепция бюрократии; школа человеческих отношений; поведенческие науки; наука управления или количественный подход; процессный подход: функции процесса управления; системный подход; ситуационный подход.
Системный подход. Ситуационный подход. История развития системного подхода в менеджменте. Открытые и закрытые системы. Понятие системы как целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, влияющих на свойства целого (Людвиг фон Берталанфи). Организация как открытая система, функционирующая в изменяющейся среде. Основные свойства организации: общественный инструмент, человеческая общность, безличная структура норм и связей. Подсистемы организации по Дж. Клоусону. Модель шести систем по Адамс и Адамс. Ситуационный подход: идеи уникальности и идеи универсальности; четырехшаговый процесс. Внутренние и внешние ситуационные переменные. Этапы жизненного пути организации по Лари Грейнеру. Теория жизненных циклов организации по Ицхаку Адизесу. «Болезни роста» организации по С.Р. Филоновичу. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами.
Цели и миссия организации. Цели организации. Принципы целеполагания. Диагностика целей. SMARTER анализ. Миссия как основная цель организации, поясняющая причину ее существования. Иерархия целеполагания и миссия организации. Миссия, видение, политика, стратегия.
Основы стратегического менеджмента. Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Глобальная стратегия: стратегия глобализации, мультирегиональная стратегия, стратегия экспорта, транснациональная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии.
Внешняя и внутренняя организационные среды. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация - внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда.
Человек в организации. Основные положения психологического подхода к управлению. Личность как субъект и объект управления. Роль и задачи менеджера в организации. Власть и проблемы лидерства в организации. Разновидности стиля руководства. Человеческие отношения и человеческие ресурсы. Задачи и методы оценки деловых и личных качеств работников.
Конфликты и стрессы в деятельности организации. Конфликт. Конфликтная ситуация. Участники конфликта. Объект конфликта. Ранг оппонента. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликты. Конструктивный и деструктивный конфликт. Стратегия управления конфликтами. Тактика управления конфликтами. Управление стрессами. Механизм стресса. Механизм возникновения дистресса. Источники возникновения стрессов в окружающей среде.
Коммуникации в организации. Коммуникации и управленческая деятельность. Уровни менеджмента. Внешние коммуникации. Внутренние коммуникации: вертикальные, горизонтальные, неформальные. Коммуникативный процесс: основные этапы. Управленческая внутриорганизационная информационная система: цели, функции. Формирование имиджа организации. Первичные информационные сети: «звезда», «шпора», «круг». Вторичные информационные сети: «тент», «палатка», «дом». Коммуникативные барьеры. Преодоление коммуникативных барьеров. Командный труд. Различные типы команд. Формальные команды. Самоуправляемые команды. Характеристики рабочих команд. Размер. Роли участников. Командные процессы. Стадии развития команды. Сплоченность команды. Командные нормы. Потенциальные выгоды командной работы. Потенциальные издержки.
Мотивация. Смысл и эволюция понятия мотивация. Первоначальные концепции: политика кнута и пряника, использование в управлении методов психологии. Мотивация деятельности в менеджменте. Понятие о психоанализе, теории драйвов, гедонической теории. Первичные и вторичные потребности. Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивация и компенсация.
Влияние, власть, лидерство. Природа лидерства. Лидерство в современных условиях. Лидерство 5-го уровня. Лидерство и менеджмент. Характерные черты лидера. Поведенческие подходы к лидерству: исследования университета штата Огайо; исследования Мичиганского университета; сетка лидерства Блейка-Моутона. Ситуационные подходы: теория Херси и Бланшара, теория Ф Фидлера теория «путь-цель». Власть и влияние. Пять форм власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену. Понятие влияния.
Структура организации. Определение понятия «организационная структура». Сфера контроля: широкая и узкая. Структура управления: плоская и высокая (многоуровневая). Базисные части организации: операционное ядро, стратегический апекс, серединная линия, техноструктура, вспомогательный персонал, идеология. Основные параметры организационной структуры: сложность, формализация, централизация. Децентрализация: формы, преимущества и недостатки. Механические и органические структуры. Линейно-функциональные, дивизиональные и матричные организационные структуры. Связь между структурой, стратегией и эффективностью организации. Основные сведения об управлении в организациях. Основные понятия. Специализация. Координация деятельности сотрудников. Понятие делегирования. Изменение организационной структуры (реорганизация). Необходимость и виды изменений. Типичные причины сопротивления изменениям. Управление организационными изменениями. Процесс организационного развития. Мероприятия, способствующие успеху изменений. Методы успешного проведения изменений.
Разработка и принятие управленческих решений. Природа процесса принятия решений. Управленческое (организационное) решение. Лидерское решение. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Компромиссы. Подходы к принятию решений: интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения. Этапы рационального решения проблем. Диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление альтернатив, окончательный выбор. Дополнительные факторы, влияющие на процесс принятия решений. Воздействие управленческого решения. Личностные оценки руководителя. Среда принятия решений: определенность, риск, неопределенность. Технологии принятия решений. Методы и модели науки управления. Понятия модели. Необходимость моделирования ситуаций и разработка решений. Типы моделей: физическая модель, аналоговая модель, математическая модель. Процесс построения модели.
Организационная культура. Концепция организационной культуры: определение понятия «организационная культура», предпосылки зарождения, основные элементы. Влияние организационной культуры на результаты организационной деятельности. Соответствие организационной культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой. Трехуровневая модель культуры Э.Шайна. Функции корпоративной культуры. Типы организационных культур В.В. Радаев. Национальное в организационной культуре. Система ценностей личности. Модель Хофштеда. Модель Оучи. Сильные и слабые стороны организационной культуры. Характеристики организационной культуры. Реформирование организационной культуры и типы организационных изменений.
Контроль в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Сущность и смысл контроля. Почему необходим контроль: неопределенность, предупреждение возникновения кризисных ситуаций, поддержание успеха, другие факторы. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Системы с обратной связью. Процесс контроля. Установление стандартов. Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики постоянного контроля, ориентированного на достижение результатов в соответствие с запланированными показателями.
Литература:
Базовый учебник
1. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – МПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»);
Основная литература
2. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии.: Учебник/А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.;
3. Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. – К.: Знания-Прес, 2006. – 876 с. – (Европейский менеджмент).
Дополнительная литература
4. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. – М., 2003.
5. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.
7. Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.
8. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. привалова. – М.: Журнал Эксперт: ЭКСМО, 2001.
9. Колман Р., Барри Г. 525 способов стать лучшим менеджером. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000
Организационное поведение
Природа и характеристика организации. Понятие «организационного поведения». Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда. Диверсификация рабочей силы в организации. Управление диверсификацией в организации. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Методы изучения организационного поведения. Критерии научности организационного поведения. Системный подход к изучению организационного поведения. Элементы организационного поведения с точки зрения системного подхода.
Модели организационного поведения. Методы исследования организационного поведения.
Личность и ее развитие в организации. Человеческий фактор в социально-экономических системах. Типология Майерс-Бригс. Ценности и установки. Природа, виды и формирование установок. Последствия установок в отношении труда. Функции и изменение установок. Роли в организации по М. Белбин.
Особенности взаимодействия человека в организации. Теории формирования группового поведения в организации. Базовые теории групп: теория близости; теория взаимодействия; теория равновесия; теория обмена. Этапы формирования групп. Типы групп. Характеристика групп. Стадии групповой динамики. Формальные и неформальные группы. Ролевые представления членов команды. Статус. Иерархия статусов. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы. Конформизм. Параметры, обуславливающие степень конформности. Адаптация сотрудника в группе.
Подходы к научению: бихевиористский, социального научения, когнитивный.Одинарная и двойная петля научения по К. Арджирису. Принципы научения. Метод модификации поведения. Основные этапы модификации поведения. Научение и система вознаграждения. Конфиденциальность выплат. Управление вознаграждением. Понятие об организационном научении. Научающиеся организации. Теория и практика модификации в организационном поведении.
Информация как фактор экономической деятельности. Теоретические основы изучения коммуникаций в организации (А.Файоль, Ч.Бернард). Типы коммуникаций. Основные элементы процесса коммуникаций. Этапы коммуникативного процесса. Коммуникативные помехи и барьеры. Методы их преодоления. Вербальные и невербальные формы межличностного взаимодействия. Коммуникативная функция руководства.
Социально-психологические регуляторы поведения человека. Элементы мотивационной сферы: мотивация, мотив, потребности, цель. Типы мотивов. Виды потребностей. Избегательная и достижительная мотивация. Мотивационные типы сотрудников. Мотивационный профиль. Формы и методы стимулирования. Подкрепление - как важный мотивационный фактор. Типы, характеристика подкреплений. Графики подкреплений. Влияние системы мотивации на результативность и эффективность организации. Проектирование рабочего места.
Лидерство. Теории лидерства: теории черт; ситуационная теория; системная теория. Качество и черты личности лидера. Лидерство и власть. Источники власти. Властные отношения в организации. Процессы реализации власти в организации. Руководство. Отличие лидерства и руководства. Стили управления.
Стадии разработки и принятия управленческого решения. Ловушки, связанные с принятием решений. Стили принятия решений. Критерии выбора стиля при принятии решений. Методы принятия групповых решений. Причины приверженности первоначальному решению.
Понятие организационной культуры. Структура организационной культуры по Э.Шейну. Классификация организационной культуры: доминирующая и субкультуры, сильные и слабые культуры, стихийные и моделируемые организационные культуры. Меры поддержания организационной культуры. Национальная культура. Исследование национальной культуры Г.Ховстеде.
Проблема универсальности методов организационного поведения применительно к различным национальным культурам. Результаты кросскультурных исследований организационного поведения.Организационное поведение и национальная культура. Перспективы развития организационного поведения.
Организационные изменения: типы, характеристика. Политические, экономические, технологические, социальные и психологические источники организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Сопротивление организационным изменениям: логическое, психологическое и социологическое. Механизмы психологической самозащиты в сохранении личностной определенности.Концепции организационного развития. Промежуточные и результирующие переменные. Классификация сотрудников по их отношению к изменениям. Персональное развитие в организации. Агенты перемен. Типовые программы организационного развития. Положительные и отрицательные стороны организационного развития.
Литература
Базовый учебник
- Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 1999.
Основная литература:
1. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация = Organisational behaviour: учебник /Я. Брукс ; пер. с англ. В.Л. Доблаев . - М.: Дело и Сервис , 2008. - 452 с.
2. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике = Behavior in organizations /Д. Гринберг; Р. Бэйрон; пер. с англ. О.В. Бредихина. - М.: Вершина , 2004. - 878 с.
3. Громкова Т.В. Организационное поведение: учеб. пособие /М.Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ , 1999. - 207 с.
4. Джоржд Дж.М. Организационное поведение. Основы управления = Organizational behavior: учеб. пособие: пер. с англ. /Дж.М. Джордж; Г.Р. Джоунс . - М.: ЮНИТИ, 2003. - 447 с.
5. Доблаев В.Л. Организационное поведение /В.Л. Доблаев. - М.: Эксмос, 2002. - 318 с.
6. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.: Вече-Персей-АСТ, 1997.
7. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.:Дело, 2003
8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие /Ю.Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ , 1999. - 472 с.
9. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение : учеб. пособие / Е.Г. Молл . - М.: Финансы и статистика , 2000. - 156 с.
10. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте = Organizational Behavior. Human Behavior at Work: пер. с англ. /Дж.В. Ньюстром ; К. Дэвис. - СПб.: ПИТЕР , 2000. - 447 с. (Теория и практика менеджмента)
11. Организационное поведение в таблицах и схемах: учеб. пособие / ред. Г.Р. Латфуллин; ред. О.Н. Громова. - М. : Айрис-Пресс , 2002. - 286 с. (Высшее образование)
12. Плаус С. Психология оценки и принятия решения. – М.: Филинъ, 1998.
13. Резник С.Д. Организационное поведение: учебник / С.Д. Резник. - М. : ИНФРА-М , 2009. - 429 с. (Высшее образование)
14. Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя : учеб. пособие / В.Л. Семиков. - М.: Академический Проект; М.: Гаудеамус, 2004. - 219 с. (Gaudeamus)
15. Смирнова В.Г. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Г. Смирнова. - М. : Центр маркетинговых исслед. и менеджмента, 2007. - 127 с. (Маркетинг)
16. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие / В.А. Спивак . - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 412 с. (Учебники для вузов)
17. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1999.
18. Шорохов Ю.И. Организационное поведение: учеб. пособие / Ю.И. Шорохов; А.В. Глушкова; Д.И. Мамагулашвили . - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 126 с. (Современное образование)
Дополнительная литература
- Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Анастази Ф., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е межд. изд.– СПб.: Питер, 2001
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.
- Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002
- Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001
- Будон Г. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. – М.: Аспект-Пресс, 1998
- Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2001
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002
- Менегетти А. Психология лидера. 3-е изд. – М.: Онтопсихология, 2001
- Мильграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.
- Олпорт Г.В. Личность в психологии. – Москва:КСП+; СПб.: Ювента, 1998
- Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000
- Психология: комплексный подход. Под ред. М.Айзенка. – Минск.: Новое знание, 2002
15. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект-Пресс, 2000
16. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI). – СПб.: Речь, 2001
17. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002
18. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002
Управление персоналом
Понятие и классификация персонала. Современные концепции управления персоналом. Современные задачи и функции деятельности служб по персоналу. Система управления персоналом и ее основные элементы. Особенности управления персоналом в США, Японии, Западной Европы.
Кадровая стратегия организации: виды и основные этапы построения, влияние внешних и внутренних факторов. Основные этапы планирования трудовых ресурсов. Источники привлечения персонала: преимущества и недостатки. Определение качественной потребности в персонале. Определение количественной потребности в персонале. Нормирование и основные виды норм. Характеристика основных методов определения численности персонала.
Основные этапы процесса отбора персонала. Заочное знакомство с претендентом. Анализ анкетно-биографических данных, рекомендаций, послужного списка. Собеседование (персональное интервью): характеристика основных типов, этапы, техника проведения. Основные ошибки при проведении интервью. Психодиагностика (тестирование): преимущества и недостатки. Критерии качества тестов. Медицинский контроль. Анализ результатов испытания. Принятие решения о найме. Трудовой договор (контракт).
Задачи руководителя по адаптации и ориентации персонала. Основные направления адаптации (первичная, вторичная). Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Характеристика основных этапов процесса адаптации. Факторы психологической дезадаптации.
Мотивы и их основные виды. Типы мотивированных работников. Основные формы мотивации. Стимулы и их основные формы. Принципы стимулирования труда. Системы оплаты труда персонала. Схема оплаты труда менеджеров и руководителей высшего звена. Поощрения для высококвалифицированных специалистов и профессионалов. Поощрения в масштабе всей организации.
Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Определение потребности в обучении персонала. Определение затрат на обучение. Разработка учебных планов и программ. Характеристика основных форм и методов обучения, их преимущества и недостатки. Оценка результатов обучения.
Основные концепции лидерства. Теория лидерских качеств. Концепция лидерского поведения. Концепция ситуационного лидерства. Коррекция лидерского поведения. Составляющие лидерского поведения. Стилевая гибкость. Диагноз стиля.
Оценка персонала и аттестация. Основные этапы проведения оценки персонала. Основные методы оценивания. Графические шкалы. Альтернативное ранжирование. Попарное сравнение. Принудительное распределение. Метод критического случая. Рейтинговые шкалы и проблемы работы с ними. Анализ результатов аттестации.
Литература:
Базовый учебник
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М., 2006
Дополнительная литература
2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе.- М.:Юристъ, 1998.
3. Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман. Зарубежный опыт управления персоналом / Пер. с англ. – М.: ИПК-госслужбы, 2001.
4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.:БИНОМ, 1997.
5. Друкер П. Эффективное управление. – М.: ФАИТ-ПРЕСС, 1998.
Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 1997.
6. Модели и методы регулирования персоналом: российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
7. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 1999/
8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
9. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.
10. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М., 1998.
11. Управление персоналом организации. Практикум:Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002.