Вопрос 6. Коммуникативный подход в управлении.
Существуют понятия коммуникативный подход в управлении, когда происходящее в организации рассматривается как взаимоотношение между людьми и группами. С точки зрения коммуникативного подхода выделяют:
1) Управление персоналом – организация коммуникаций связанных с деятельностью отдельных людей и групп в интересах организации и их собственных интересов
2) Маркетинг – коммуникации организации с субъектами рынка по поводу определения потребностей рынка и возможностей их удовлетворения или по поводу продвижения товара на рынок.
3) Конфликтология – исследование коммуникаций в основе которых лежат противоречия интересов сторон
4) ПР – исследование проблемы, формирование у общества позитивного представления об организации, ее продукте или услуге.
5) Реклама – коммуникации с целью привлечения внимания, формирования интереса, желания или активности у покупателя товара.
6) Корпоративная культура – это важная составляющая культуры коммуникации и культуры управления.
7) Невербалистика – специфические формы коммуникации.
Для эффективного управления сотруднику необходимо обладать коммуникативной компетентностью – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. КК рассматривается как система внутренних ресурсов необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Понятие КК предполагает, что человек осознает следующие аспекты собственной личности:
1) Собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы.
2) Свои перцептивные умения – способность воспринимать окружающее без субъективные искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем личностей социальных групп.
3) Готовность воспринимать новое во внешней среде. Свои возможности
4) Свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур.
5) Свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
6) Свои способы персонализации внешней среды (причины и факторы) в соответствии скоторыми по отношению к каким то элементам внешней среды проявляется чувства хозяина.
7) Уровень своей экономической культуры проявляющийся по отношению к элементам среды обитания.
Вопрос 7. Коммуникативные стили общения
Специалист обладающий коммуникативной компетентностью должен знать речевой этикет и уметь его использовать, уметь формулировать цели и задачи коммуникации, организовать и управлять коммуникациями, ставить вопросы и конкретно отвечать на них, владеть навыками и приемами делового общения, уметь вести беседу, собеседование, переговоры, уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их, владеть техникой речи, уметь правильно строить речь и выступление. Эффективность коммуникации часто зависит от выбора соответствующего стиля коммуникации.
Менеджер должен правильно проанализировать ситуацию и выбрать наиболее подходящий стиль общения. Большинство стилей концентрируются вокруг 4 основных:
1) Обвинительный – пытается найти ошибку или того, кого за нее винить. Тон обвиняющий или негативный. Пробуждаются отрицательные чувства и результаты редко бывают положительными. Обычно этого стиля следует избегать, но он может быть использован, когда ни один из других стилей не помог.
2) Директивный- когда руководящее лицо указывает подчиненным, как им выполнять свою работу или решать какую-нибудь задачу. Обсуждение сведены к нулю, коммуникация односторонняя.
3) Стиль убеждения – техника рассмотрения и одобрения информации вместо того, чтобы приказывать слушателям – отправитель предоставляет им сообщение для оценки и активного контроля. Сообщение направлено на то, чтобы слушатели захотели сделать то, что предлагает руководитель.
4) Стиль разрешения проблемы – основан на поиске взаимного согласия сторон по поводу результата деятельности. При этом часто достигается компромисс. Здесь требуется двухсторонняя коммуникация. Идеи изучаются и принимаются сообща. Обсуждения проводимые сторонами могут привести к плодотворным планам действий и взаимному уважению.