Б1.Б.24 «Деловые коммуникации»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.24 «Деловые коммуникации»

направление подготовки

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

«Государственное и муниципальное управление в социальной сфере» «Государственные и муниципальные финансы»,«Управление персоналом государственной и муниципальной службы»

бакалавр

квалификация

очная, заочная формы обучения

Год набора 2016

Ростов-на-Дону, 2017 г.

Автор(ы)–составитель(и):

Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………...
3. Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………....  
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине  
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……...  
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………………………………………………….  
  6.1. Основная литература…………………………………………..…………...…………  
  6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………  
  6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………….  
  6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..………..  
  6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……...  
  6.6. Иные источники………………………….……….…………………………….……..  
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..………..  

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 Дисциплина Б1.Б.24«Деловые коммуникации» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;   ОПК-4.3 Способность использовать навыки разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности, грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, деловые переговоры, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику.
ПК-9 способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации ПК-9.2 Способен преодолевать речевые барьеры при общении; эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений; диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
ПК-10 способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению ПК-10.2 Способность применять правовые основы служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
УК ОС - 4 Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах) УК ОС- 4.2 Способность анализировать инструменты осуществления деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах)


1.2.В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
организация и контроль текущей деятельности системы внутреннего контроля экономического субъекта/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; ОПК-4.3   Знать: навыки воздействия на партнеров, клиентов и др. при помощи различного рода методов и тактических приемов, с целью обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества;  
Уметь: формировать прочные теоретические знания о сущности и структуре межличностного общения, о факторах и условиях его эффективности;
Владеть: основными навыками ведения деловых переговоров, бесед, дискуссий и других форм делового общения.  
тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; ПК-9.2   Знать: навыки воздействия на партнеров, клиентов и др. при помощи различного рода методов и тактических приемов, с целью обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества;
Уметь: устанавливать контакт, аргументировать, слушать, понимать, определять психологическое состояние коммуникатора; трансактный анализ; манипуляция и управление ею. Коммуникативное взаимодействие с различными аудиториями и целевыми группами.
Владеть: навыками и умениями этичного поведения в различных ситуациях общения;
ведение планово-экономической работы в любых организациях/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; ПК-10.2 Знать: основные принципы и нормы управленческой этики, современные требования норм и требования служебной этики;
Уметь: освоить отечественный и зарубежный опыт формирования и решения этических проблем в системе государственной и муниципальной службы;
Владеть: Навыками повышения компетенций и профессионализм будущих государственных и муниципальных служащих в области делового этикета.
организация и контроль текущей деятельности системы внутреннего контроля экономического субъекта/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; УК ОС- 4.2 Знать: основных понятий, категорий в сфере деловых коммуникаций, их роли в системе государственного и муниципального управления;
Уметь: использовать методы формального и неформального общения в деловой сфере.
Владеть: технологиями вербального и невербального делового общения, технологиями подготовки и ведения деловых переговоров на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах).

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 3 зачетных единицы (108 часов).

Для изучения дисциплины предусмотрено 108 часов. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- очной формы обучения –54 академических часа (18 часов – лекции, 4 часа -лабораторная работа, 32 часа – практические занятия);

- заочной формы обучения – 12академических часа (6 часа – лекции, 2 часа - лабораторная работа, 4 часа – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- очной формы обучения – 54академических часа;

- заочной формы обучения – 92 академических часа;

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Место дисциплины:

Дисциплина Б1.Б.24 «Деловые коммуникации» относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», по профилям «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере» «Государственные и муниципальные финансы»,«Управление персоналом государственной и муниципальной службы». Дисциплина изучается на 3курсе 6 семестр для студентов очной формы обучения, на 4 курсе 7 семестр для студентов заочной формы обучения.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области управления организациями.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: Б1.В.ОД.15Теория организации, Б1.Б.19Основы управления персоналом, Б1.Б.25Основы делопроизводства

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения 6 семестр
Тема 1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации»     Деловая игра, Тест
Тема 2 Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации     Диспут, реферат
Тема 3 Искусство межличностного общения     Диспут, реферат,
Тема 4 Вербальные и невербальные средства делового общения     Диспут, деловая игра
Тема 5 Этика делового общения     Реферат, деловая игра
Тема 6 Деловые переговоры: подготовка и проведение     Диспут, реферат, деловая игра
Тема 7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения     Диспут, реферат
Тема 8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании     Дискуссия
Тема 9 Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии     Дискуссия, тест
Промежуточная аттестация             зачет
Всего:    
Заочная форма обучения 7 семестр
Тема 1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации»     Деловая игра, Тест
Тема 2 Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации         Диспут, реферат
Тема 3 Искусство межличностного общения       Диспут, реферат,
Тема 4 Вербальные и невербальные средства делового общения     Диспут, деловая игра
Тема 5 Этика делового общения       Реферат, деловая игра
Тема 6 Деловые переговоры: подготовка и проведение     Диспут, реферат, деловая игра
Тема 7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения       Диспут, реферат
Тема 8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании         Дискуссия
Тема 9 Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии       Дискуссия, тест
Промежуточная аттестация             зачет
Всего:  
                   

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации»

Введение в предмет деловой коммуникации. Теории коммуникационных процессов в обществе и организациях. Коммуникационный менеджмент. Деловая и межличностная коммуникация. Коммуникация как главный инструмент деловой сферы, коммуникация в бизнесе, политике, государственном и муниципальном управлении.

Тема 2Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации.

Модели коммуникации в организациях. Факторы эффективной и неэффективной коммуникации, организационная структура информационного взаимодействия в организациях, стратегическая коммуникация в управлении организацией. Виды и функции деловой коммуникации.

Тема3 Искусство межличностного общения

Базовые коммуникативные умения: умение устанавливать контакт, аргументировать, слушать, понимать, определение психологического состояния коммуникатора, трансактный анализ, манипуляция и управление ею. Коммуникативное взаимодействие с различными аудиториями и целевыми группами.

Тема 4 Вербальные и невербальные средства делового общения

Искусство красноречия, как инструмент эффективных коммуникаций. Специфика вербального и невербального информационного контакта. Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации. Невербальные коммуникации, анализ поведения, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки.

Тема 5Этика делового общения

Коммуникативные стили в менеджменте. Индивидуальные и кросскультурные особенности в стилях коммуникации. Жанры массовой и межличностной деловой коммуникации. Моделирование и управление коммуникационным процессом. Каналы деловой коммуникации

Тема 6 Деловые переговоры: подготовка и проведение

Общение в различных деловых ситуациях. Основы деловой беседы. Структура, фазы, процесс деловой беседы. Организация проведения совещаний. Теория и практика переговорного процесса. Пресс-конференция: подготовка к пресс-конференции; проведение пресс-конференции. Торги: виды торгов; технология ведения торгов. Презентация: цели презентации; виды презентации; коммуникативные приемы подхода к покупателю во время презентации.

Тема 7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения

Деловая коммуникация, как процесс. Цели деловой коммуникации и барьеры достижения целей. Коммуникационные барьеры различных социальных групп. Навыки преодоления коммуникативных барьеров. Влияние типов личности на отношения партнеров. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры: логический, семантический, фонетический, стилистический. Пути преодоления барьеров в общении.

Тема 8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании

Коммуникация корпоративной культуры. Определение корпоративной культуры. Каналы и способы трансляции корпоративной культуры. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами, конкурентами, инвесторами, общественностью в мезо-среде фирмы: репутация, корпоративный стиль, имиджмейкинг, брендинг.

Тема 9 Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии

Формирование, управление и защита деловой репутации. Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений. Анализ и прогноз информационных угроз.Приемы противодействия недобросовестной информационной конкуренции в рекламе, отражение информационных атак.

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.14 «Деловые коммуникации», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Тема (раздел) Методы текущего контроля успеваемости
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» Деловая игра, Тест
Тема 2. Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации Диспут, реферат
Тема 3. Искусство межличностного общения Диспут, реферат,
Тема4. Вербальные и невербальные средства делового общения Диспут, деловая игра
Тема5. Этика делового общения Реферат, деловая игра
Тема6. Деловые переговоры: подготовка и проведение Диспут, реферат, деловая игра
Тема7. Коммуникативные барьеры и причины их возникновения Диспут, реферат
Тема8. Корпоративный имидж. Определение имиджа компании Дискуссия
Тема9. Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии Дискуссия, тест

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в формепроводится в форме зачета. Зачёт проводится в форме устного опроса. Для проведения зачёта разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса "Деловые коммуникации"

Контент-тест

Тест «Можете ли Вы добиться успеха на новой работе?» [1]

Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех на новой работе? Или успех равно доступен любому? Сегодня психологи все больше склоняются к мнению, что фортуна вовсе не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определенным набором черт характера, и прежде всего способностью приспосабливаться к различным ситуациям. Можно сказать, что основная характеристика преуспевающих людей – их умение оказываться в нужном месте в нужный момент. И это попадание в ногу с судьбой вовсе не случайность, а проявление их личных качеств.

Чтобы помочь Вам точнее продиагностировать свои предпосылки для успеха на новой работе, мы предлагаем Вам специальный тест.

Прочтите приведенные ниже вопросы и выберите те варианты ответов на них, которые больше всего соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам.

1. Что бы Вы предпочли...

а) быть капитаном торгового судна;

б) стать космонавтом;

в) быть музыкантом?

2. Если Вы видите человека в опасности...

а) бросаетесь спасать его даже с риском для жизни;

б) лихорадочно обдумываете все возможности его спасения;

в) зовете еще кого-нибудь на помощь?

3. Какую игру Вы предпочитаете...

а) покер;

б) биллиард;

в) разгадывание кроссвордов?

4. Когда звонит телефон, Вы сразу думаете, что...

а) Вам звонят с работы;

б) о Вас вспомнил приятель;

в) случилось какое-то несчастье?

5. Если Вам предстоит идти на важное заседание...

а) Вы отправляетесь на него в своем обычном костюме;

б) одеваетесь особенно тщательно;

в) думаете только о том, что там будет обсуждаться?

6. Если пожилой человек рассказывает Вам о своей жизни...

а) Вы требуете от него подробностей;

б) скучаете;

в) прерываете его или уходите?

7. Если Вы находитесь в компании...

а) Вы от души развлекаетесь;

б) скучаете;

в) думаете о своем?

8. Если Вам надо уехать...

а) Вы предупреждаете об этом близких;

б) не говорите им ничего;

в) говорите только, что Вам надо отлучиться на время?

9. Если Вы попали в трудное положение...

а) Вы советуетесь с коллегами и друзьями;

б) делитесь проблемами с родными;

в) никому ничего не рассказываете?

10. Если Вам надо купить картину, Вы предпочтете...

а) стиль абстракционизма;

б) стиль импрессионизма;

в) стиль традиционного реализма?

11. Заметив, что на Вашем столе отсутствует какая-то вещь...

а) Вы начинаете ее искать;

б) думаете, что ее кто-то украл;

в) сразу забываете об этом и продолжаете работать?

12. Вы оказались в чужом городе и у Вас выдалось немного свободного времени...

а) Вы отправляетесь в музей;

б) изучаете карту города и выбираете, что бы Вам стоило посмотреть;

в) отправляетесь в гостиницу, чтобы отдохнуть?

13. Вы оказались вовлеченным в спор и...

а) упорствуете в утверждении своей точки зрения до тех пор, пока оппоненты не отступятся;

б) ищете компромиссное решение;

в) уступаете перед упорством других?

14. Перед старой семейной фотографией Вы...

а) испытываете сильное волнение;

б) она кажется Вам смешной;

в) ощущаете какое-то неприятное чувство?

15. Обнаружив перед совещанием, что забыли взять нужные документы...

а) Вы быстро возвращаетесь к себе, чтобы взять их;

б) полагаетесь на свою память и способность к импровизации;

в) Вы отказываетесь от участия в совещании?

16. Вы просыпаетесь утром и обычно чувствуете...

а) бодрость;

б) зависть к тем, кто еще спит;

в) готовность работать без особых усилий над собой?

17. Свое свободное время Вы заполняете...

а) занятиями спортом;

б) встречами с друзьями;

в) чтением?

18. В случае экономического кризиса...

а) Вы обдумываете, какие из этого все же можно извлечь выгоды;

б) встревожены возможными социальными последствиями;

в) отказываетесь от своих планов и ждете развития событий?

19. Вы предпочитаете...

а) находиться в одиночестве;

б) проводить время с семьей;

в) проводить время в компании знакомых и друзей?

20. Во время снежной бури только ваш автомобиль остался на ходу и Вы...

а) продолжаете путь, не обращая внимания на неудачников;

б) подсаживаете в машину столько людей, сколько можно;

в) подсаживаете в машину только людей вашего социального положения?

Таблица

Ключ к тестовому заданию «Можете ли Вы добиться успеха на новой работе?»


Б1.Б.24 «Деловые коммуникации» - student2.ru


От 140 до 200 баллов – у Вас есть возможности добиться успеха на новой работе. В Вашем характере существует хорошее равновесие между инстинктом и разумом, между личной жизнью и работой, между действием и размышлением.

От 70 до 139 баллов – Вы в принципе обладаете качествами, необходимыми для того, чтобы добиться успеха на новой работе. Но все же Вам надо постоянно контролировать себя и не допускать, чтобы тлеющие в Вашем подсознании конфликтные ситуации «вырывались» на поверхность и влияли на Вашу работу.

От 60 до 69 баллов – Вам необходимы большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так Вы сможете добиться полной реализации и добиться успеха на новой работе.

Деловая игра

"Реши проблему"

Продолжительность деловой игры: 1 час.

Инструкция:

На основании выполненного теста подготовьте и предложите на обсуждение рекомендации:

• первые этапы адаптации в коллективе;

• как освоить новую работу (должность);

• как работать в новом коллективе без конфликтов;

• закрепление успехов на новой должности.

Представьте себя на месте нового сотрудника.

Цель: Ознакомление студентов со спецификой деловых коммуникаций.

Диспут на тему

«Деловое общение: спор, компромисс, консенсус»

В процесседиспутаего участники высказывают различные суждения,точки зрения.В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

Темы рефератов:

1. Место теории коммуникации в системе научного знания.

2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.

3. Коммуникация в информационном обществе.

4. Коммуникативный процесс и его структура.

5. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.

6. Линейные и нелинейные модели коммуникации.

7. Социологические и психологические модели коммуникации.

8. Особенности межличностной коммуникации.

9. Критерии коммуникационной компетентности.

Таблица

Цели коммуникации Виды коммуникации
Постановка задач исполнителям  
Координация работ подразделений аппарата управления  
Получение достоверной информации о конечных результатах работы  
Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем  
Обеспечение обратной связи о полученных заданиях  
Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы  
Эффективное использование всех видов ресурсов в организации  
Разрешение межгрупповых конфликтов в организации  
Изучение мнения коллектива по интересующей проблеме  
Обмен информацией  
Обеспечение социальной поддержки подчиненных  
Инструктирование по выполнению работы  
Повышение оперативности решения проблем  

Темы рефератов:

1. Стили межличностной коммуникации.

2. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.

3.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.

4. Совершенствование навыков вербального общения.

5. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).

6. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.

7. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.

Диспут

по деловым ситуациям

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в устном виде и представить в виде диспута.

Ситуация 1

В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен вести свою работу и разрешать возникающие конфликты:

а) вести работу, не обращая внимания на споры, конфликты, воздействуя, таким образом, положительно на подчиненных;

б) попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому;

в) опираясь на актив, общественные и административные организации, поручит им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты?

Ситуация 2

В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?

Ситуация 3

Прошло всего несколько дней после Вашего назначения на новую должность, и вдруг Вам звонят из профкома и просят выделить пять человек для благоустройства на три дня в подшефный лагерь.

Как Вы поступите:

а) постараетесь «отбиться» от поручения, ссылаясь на то, что у Вас ехать некому, да и работа под угрозой срыва, а это скажется на работе всего предприятия;

б) вызовете представителя профкома и переложите отбор кандидатов на его плечи;

в) распорядитесь, чтобы нижестоящие руководители отобрали самых «бесполезных» работников и сообщили Вам их фамилии в качестве кандидатур для поездки;

г) проинформируете всех сотрудников о просьбе профкома и предложите выдвинуть свои кандидатуры тем, кто особенно нуждается в отгулах.

Ситуация 4

Вы проработали в отделе после окончания института всего несколько месяцев, и тут Вас вызывает начальник и говорит, что надо поехать к смежникам и помочь им наладить производство нужной для Вашего предприятия продукции. Но вчера Вас вызвали в отдел кадров и предложили поехать на курсы повышения квалификации в Москву. Что Вы выберете как самый верный путь к последующей карьере?

Ситуация 5

В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в отделе накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняют с неохотой. Что Вы предпримете?

Ситуация 6

Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как Вам кажется, самостоятельно решить Вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам Вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как Вы поступите?

Ситуация 7

Вы – новый молодой руководитель одного из подразделений предприятия и чувствуете настороженное отношение к себе окружающих Вас сотрудников. Причем Вы попали в коллектив, где нет четкого распределения и выполнения своих обязанностей. А на Вас еще давит и груз долгов, оставшихся после Вашего предшественника. Таким образом, Вам необходимо повысить уровень эффективности труда и организовать слаженную и успешную работу Вашего подразделения. Ваши действия в этот период?

Деловая игра

Тема деловой игры.

Невербальные средства общения

Концепция игры.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы

Ожидаемые результаты:

- получение навыков невербального общения.

Деловая игра

Тема деловой игры.

Умение слушать

Концепция игры.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по 3-4 человека. Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.

Ожидаемые результаты:

- получение умения слушать

Тема 6. Деловые переговоры: подготовка и проведение

Диспут

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в письменном виде и защитить перед группой.

Ситуация. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.

Что необходимо сделать для изменения сложившейся ситуации?

Темы рефератов:

1. Установление контакта и эффект первого впечатления, влияние стереотипов на первое впечатление.

2. Методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты.

3. Условия и оценка эффективности деловых переговоров.

4. Слушание, его виды и специфика.

5.Методы коммуникативно-управ­ленче­ского влияния (угрозы; уговоры; характеристики успешного влияния.

6. Техника убеждения.

7. Презентации: виды, их подготовка и проведение.

Деловая игра:

Тема деловой игры.

Тренинг дара убеждения

Концепция игры.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по 3-4 человека и одног<

Наши рекомендации