Б1.Б.24 «Деловые коммуникации»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.24 «Деловые коммуникации»
направление подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
«Государственное и муниципальное управление в социальной сфере» «Государственные и муниципальные финансы»,«Управление персоналом государственной и муниципальной службы»
бакалавр
квалификация
очная, заочная формы обучения
Год набора 2016
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор(ы)–составитель(и):
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………................................................................. | |
2. | Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………... | |
3. | Содержание и структура дисциплины (модуля)……………………………………….... | |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……... | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………. | |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | ||
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..………… | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………. | ||
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | ||
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……... | ||
6.6. Иные источники………………………….……….…………………………….…….. | ||
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……….. |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Дисциплина Б1.Б.24«Деловые коммуникации» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК-4 | способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; | ОПК-4.3 | Способность использовать навыки разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности, грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, деловые переговоры, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику. |
ПК-9 | способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации | ПК-9.2 | Способен преодолевать речевые барьеры при общении; эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений; диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; |
ПК-10 | способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению | ПК-10.2 | Способность применять правовые основы служебного поведения государственных и муниципальных служащих. |
УК ОС - 4 | Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах) | УК ОС- 4.2 | Способность анализировать инструменты осуществления деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах) |
1.2.В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
организация и контроль текущей деятельности системы внутреннего контроля экономического субъекта/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; | ОПК-4.3 | Знать: навыки воздействия на партнеров, клиентов и др. при помощи различного рода методов и тактических приемов, с целью обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества; |
Уметь: формировать прочные теоретические знания о сущности и структуре межличностного общения, о факторах и условиях его эффективности; | ||
Владеть: основными навыками ведения деловых переговоров, бесед, дискуссий и других форм делового общения. | ||
тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; | ПК-9.2 | Знать: навыки воздействия на партнеров, клиентов и др. при помощи различного рода методов и тактических приемов, с целью обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества; |
Уметь: устанавливать контакт, аргументировать, слушать, понимать, определять психологическое состояние коммуникатора; трансактный анализ; манипуляция и управление ею. Коммуникативное взаимодействие с различными аудиториями и целевыми группами. | ||
Владеть: навыками и умениями этичного поведения в различных ситуациях общения; | ||
ведение планово-экономической работы в любых организациях/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; | ПК-10.2 | Знать: основные принципы и нормы управленческой этики, современные требования норм и требования служебной этики; |
Уметь: освоить отечественный и зарубежный опыт формирования и решения этических проблем в системе государственной и муниципальной службы; | ||
Владеть: Навыками повышения компетенций и профессионализм будущих государственных и муниципальных служащих в области делового этикета. | ||
организация и контроль текущей деятельности системы внутреннего контроля экономического субъекта/ поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения; | УК ОС- 4.2 | Знать: основных понятий, категорий в сфере деловых коммуникаций, их роли в системе государственного и муниципального управления; |
Уметь: использовать методы формального и неформального общения в деловой сфере. | ||
Владеть: технологиями вербального и невербального делового общения, технологиями подготовки и ведения деловых переговоров на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах). |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 3 зачетных единицы (108 часов).
Для изучения дисциплины предусмотрено 108 часов. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения –54 академических часа (18 часов – лекции, 4 часа -лабораторная работа, 32 часа – практические занятия);
- заочной формы обучения – 12академических часа (6 часа – лекции, 2 часа - лабораторная работа, 4 часа – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 54академических часа;
- заочной формы обучения – 92 академических часа;
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Место дисциплины:
Дисциплина Б1.Б.24 «Деловые коммуникации» относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», по профилям «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере» «Государственные и муниципальные финансы»,«Управление персоналом государственной и муниципальной службы». Дисциплина изучается на 3курсе 6 семестр для студентов очной формы обучения, на 4 курсе 7 семестр для студентов заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области управления организациями.
Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: Б1.В.ОД.15Теория организации, Б1.Б.19Основы управления персоналом, Б1.Б.25Основы делопроизводства
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения 6 семестр | |||||||||
Тема 1 | Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» | Деловая игра, Тест | |||||||
Тема 2 | Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации | Диспут, реферат | |||||||
Тема 3 | Искусство межличностного общения | Диспут, реферат, | |||||||
Тема 4 | Вербальные и невербальные средства делового общения | Диспут, деловая игра | |||||||
Тема 5 | Этика делового общения | Реферат, деловая игра | |||||||
Тема 6 | Деловые переговоры: подготовка и проведение | Диспут, реферат, деловая игра | |||||||
Тема 7 | Коммуникативные барьеры и причины их возникновения | Диспут, реферат | |||||||
Тема 8 | Корпоративный имидж. Определение имиджа компании | Дискуссия | |||||||
Тема 9 | Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии | Дискуссия, тест | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения 7 семестр | |||||||||
Тема 1 | Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» | Деловая игра, Тест | |||||||
Тема 2 | Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации | Диспут, реферат | |||||||
Тема 3 | Искусство межличностного общения | Диспут, реферат, | |||||||
Тема 4 | Вербальные и невербальные средства делового общения | Диспут, деловая игра | |||||||
Тема 5 | Этика делового общения | Реферат, деловая игра | |||||||
Тема 6 | Деловые переговоры: подготовка и проведение | Диспут, реферат, деловая игра | |||||||
Тема 7 | Коммуникативные барьеры и причины их возникновения | Диспут, реферат | |||||||
Тема 8 | Корпоративный имидж. Определение имиджа компании | Дискуссия | |||||||
Тема 9 | Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии | Дискуссия, тест | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации»
Введение в предмет деловой коммуникации. Теории коммуникационных процессов в обществе и организациях. Коммуникационный менеджмент. Деловая и межличностная коммуникация. Коммуникация как главный инструмент деловой сферы, коммуникация в бизнесе, политике, государственном и муниципальном управлении.
Тема 2Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации.
Модели коммуникации в организациях. Факторы эффективной и неэффективной коммуникации, организационная структура информационного взаимодействия в организациях, стратегическая коммуникация в управлении организацией. Виды и функции деловой коммуникации.
Тема3 Искусство межличностного общения
Базовые коммуникативные умения: умение устанавливать контакт, аргументировать, слушать, понимать, определение психологического состояния коммуникатора, трансактный анализ, манипуляция и управление ею. Коммуникативное взаимодействие с различными аудиториями и целевыми группами.
Тема 4 Вербальные и невербальные средства делового общения
Искусство красноречия, как инструмент эффективных коммуникаций. Специфика вербального и невербального информационного контакта. Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации. Невербальные коммуникации, анализ поведения, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки.
Тема 5Этика делового общения
Коммуникативные стили в менеджменте. Индивидуальные и кросскультурные особенности в стилях коммуникации. Жанры массовой и межличностной деловой коммуникации. Моделирование и управление коммуникационным процессом. Каналы деловой коммуникации
Тема 6 Деловые переговоры: подготовка и проведение
Общение в различных деловых ситуациях. Основы деловой беседы. Структура, фазы, процесс деловой беседы. Организация проведения совещаний. Теория и практика переговорного процесса. Пресс-конференция: подготовка к пресс-конференции; проведение пресс-конференции. Торги: виды торгов; технология ведения торгов. Презентация: цели презентации; виды презентации; коммуникативные приемы подхода к покупателю во время презентации.
Тема 7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения
Деловая коммуникация, как процесс. Цели деловой коммуникации и барьеры достижения целей. Коммуникационные барьеры различных социальных групп. Навыки преодоления коммуникативных барьеров. Влияние типов личности на отношения партнеров. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры: логический, семантический, фонетический, стилистический. Пути преодоления барьеров в общении.
Тема 8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании
Коммуникация корпоративной культуры. Определение корпоративной культуры. Каналы и способы трансляции корпоративной культуры. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами, конкурентами, инвесторами, общественностью в мезо-среде фирмы: репутация, корпоративный стиль, имиджмейкинг, брендинг.
Тема 9 Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии
Формирование, управление и защита деловой репутации. Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений. Анализ и прогноз информационных угроз.Приемы противодействия недобросовестной информационной конкуренции в рекламе, отражение информационных атак.
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.14 «Деловые коммуникации», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» | Деловая игра, Тест |
Тема 2. Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации | Диспут, реферат |
Тема 3. Искусство межличностного общения | Диспут, реферат, |
Тема4. Вербальные и невербальные средства делового общения | Диспут, деловая игра |
Тема5. Этика делового общения | Реферат, деловая игра |
Тема6. Деловые переговоры: подготовка и проведение | Диспут, реферат, деловая игра |
Тема7. Коммуникативные барьеры и причины их возникновения | Диспут, реферат |
Тема8. Корпоративный имидж. Определение имиджа компании | Дискуссия |
Тема9. Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» технологии | Дискуссия, тест |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в формепроводится в форме зачета. Зачёт проводится в форме устного опроса. Для проведения зачёта разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса "Деловые коммуникации"
Контент-тест
Тест «Можете ли Вы добиться успеха на новой работе?» [1]
Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех на новой работе? Или успех равно доступен любому? Сегодня психологи все больше склоняются к мнению, что фортуна вовсе не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определенным набором черт характера, и прежде всего способностью приспосабливаться к различным ситуациям. Можно сказать, что основная характеристика преуспевающих людей – их умение оказываться в нужном месте в нужный момент. И это попадание в ногу с судьбой вовсе не случайность, а проявление их личных качеств.
Чтобы помочь Вам точнее продиагностировать свои предпосылки для успеха на новой работе, мы предлагаем Вам специальный тест.
Прочтите приведенные ниже вопросы и выберите те варианты ответов на них, которые больше всего соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам.
1. Что бы Вы предпочли...
а) быть капитаном торгового судна;
б) стать космонавтом;
в) быть музыкантом?
2. Если Вы видите человека в опасности...
а) бросаетесь спасать его даже с риском для жизни;
б) лихорадочно обдумываете все возможности его спасения;
в) зовете еще кого-нибудь на помощь?
3. Какую игру Вы предпочитаете...
а) покер;
б) биллиард;
в) разгадывание кроссвордов?
4. Когда звонит телефон, Вы сразу думаете, что...
а) Вам звонят с работы;
б) о Вас вспомнил приятель;
в) случилось какое-то несчастье?
5. Если Вам предстоит идти на важное заседание...
а) Вы отправляетесь на него в своем обычном костюме;
б) одеваетесь особенно тщательно;
в) думаете только о том, что там будет обсуждаться?
6. Если пожилой человек рассказывает Вам о своей жизни...
а) Вы требуете от него подробностей;
б) скучаете;
в) прерываете его или уходите?
7. Если Вы находитесь в компании...
а) Вы от души развлекаетесь;
б) скучаете;
в) думаете о своем?
8. Если Вам надо уехать...
а) Вы предупреждаете об этом близких;
б) не говорите им ничего;
в) говорите только, что Вам надо отлучиться на время?
9. Если Вы попали в трудное положение...
а) Вы советуетесь с коллегами и друзьями;
б) делитесь проблемами с родными;
в) никому ничего не рассказываете?
10. Если Вам надо купить картину, Вы предпочтете...
а) стиль абстракционизма;
б) стиль импрессионизма;
в) стиль традиционного реализма?
11. Заметив, что на Вашем столе отсутствует какая-то вещь...
а) Вы начинаете ее искать;
б) думаете, что ее кто-то украл;
в) сразу забываете об этом и продолжаете работать?
12. Вы оказались в чужом городе и у Вас выдалось немного свободного времени...
а) Вы отправляетесь в музей;
б) изучаете карту города и выбираете, что бы Вам стоило посмотреть;
в) отправляетесь в гостиницу, чтобы отдохнуть?
13. Вы оказались вовлеченным в спор и...
а) упорствуете в утверждении своей точки зрения до тех пор, пока оппоненты не отступятся;
б) ищете компромиссное решение;
в) уступаете перед упорством других?
14. Перед старой семейной фотографией Вы...
а) испытываете сильное волнение;
б) она кажется Вам смешной;
в) ощущаете какое-то неприятное чувство?
15. Обнаружив перед совещанием, что забыли взять нужные документы...
а) Вы быстро возвращаетесь к себе, чтобы взять их;
б) полагаетесь на свою память и способность к импровизации;
в) Вы отказываетесь от участия в совещании?
16. Вы просыпаетесь утром и обычно чувствуете...
а) бодрость;
б) зависть к тем, кто еще спит;
в) готовность работать без особых усилий над собой?
17. Свое свободное время Вы заполняете...
а) занятиями спортом;
б) встречами с друзьями;
в) чтением?
18. В случае экономического кризиса...
а) Вы обдумываете, какие из этого все же можно извлечь выгоды;
б) встревожены возможными социальными последствиями;
в) отказываетесь от своих планов и ждете развития событий?
19. Вы предпочитаете...
а) находиться в одиночестве;
б) проводить время с семьей;
в) проводить время в компании знакомых и друзей?
20. Во время снежной бури только ваш автомобиль остался на ходу и Вы...
а) продолжаете путь, не обращая внимания на неудачников;
б) подсаживаете в машину столько людей, сколько можно;
в) подсаживаете в машину только людей вашего социального положения?
Таблица
Ключ к тестовому заданию «Можете ли Вы добиться успеха на новой работе?»
От 140 до 200 баллов – у Вас есть возможности добиться успеха на новой работе. В Вашем характере существует хорошее равновесие между инстинктом и разумом, между личной жизнью и работой, между действием и размышлением.
От 70 до 139 баллов – Вы в принципе обладаете качествами, необходимыми для того, чтобы добиться успеха на новой работе. Но все же Вам надо постоянно контролировать себя и не допускать, чтобы тлеющие в Вашем подсознании конфликтные ситуации «вырывались» на поверхность и влияли на Вашу работу.
От 60 до 69 баллов – Вам необходимы большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так Вы сможете добиться полной реализации и добиться успеха на новой работе.
Деловая игра
"Реши проблему"
Продолжительность деловой игры: 1 час.
Инструкция:
На основании выполненного теста подготовьте и предложите на обсуждение рекомендации:
• первые этапы адаптации в коллективе;
• как освоить новую работу (должность);
• как работать в новом коллективе без конфликтов;
• закрепление успехов на новой должности.
Представьте себя на месте нового сотрудника.
Цель: Ознакомление студентов со спецификой деловых коммуникаций.
Диспут на тему
«Деловое общение: спор, компромисс, консенсус»
В процесседиспутаего участники высказывают различные суждения,точки зрения.В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.
Темы рефератов:
1. Место теории коммуникации в системе научного знания.
2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.
3. Коммуникация в информационном обществе.
4. Коммуникативный процесс и его структура.
5. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.
6. Линейные и нелинейные модели коммуникации.
7. Социологические и психологические модели коммуникации.
8. Особенности межличностной коммуникации.
9. Критерии коммуникационной компетентности.
Таблица
№ | Цели коммуникации | Виды коммуникации |
Постановка задач исполнителям | ||
Координация работ подразделений аппарата управления | ||
Получение достоверной информации о конечных результатах работы | ||
Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем | ||
Обеспечение обратной связи о полученных заданиях | ||
Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы | ||
Эффективное использование всех видов ресурсов в организации | ||
Разрешение межгрупповых конфликтов в организации | ||
Изучение мнения коллектива по интересующей проблеме | ||
Обмен информацией | ||
Обеспечение социальной поддержки подчиненных | ||
Инструктирование по выполнению работы | ||
Повышение оперативности решения проблем |
Темы рефератов:
1. Стили межличностной коммуникации.
2. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.
3.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.
4. Совершенствование навыков вербального общения.
5. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).
6. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.
7. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.
Диспут
по деловым ситуациям
Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в устном виде и представить в виде диспута.
Ситуация 1
В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен вести свою работу и разрешать возникающие конфликты:
а) вести работу, не обращая внимания на споры, конфликты, воздействуя, таким образом, положительно на подчиненных;
б) попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому;
в) опираясь на актив, общественные и административные организации, поручит им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты?
Ситуация 2
В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?
Ситуация 3
Прошло всего несколько дней после Вашего назначения на новую должность, и вдруг Вам звонят из профкома и просят выделить пять человек для благоустройства на три дня в подшефный лагерь.
Как Вы поступите:
а) постараетесь «отбиться» от поручения, ссылаясь на то, что у Вас ехать некому, да и работа под угрозой срыва, а это скажется на работе всего предприятия;
б) вызовете представителя профкома и переложите отбор кандидатов на его плечи;
в) распорядитесь, чтобы нижестоящие руководители отобрали самых «бесполезных» работников и сообщили Вам их фамилии в качестве кандидатур для поездки;
г) проинформируете всех сотрудников о просьбе профкома и предложите выдвинуть свои кандидатуры тем, кто особенно нуждается в отгулах.
Ситуация 4
Вы проработали в отделе после окончания института всего несколько месяцев, и тут Вас вызывает начальник и говорит, что надо поехать к смежникам и помочь им наладить производство нужной для Вашего предприятия продукции. Но вчера Вас вызвали в отдел кадров и предложили поехать на курсы повышения квалификации в Москву. Что Вы выберете как самый верный путь к последующей карьере?
Ситуация 5
В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в отделе накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняют с неохотой. Что Вы предпримете?
Ситуация 6
Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как Вам кажется, самостоятельно решить Вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам Вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как Вы поступите?
Ситуация 7
Вы – новый молодой руководитель одного из подразделений предприятия и чувствуете настороженное отношение к себе окружающих Вас сотрудников. Причем Вы попали в коллектив, где нет четкого распределения и выполнения своих обязанностей. А на Вас еще давит и груз долгов, оставшихся после Вашего предшественника. Таким образом, Вам необходимо повысить уровень эффективности труда и организовать слаженную и успешную работу Вашего подразделения. Ваши действия в этот период?
Деловая игра
Тема деловой игры.
Невербальные средства общения
Концепция игры.
Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Рефлексия: (5 минут)
Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы
Ожидаемые результаты:
- получение навыков невербального общения.
Деловая игра
Тема деловой игры.
Умение слушать
Концепция игры.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.
Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.
(После того как группы сформировались.)
Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.
После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.
Рефлексия: (5 минут)
В какие моменты вы переставали слушать?
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по 3-4 человека. Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.
Ожидаемые результаты:
- получение умения слушать
Тема 6. Деловые переговоры: подготовка и проведение
Диспут
Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в письменном виде и защитить перед группой.
Ситуация. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.
Что необходимо сделать для изменения сложившейся ситуации?
Темы рефератов:
1. Установление контакта и эффект первого впечатления, влияние стереотипов на первое впечатление.
2. Методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты.
3. Условия и оценка эффективности деловых переговоров.
4. Слушание, его виды и специфика.
5.Методы коммуникативно-управленческого влияния (угрозы; уговоры; характеристики успешного влияния.
6. Техника убеждения.
7. Презентации: виды, их подготовка и проведение.
Деловая игра:
Тема деловой игры.
Тренинг дара убеждения
Концепция игры.
Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.
Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
Рефлексия (10 минут)
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по 3-4 человека и одног<