Лидерство и формирование команды
по направлению подготовки
МЕНЕДЖМЕНТ
Профиль подготовки
Менеджмент организации
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная, заочная сокращённая
Казань
Шафранская Ч.Я. к.с.н,доцент., кафедра менеджмента
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки бакалавриата 080200.62 «Менеджмент».
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры менеджмента.
Протокол заседания № ____ от «_____» ___________20____г.
Заведующий кафедрой
_____________________/_____________________/____________
(ф.и.о.) (ученое звание) (подпись)
Заведующая библиотекой ________ __/___Кутепова А.А._______/
(подпись) (ФИО)
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 100
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 155
IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 166
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 296
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 29
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цели освоения дисциплины:
являются получение студентами теоретических знаний и практических навыков в теории лидерства, формирования команд, разрешение конфликтных ситуаций. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в избранной сфере деятельности.
Учебные задачи дисциплины:
– дать студентам знания об основных положениях теории лидерства и формирования конанд;
– раскрыть сущность основных определений и классификации теорий лидерства;
– сформировать базовые навыки лидерства и формирования команд;
–
1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Лидерство и формирование команд» изучается в 6 семестре и интегрирует в себе знания полученные студентом по дисциплинам «Психология», «Социология», «Теория менеджмента», «Управление социальным развитием», «Культура речевого общения», «Управление персоналом», «Правоведение», «Философия», «Методы принятия управленческих решений», «Интернет - технология ведения бизнеса». Изучая данную дисциплину, студент опирается на знания, полученные ранее по психологии, логике, истории, праву и др.
1.3. Компетенции студента, формируемые
в результате освоения дисциплины:
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ЛИДЕРСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ» по профилю подготовки «Менеджмент организации» | ||||||
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие | ||||||
Общекультурные компетенции | ||||||
КОМПЕТЕНЦИИ* | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | ||
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | |||||
ПК- 4 | способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков | Знать:основные этапы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска Уметь:оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в условиях неопределенности и риска Владеть:навыками принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска | Лекции, метод контрольных вопросов, проблемно-деловые игры | Презентации, индивидуальные домашние задания, выступление на семинаре | ПОРОГОВЫЙ -Способен: 1) определять ситуацию неопределенности и риска 2) формулировать цели и задачи управления в условиях неопределенности и риска 3) оценивать результаты принятого управленческого решения в условиях неопределенности и риска 4) использовать полученные ранее знания для разработки альтернативные вариантов решения проблемы в условиях неопределенности и риска -Знает: 1) сущность риска 2) алгоритм принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска 3) некоторые методы оценки результатов принятого управленческого решения в условиях неопределенности и риска -Понимает: 1)значимость навыков в принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска 2) необходимость оценки информации для принятия решений в условиях неопределенности и риска 3) сущность процесс принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска -Владеет: 1) определенныминавыками выявления проблемы в условиях неопределенности и риска 2) некоторыми способами оценки и анализа эффективности управленческих решений в условиях неопределенности и риска ПОВЫШЕННЫЙ -Знает: 1) отечественный и зарубежный опыт процесса принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска 2) эффективные способы выработки управленческого решения в условиях неопределенности и риска 3) современные методики оценки эффективности управленческих решений в условиях неопределенности и риска 4) критерии выбора из альтернативных вариантов наиболее эффективного при принятии решений в условиях неопределенности и риска - Понимает: 1)необходимость изучения передовых управленческих технологий в области принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска - Разрабатывает: 1) альтернативные варианты управленческих решений в условиях неопределенности и риска в соответствии с определенными критериями - Оценивает:последствия принятых управленческих решений в условиях неопределенности и риска -Способен: 1)применять теоретические знания в области принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска на практике 2) выбирать оптимальный вариант решения в условиях неопределенности и риска -Умеет: 1) выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска 2) применять эффективные методы анализа проблем пери принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска | |
ПК-6 | способность принимать участие в проектировании организационных действий, умеет эффективно исполнять обязанности | Знать:основы проектирования организационных действий Уметь:разрабатывать мероприятия по проектированию организационных действий Владеть:первичным опытом проектирования организационных действий | Лекция, практические занятия, метод контрольных вопросов, метод проектов | Презентации, индивидуальные домашние задания, выступление на семинаре | ПОРОГОВЫЙ -Способен: 1) разрабатывать организационную структуру организации 2) определять права, обязанность и ответственность перслонала организаций 3) определять стадию жизненного цикла учреждений, организаций 4) описывать организационно-распорядительные методы управления -Знает: 1) основы проектирования организационных действий 2) некоторые методы проектирования организационных действий 3) сущность централизации и децентрализации в управлении 4) возможные типовые структуры управления -Понимает:практическую значимость проектирования организационных действий -Умеет: 1) строить модели проектирования организационных действий 2) формулировать гипотезы исследования -Владеет:навыками исследовательской работы ПОВЫШЕННЫЙ -Знает: 1) смысл проектировании организационных действий 2) различные методы проектирования проектировании организационных действий -Способен: 1) выявить и оценить ошибки репрезентативности при проектировании организационных действий 2) определять круг обязанностей персонала организаций -Умеет: 2) применять компьютерные технологии для построения моделей организационных изменений 3) проектировать должностные обязанности персонала организаций -Владеет:навыками проведения исследования | |
ПК- 7 | способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций | Знать:основы межличностных, групповых и организационных коммуникаций Уметь: предотвращать межличностные конфликты и повышать эффективность работы команд Владеть: навыками межличностной коммуникации, технологиями построения команд | Семинарские и практические занятия, проблемно-деловые игры | Презентации, индивидуальные домашние задания, выступление на семинаре | ПОРОГОВЫЙ -Способен: 1) налаживать межличностные отношения в группе 2) коммуницировать в группе 3) Эффективно коммуницировать в организации -Знает: 1) теорию коммуникационного процесса 2) этапы коммуникационного процесса 3) основные принципы коммуникационного процесса 4) проблемы коммуникационного процесса - Понимает: важность коммуникационного процесса для эффективной работы организаций -Умеет: 1)применять знания межличностной коммуникации 2) работать в группе -Владеет: 1)навыками межличностной коммуникации 2) первичными навыками формирования команды 3) Собственными навыками в организационныхкомуникациях ПОВЫШЕННЫЙ -Знает:тонкости межличностного общения, основы групповой работы, свою роль в организационных комуникациях -Способен: 1)предотвращать конфликтные ситуации в межличностном общении 2) активно участвовать в работе группы 3) эффективно коммуницировать в организационных коммуникациях -Умеет: 1) организовывать эффективную межличностную коммуникацию 2) организовать эффективную групповую коммуникацию 3) разрабатывать сценарии работы в команде -Владеет:навыкамианализа и проектирования межличностных, групповых и организационных коммуникаций | |
ПК - 13 | способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач | Знать:теории мотивации Уметь:использовать теории мотивации при решении управленческих задач для бизнеса. Владеть:первичным опытом использования мотивации при решении управленческих задач для бизнеса. | Лекции, дискуссии | Презентации, индивидуальные домашние задания, выступление на семинаре | ПОРОГОВЫЙ -Способен: 1) определять сущность мотивации и стимулирования для персонала организаций. 2)пользоваться разработками теоретиков менеджмента в области мотивации труда персонала. -Знает: 1) содержательные и процессуальные теории мотивации 2) элементы мотивации труда персонала 3) некоторые методики исследования уровня мотивации персонала -Понимает: 1) практическую значимость теорий мотивации для развития бизнеса. 2) значение мотивации и стимулирования для персонала организаций. 3) роль мотивации в повышении производительности труда персонала организаций -Умеет: 1)определять уровень мотивации персонала организаций 2) выбирать методику анализа мотивации персонала организаций для принятия решений и решения управленческих задач 3) определять элементы системы мотивации персонала организаций -Владеет:первичным опытом анализа системы мотивации труда персонала организаций ПОВЫШЕННЫЙ -Знает: 1) современные методы экономической мотивации персонала 2) критерии оценки эффективности мотивации персонала организаций 3) методики оценки экономической и неэкономической мотивации персонала организаций 4) возможности использования мотивации персонала при решении управленческих задач -Способен: 1)использовать знания в области управления для анализа мотивации персонала организаций 2) определять наиболее эффективные методы мотивации персонала организаций 3) активно изучать современные взгляды на мотивацию персонала организаций -Умеет: 1) описывать элементы мотивации персонала организаций 2) использовать знания в области мотивации пресонала организаций для проектирования управленческих решений 3) определять проблемы в мотивации персонала 4) исследовать мотивацию персонала организаций -Владеет: 1) первичным опытом проведения исследований в области мотивации персонала 2) первичным опытом использования мотивации персонала организаций при решении управленческих задач | |
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы, 108 часов.
N п/п | Виды учебных занятий | Количество часов | ||
ОФ | ЗФ | ЗФ (СС) | ||
1. | Всего часов по дисциплине | |||
2. | Самостоятельная работа | |||
3. | Аудиторных занятий | |||
в том числе: лекций | ||||
семинаров | ||||
в т.ч. интерактивные часы | ||||
Зачёт |
2.1 Тематический план учебной дисциплины
для студентов очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы и ее содержание | Виды учебной работы, включая самостоятельную работы студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам) | ||||
Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов | Из них в интер. форме | |||
Теории лидерства в системе менеджмента | Выступление на семинаре, индивидуальные домашние задания | ||||||
Руководство: власть и партнёрство | |||||||
Управление человеком и управление группой | Выступление на семинаре, индивидуальные домашние задания, презентации. | ||||||
Методы формирования команд | Тестирование (в форме деловой игры); работа в командах (в форме деловой игры); выступления на семинарах, презентации, кейсы. | ||||||
Методы преодоления сопротивлений и групповые эффекты | Тестирование (в форме деловой игры); выступления на семинарах, презентации, кейсы | ||||||
Признаки высокоэффективной команды | Тестирование (в форме деловой игры); выступления на семинарах, презентации, кейсы | ||||||
Зачёт: | - | - | - | - | - | ||
ИТОГО: |
Тематический план учебной дисциплины
для студентов заочной формы обучения, заочной формы обучения (сокращённые сроки)
№ п/п | Наименование темы и ее содержание | Виды учебной работы, включая самостоятельную работы студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам) | ||||
Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов | Из них в интер. форме | |||
Теории лидерства в системе менеджента | Выступление на семинаре, индивидуальные домашние задания. | ||||||
Руководство: власть и партнёрство | |||||||
Управление человеком и управление группой | Выступление на семинаре, индивидуальные домашние задания, презентации | ||||||
Методы формирования команд | Тестирование (в форме деловой игры); работа в командах (в форме деловой игры); выступления на семинарах, презентации, кейсы. | ||||||
Методы преодоления сопротивлений и групповые эффекты | Тестирование (в форме деловой игры); выступления на семинарах, презентации, кейсы | ||||||
Признаки высокоэффективной команды | Тестирование (в форме деловой игры); выступления на семинарах, презентации, кейсы | ||||||
Зачёт: | - | - | - | - | |||
ИТОГО: |
2.2. Содержание дисциплины