Тема 2. Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации

Диспут на тему

«Деловое общение: спор, компромисс, консенсус»

В процесседиспутаего участники высказывают различные суждения,точки зрения.В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

Темы рефератов:

1. Место теории коммуникации в системе научного знания.

2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.

3. Коммуникация в информационном обществе.

4. Коммуникативный процесс и его структура.

5. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.

6. Линейные и нелинейные модели коммуникации.

7. Социологические и психологические модели коммуникации.

8. Особенности межличностной коммуникации.

9. Критерии коммуникационной компетентности.

Тема 3. Искусство межличностного общения

Диспут на тему:

«Нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации»

Проанализируйте приведенные в таблице цели коммуникаций в организации. Определите, какие из них ставят перед собой нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации, и заполните таблицу.

Таблица

Цели коммуникации Виды коммуникации
Постановка задач исполнителям  
Координация работ подразделений аппарата управления  
Получение достоверной информации о конечных результатах работы  
Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем  
Обеспечение обратной связи о полученных заданиях  
Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы  
Эффективное использование всех видов ресурсов в организации  
Разрешение межгрупповых конфликтов в организации  
Изучение мнения коллектива по интересующей проблеме  
Обмен информацией  
Обеспечение социальной поддержки подчиненных  
Инструктирование по выполнению работы  
Повышение оперативности решения проблем  

Темы рефератов:

1. Стили межличностной коммуникации.

2. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.

3.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.

4. Совершенствование навыков вербального общения.

5. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).

6. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.

7. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.

Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения

Диспут

по деловым ситуациям

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в устном виде и представить в виде диспута.

Ситуация 1

В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен вести свою работу и разрешать возникающие конфликты:

а) вести работу, не обращая внимания на споры, конфликты, воздействуя, таким образом, положительно на подчиненных;

б) попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому;

в) опираясь на актив, общественные и административные организации, поручит им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты?

Ситуация 2

В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?

Ситуация 3

Прошло всего несколько дней после Вашего назначения на новую должность, и вдруг Вам звонят из профкома и просят выделить пять человек для благоустройства на три дня в подшефный лагерь.

Как Вы поступите:

а) постараетесь «отбиться» от поручения, ссылаясь на то, что у Вас ехать некому, да и работа под угрозой срыва, а это скажется на работе всего предприятия;

б) вызовете представителя профкома и переложите отбор кандидатов на его плечи;

в) распорядитесь, чтобы нижестоящие руководители отобрали самых «бесполезных» работников и сообщили Вам их фамилии в качестве кандидатур для поездки;

г) проинформируете всех сотрудников о просьбе профкома и предложите выдвинуть свои кандидатуры тем, кто особенно нуждается в отгулах.

Ситуация 4

Вы проработали в отделе после окончания института всего несколько месяцев, и тут Вас вызывает начальник и говорит, что надо поехать к смежникам и помочь им наладить производство нужной для Вашего предприятия продукции. Но вчера Вас вызвали в отдел кадров и предложили поехать на курсы повышения квалификации в Москву. Что Вы выберете как самый верный путь к последующей карьере?

Ситуация 5

В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в отделе накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняют с неохотой. Что Вы предпримете?

Ситуация 6

Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как Вам кажется, самостоятельно решить Вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам Вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как Вы поступите?

Ситуация 7

Вы – новый молодой руководитель одного из подразделений предприятия и чувствуете настороженное отношение к себе окружающих Вас сотрудников. Причем Вы попали в коллектив, где нет четкого распределения и выполнения своих обязанностей. А на Вас еще давит и груз долгов, оставшихся после Вашего предшественника. Таким образом, Вам необходимо повысить уровень эффективности труда и организовать слаженную и успешную работу Вашего подразделения. Ваши действия в этот период?

Деловая игра

Тема деловой игры.

Невербальные средства общения

Концепция игры.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы

Ожидаемые результаты:

- получение навыков невербального общения.

Наши рекомендации