А.Н. Австриевских, А.А.Вековцев

Управление процессами

Курс лекций

для студентов вузов

Кемерово 2007

УДК 664:658.562(075)

ББК 65.304.25:30.607я7

С 90

Рецензенты:

Позняковский Валерий Михайлович – директор НИИ биотехнологии и сертификации, зав. кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством Кемеровского технологического института пищевой промышленности, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор

Долганова Татьяна Сергеевна - начальник отдела по сертификации Кузбасского сертификационного Центра, эксперт в области систем менеджмента качества

Сурков И.В.

С 90 Управление процессами: курс лекций для студ.вузов спец. 220501 “Управление качеством”/ И.В. Сурков, Е.О. Ермолаева, А.Н. Австриевских, А.А. Вековцев; КемТИПП. – Кемерово, 2007. – 104 с.

Курс лекций подготовлен в соответствии с государственным стандартом для студентов, обучающихся по специальности 220501 “Управление качеством”. В первой теме раскрываются основные принципы процессного подхода к управлению организацией и процессами в ней, даются основные понятия, термины и определения.

УДК 664:658.562(075)

ББК 65.304.25:30.607я7

© КемТИПП, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………..4

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………………….5

Тема I. Понятие и сущность процесса……………………………………………...6

1.1 Владелец процесса, входы, выходы, ресурсы процесса …………………...6

1.1.1. Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы)..13

1.1.2. Сквозные (межфункциональные) процессы …………………….15

1.2 Декомпозиция процессов……………………………………………………21

1.3.Процессная и функциональная системы управления:

возможно ли совмещение?.............................................................................23

Тема II. Правила выделения процессов в организации …………………………26

2.1 Классификация процессов………………..……………………………….27

2.2 Размер и число процессов………………….………………………………32

Тема III. От функционального подхода к процессному………………………..47

3.1. Преимущество процессного подхода ……………………….…..47

3.2 Анализ функционального менеджмента………………………….48

3.3 Анализ процессного менеджмента…………………………….....54

тЕМА IV. Менеджмент процессов - предпосылка

конкурентоспособности предприятия…………………………………60

4.1 Адаптируемость предприятия к условиям рынка…………….…..60

4.2 Процессный подход к управлению организацией………………………..60

4.2.1 Содержание и цели процессного подхода…………………….……..60

Тема V. Измерение процессов и продукции…………………………………...….75

5.1 Показатели и способы измерений ………………...………………………75

Тема VI. Моделирование бизнес-процессов……………………………………….90

Тема VII. Процессный подход на российских предприятиях…………………....92

Список литературы……………………………………………………………..…..93

Приложения…………………………………………………………………………95

Предисловие

В настоящее время многие российские предприятия занимаются внедрением процессного подхода к управлению, проводят подготовку и сертификацию по стандартам ISO серии 9000:2000, автоматизируют деятельность при помощи корпоративных информационных систем (SAP R/3, BAAN и др.), внедряют системы стратегического управления.

Система процессного управления позволяет оптимизировать систему общего корпоративного управления, сделать ее прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды. Система процессного управления регламентирует:

· порядок планирования целей и деятельности;

· взаимодействие между процессами и подразделениями предприятия;

· ответственность и полномочия должностных лиц, в т.ч. владельцев процессов;

· порядок работы и действий в нештатных ситуациях;

· порядок и формы отчетности перед высшим руководством;

· систему показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности предприятия в целом и его процессов;

· порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.

Внедрение на предприятии СУБП в первую очередь подразумевает работу по описанию и регламентации бизнес-процессов, в рамках которой:

a) проводится распределение ответственности за результаты работ, входящих в состав процессов;

b) определяется система взаимодействия процессов между собой и с внешними поставщиками и потребителями;

c) определяется перечень документации, необходимой для функционирования процессов (инструкции, порядки, положения, методики, должностные инструкции и т.д.);

d) составляется график разработки и внедрения этой документации;

e) устанавливаются показатели деятельности процессов, способы и формы сбора информации и порядок отчетности перед руководителями;

f) определяются границы показателей, характеризующие нормальное течение процессов;

g) устанавливаются критерии, по которым начинается работы по устранению причин отклонения.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка и внедрение стандартизированных систем качества нацеливает на необходимость применения новой организационной формы управления предприятием, охватывающей все действия, касающиеся единой политики в области качества, на основе которой формируются новые цели и задачи, стоящие перед отдельными структурными единицами, и их реализацию посредством планирования и организация обеспечения качества производственных процессов и качества их результатов.

Для осуществления организационных изменений необходимо опираться с одной стороны на принцип интеграции, с учетом рыночного механизма, в котором главную роль играет заказчик, а с другой стороны, на повышение активности и эффективности действий всех работников, участвующих в различных процессах и видах деятельности предприятия.

Выделенные изменения напрямую связаны с внедрением так называемого процессного подхода к организации производства и управлению деятельностью предприятия, который является одним из восьми базовых принципов, положенных в основу стандартов ИСО серии 9000.

Первоначально идея использования процессного подхода к описанию деятельности предприятия рассматривалась в теории административного управления А. Файоля. Дальнейшее распространение данный подход получил лишь в конце ХХ в., когда применяемый функциональный подход к организации производства и управлению предприятием перестал быть прогрессивным. В подтверждение этому можно привести высказывание Т. Конти на Международной конференции по проблемам качества: «Введение процессного подхода означает отказ от подхода к менеджменту качества на основе бюрократических процедур в пользу более гибкого, интегрированного менеджмента компании, как «цепи ценностей», нацеленных на оптимизацию результативности и гибкости ее работы».

В методологии TQM «процессным» называется, любая деятельность, представленная в форме процесса, раскрывающаяся во взаимосвязи главных компонентов: выходов, входов, ресурсов.


Наши рекомендации