Тема 2. Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации
Диспут на тему
«Деловое общение: спор, компромисс, консенсус»
В процесседиспутаего участники высказывают различные суждения,точки зрения.В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.
Темы рефератов:
1. Место теории коммуникации в системе научного знания.
2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.
3. Коммуникация в информационном обществе.
4. Коммуникативный процесс и его структура.
5. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.
6. Линейные и нелинейные модели коммуникации.
7. Социологические и психологические модели коммуникации.
8. Особенности межличностной коммуникации.
9. Критерии коммуникационной компетентности.
Тема 3. Искусство межличностного общения
Диспут на тему:
«Нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации»
Проанализируйте приведенные в таблице цели коммуникаций в организации. Определите, какие из них ставят перед собой нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации, и заполните таблицу.
Таблица
№ | Цели коммуникации | Виды коммуникации |
Постановка задач исполнителям | ||
Координация работ подразделений аппарата управления | ||
Получение достоверной информации о конечных результатах работы | ||
Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем | ||
Обеспечение обратной связи о полученных заданиях | ||
Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы | ||
Эффективное использование всех видов ресурсов в организации | ||
Разрешение межгрупповых конфликтов в организации | ||
Изучение мнения коллектива по интересующей проблеме | ||
Обмен информацией | ||
Обеспечение социальной поддержки подчиненных | ||
Инструктирование по выполнению работы | ||
Повышение оперативности решения проблем |
Темы рефератов:
1. Стили межличностной коммуникации.
2. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.
3.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.
4. Совершенствование навыков вербального общения.
5. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).
6. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.
7. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.
Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения
Диспут
по деловым ситуациям
Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в устном виде и представить в виде диспута.
Ситуация 1
В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен вести свою работу и разрешать возникающие конфликты:
а) вести работу, не обращая внимания на споры, конфликты, воздействуя, таким образом, положительно на подчиненных;
б) попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому;
в) опираясь на актив, общественные и административные организации, поручит им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты?
Ситуация 2
В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?
Ситуация 3
Прошло всего несколько дней после Вашего назначения на новую должность, и вдруг Вам звонят из профкома и просят выделить пять человек для благоустройства на три дня в подшефный лагерь.
Как Вы поступите:
а) постараетесь «отбиться» от поручения, ссылаясь на то, что у Вас ехать некому, да и работа под угрозой срыва, а это скажется на работе всего предприятия;
б) вызовете представителя профкома и переложите отбор кандидатов на его плечи;
в) распорядитесь, чтобы нижестоящие руководители отобрали самых «бесполезных» работников и сообщили Вам их фамилии в качестве кандидатур для поездки;
г) проинформируете всех сотрудников о просьбе профкома и предложите выдвинуть свои кандидатуры тем, кто особенно нуждается в отгулах.
Ситуация 4
Вы проработали в отделе после окончания института всего несколько месяцев, и тут Вас вызывает начальник и говорит, что надо поехать к смежникам и помочь им наладить производство нужной для Вашего предприятия продукции. Но вчера Вас вызвали в отдел кадров и предложили поехать на курсы повышения квалификации в Москву. Что Вы выберете как самый верный путь к последующей карьере?
Ситуация 5
В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в отделе накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняют с неохотой. Что Вы предпримете?
Ситуация 6
Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как Вам кажется, самостоятельно решить Вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам Вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как Вы поступите?
Ситуация 7
Вы – новый молодой руководитель одного из подразделений предприятия и чувствуете настороженное отношение к себе окружающих Вас сотрудников. Причем Вы попали в коллектив, где нет четкого распределения и выполнения своих обязанностей. А на Вас еще давит и груз долгов, оставшихся после Вашего предшественника. Таким образом, Вам необходимо повысить уровень эффективности труда и организовать слаженную и успешную работу Вашего подразделения. Ваши действия в этот период?
Деловая игра
Тема деловой игры.
Невербальные средства общения
Концепция игры.
Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Рефлексия: (5 минут)
Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы
Ожидаемые результаты:
- получение навыков невербального общения.