Организационные формы инновационного развития

Организационные формы тесно связаны с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма централизованных и децент­рализованных структур. Своеобразие инновационного развития зак­лючается в том, что оно основывается на необходимости учета двух противоречивых тенденций.

С одной стороны, инновационный процесс — это единый поток от возникновения идеи до внедрения, развития и развертываний производства.Все стадии инновационной системы, от фундамен­тальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому для обеспечения эффективности иннова­ционного развития первостепенное значение имеют системные структурные взаимодействия, обеспечивающие преемственность ста­дий и непрерывность процессов во времени. Эта особенность ярко проявляется в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и несовершенства рыночных механизмов.

С другой стороны, научное знание, открытие, промышленное изобретение по своей сути дискретно и стохастично. Многочислен­ными исследованиями установлено отсутствие корреляции между возникновением научного знания, его материализацией и коммер­циализацией. Поэтому с такой точки зрения предприятие не обяза­тельно должно осуществлять полный набор инновационной пред­принимательской деятельности: от стадии НИОКР до маркетинга и продаж.

В условиях совершенствования рыночных механизмов особую роль, согласно второй тенденции, начинают играть межфирмен­ные взаимодействия, т.е. процессы диверсификации, межфирмен­ной кооперации и т.д. Повышение инновационной активности тес­но связано с этими двумя важнейшими тенденциями: становлени­ем инновационных организаций, способных к саморазвитию, и повышением инкорпорированности (т.е. включенности) инноваци­онных структур в систему различных институтов и межфирменных взаимодействий.

Современная инновационная фирма характеризуется многообрази­ем организационных структур, возникающих вследствие как многовариантности и малой детерминированности инновационных процессов, так и несовершенства форм коммерциализации и финансирова­ния инноваций. Организационное проектирование инновационной фирмы основано на взаимосвязи между организационно-управлен­ческими структурами и восприимчивостью производственного ап­парата к внедрению, освоению и диффузии новшеств. В современ­ной управленческой теории фактически нет строгих предпочтений в выборе оптимальных организационных структур и форм иннова­ционного бизнеса. Правда, наметившаяся узкая специализация инновационного малого и среднего бизнеса связана с простыми двух- и трехуровневыми организационными структурами.

За рубежом исследовательские фирмы составляют всего 5-10% в малом бизнесе, в то время как среди крупных предприятий до 70% компаний имеют научные подразделения, инновационную направленность и пр. Малый инновационный бизнес в значительной степени ориентирован на прикладные исследования, конструкторские разработки, освоение различных новшеств, предоставление экспертных, рекламных, консалтинговых и посредничес­ких услуг. Мелкие и средние предприятия ориентируют производство на малые серии новшеств, стремясь заполнить рыночные ниши узкоспециализи-рованными продуктами. Кроме того, например, в машиностроении и приборостроении производство уникального мелкосерийного оборудования, приборов, инструментов, как правило, выпадает на долю малых и средних предприятий.

Крупный бизнес и особенно фирмы-гиганты, обладая достаточными финансовыми, материальными и людскими ресурсами, страдают низкой восприимчивостью производственного аппарата и жесткостью иерархических связей, с трудом воспринимают нововведения. Логикой совершенствования механизмов организа­ции инноваций становятся проблемы координации и межфирмен­ной кооперации.

К концу 1990-х годов на Западе предпринимаются значительные усилия по созданию особой формы организации инновационной и творческой активности — так называемой интеллектуальной само­управляющейся ассоциации, основанной на принципах органи­зационного проектирования и "модульной специализации". Она и позволяет достичь высокой инновационной активности самостоя­тельных подразделений в рамках ассоциированной деятельности.

В инновационной организации XXI в. революционные преобразо­вания должны охватить линейные, функциональные, маркетинго­вые и другие структуры, которые станут самостоятельными внут­ренними предприятиями, обслуживаемыми едиными информаци­онными и финансовыми системами, самостоятельно производящими товары и услуги. В рамках "интеллектуальной самоуправляющейся ассоциации" эти внутренние предприятия станут участниками внут­ренних или так называемых организационных рынков внутри ассо­циации.

Организация, ранее представлявшая собой жесткое иерархиче­ское построение, становится совокупностью самостоятельных кол­лективов, открытых социальных систем. Дифференциация внутри организации должна смениться на так называемую гомогенизацию. где главными достоинствами станут творческий характер, высокая адаптивность к изменениям, гибкая инновационная реакция на внешнюю среду и эффективное управление по слабым сигналам.

Характеризуя важнейшие функции организации 1980-х годов как "интерорганизационные", связанные с процессом организации системы взаимосвязей и взаимозависимостей, современные теоретики менеджмента применяют к компаниям началаXXI в. термин "интраорганизационные самоорганизующиеся системы".При этом инновационное развитие рассматривается как центральный поток происходящих трансформаций.

Организационное проектирование, использование новых моде­лей и структур становится важнейшим направлением менеджмента.

Организация нового типа имеет две оси ориентации: первая — На внутренние структуры, внутренние взаимодействия элементов, факторов и подсистем. Эта ориентация основана на децентрализа­ции и самостоятельности подразделений, что и обеспечивает их высокую маневренность, оперативность, множественность форм •Организаций, разнообразие новых методов, технологий, продуктов и услуг, гибкость структур и методов управления.

Вторая ось системы ориентирована на внешнюю среду, она связана с реализацией долговременных тенденций, со стабильностью Функционирования системы во внешней среде. Эта вторая тенден­ция развития организации основана на механизме консолидации и интеграции, создающем синергический эффект, который состоит в увеличении эффекта, возникающего от объединения направленных на одну цель усилий. Это означает, что он больше эффекта от простои суммы элементов т.е. в сложных системах, основанных на саморазвитии и совершенствовании, к которым относится инновационная организация, наблюдается значительный синергический эффект.

На основании обобщения двух тенденций развития возникают че­тыре основные функциональные категории признаков: адаптация си­стемы, ее целедостижение с позиций реакции на внешнюю среду интеграция элементов и их взаимоотношений, а также поддержание внутреннего принципа самоорганизации — гомеостаза системы.

Свойства инновационной системы основаны на совершенство­вании взаимодействия двух противоположных тенденций: децент­рализации и дифференциации, с одной стороны, и на централиза­ции и интегративных процессах — с другой.

Для того чтобы система могла функционировать в целом опти­мально, в ней должно происходить накопление разнородных функ­циональных подсистем и элементов, способных в различных про­странственных и временных рамках существования организации играть роль посредников, носителей инноваций, альтернативных элементов (поставщиков, партнеров, подрядчиков и проч.).

Наличие Множества форм организации образует пространствен­ную рамку системы, а множества участников, подсистем и альтер­нативных элементов, использующих в своей деятельности разнооб­разные новые методы, продукты и услуги, взаимосвязаны и пере­плетены множеством связей, что обеспечивает повышение общей жизнеспособности и устойчивости организации.

Так, взаимосвязь хозяйственных стратегий подразделений и организационных структур рассматривается под углом требований инновационного развития. В рыночной экономике каждая фирма самостоятельно определяет свою организационную структуру. Однако повышение общей жизнеспособности тесно связано с оптимальным функционированием трех главных функциональных подсистем фир­мы (НИОКР и разработка продукции, технология производства и маркетинг).

Тип организации функциональных подсистем должен соответ­ствовать характеру связей технологических операций и быть наце­ленным на удовлетворение разнообразных по объему и времени запросов рынка. С такой точки зрения важнейшим свойством систе­мы является ее адаптация к внешней среде. Чтобы удовлетворить разнообразный спрос, предприятие изготавливает мелкосерийную и уникальную продукцию, значительная часть которой ориентиро­вана на заказ, контракт. Это определяет изначально высокий уро­вень устойчивости связей между производителем, поставщиком и покупателем.

Высокая адаптация к внешней среде многих японских фирм объяс­няется и организацией продаж и маркетинга, так как обеспечение заказа, формирование спроса и каналов сбыта обычно предшествую .от стадиям разработки и изготовления продукции. При высокой адап­тивности фирмы к запросам рынка главными барьерами, ограничи­вающими доступ конкурентов на рынок, выступают способность организации создавать конкурентные преимущества, в качестве ко­торых выступают научно-технический опыт фирмы, уровень и но­визна технологий, патентная монополия, наличие исследователь­ской базы, высокая квалификация персонала. В процветании фирмы решающую роль играет приоритет ценностей, творческого подхода и инновационного развития, сопровождающегося профессиональ­ным ростом и повышением престижа трудовой деятельности.

Инновационная направленность производства тесно увязана с инновационным характером управления: административные мето­ды вытесняются социально-психологическими, а повышение производительности труда работника связывается с его сопричастнос­тью к принятию управленческих решений и с качественно новой трудовой мотивацией.

Для персонала небольшого подразделения, тесно связанного со стратегическим центром, характерно стремление оправдать доверие менеджера, показав себя наилучшим образом в новом качестве — активного участника инновационной деятельности. В малых подраз­делениях заметно усиливается трудовая мотивация и стимулирует­ся инициатива. Инновационный характер управления проявляется и в том, что небольшие самостоятельные инновационные подраз­деления в повседневной деятельности не связаны сложными про­цедурами согласования решений по горизонтали и вертикали, ха­рактерными для крупных бюрократических организаций.

В современных японских корпорациях высший менеджер, руко­водствуясь инновационными подходами и принципами управлен­ческой рациональности, не стремится применять жесткий тоталь­ный контроль. Напротив, наибольший эффект дает ориентация на гибкие партнерские связи (например, фирмы "Фудзицу", "Сони", "Мацусито" и др.).

Гибкость методов управленческого воздействия распространя­ется на большинство функций управления (планирование, мотива-чия, координация и контроль), а также на объект управления.

В основе инновационного производства лежат гибкость, измен­чивость и адаптивность технологических систем, переналаживаемость оборудования и перепрофилирование производственных мощ­ностей. Гибкость ,и изменчивость технологий сочетается с возможностью организации производства по горизонтали на основе параллельного функционирования различных стадий инновационного процесса. Так, например, большинство технологических процессов в машиностроении и приборостроении имеет дискретные характер, что означает возможность параллельной организации стадий разработки новшества, производства и сбыта на началах контракта или через чисто рыночные связи.

Такой принцип организации взаимодействий между отдельны­ми подразделениями основан на гибком распределении материальных, информационных и финансовых потоков, опыте и знание работника, готовой продукции и услуг.

В организации нового типа широко используются взаимодополняющие процессы интеграции и диверсификации. Вертикальная интеграция или комбинирование с предшествующими стадиями может быть организована как в рамках единой организации, через внутриорганизационный рынок, так и на базе постоянных контрактов. Интеграция ориентирована на активизацию научно-исследовательс­кой и производственной деятельности компании. На смешанной кор­поративно-рыночной основе формируются новые организационные построения постоянного и временного типа, основанные на интег­рации всех звеньев инновационного цикла, с одной стороны, и на создании механизмов координации и консолидации деятельности отдельных фирм, предприятий инновационного бизнеса и других организаций как между собой, так и с институтами рыночной экономики - с другой.

Своеобразие такой межфирменной интеграции заключается в максимальной адаптации к внешней среде и в необходимой консо­лидации и ситуационной адекватности деятельности партнеров. Она характеризуется синергическим эффектом, который достигает наи­высшего значения в организационных построениях типа промежу­точных форм экономической организации, часть из которых вклю­чает институциональные структурные элементы. Наиболее продви­нутые формы интеграционно-структурных взаимодействий возникают как в финансово-промышленных группах, так и в новых областям инновационного предпринимательства. Наиболее полно механизм консолидации интеграционно-структурных процессов находит свое воплощение в венчурном предпринимательстве.

Для инновационного процесса будущего характерна опора на венчурный капитал, интегрированный с многочисленными финан­совыми, рыночными, научными и государственными институтами.

Закономерности развития инновационной организации будущего по­зволяют говорить об экономикеXXI в. как об эволюционно -институциональной. Однако уже в 1990-х годах к практике создания промежуточных форм организации прибегали 30% американских и 25% японских фирм.

Способы консолидации автономных подразделений, самостоя­тельных участников рыночных конкурентных отношений много­гранны и высокоэффективны. Это объясняется тем, что централи­зованное управление и рыночный механизм дополняют друг друга и дают синергический эффект от объединения усилий. Децентрали­зованная модель предпочтительна при узкой специализации, в то время как централизованная модель дает большой эффект при про­никновении на новые рынки и в новые отрасли.

Эволюция инновационной организации как системы тесно свя­зана с ее способностью к диверсификации. Именно диверсификация компенсирует недостатки внутри" и межфирменных интеграцион­ных процессов. Возникшая как реакция на удовлетворение разнооб­разного индивидуализированного рыночного спроса, диверсифика­ция первоначально была основана на товарных видах и эффекте разнообразия продукции. В инновационной организации способность к диверсификации связана в первую очередь с внутриорганизационными изменениями: с многоцелевым использованием производственных мощностей, внутрифирменной передачей (трансфертом) информации, знаний, ноу-хау от одних производств к другим.

Способность организации к различным формам диверсифика­ции формируется на основе ключевых отраслей, технологий, видов продукции. Особенность диверсификации в инновационной организации заключается в опоре на новые технологии и высоко - технологичные производства различных отраслей, являющихся лидерами инновационного развития. Такой подход является необхо­димым условием поддержания конкурентоспособности продукции и создания новых конкурентных преимуществ.

Фирма, имеющая достаточную норму доходности, при исполь­зовании возможностей одной отрасли, как правило, не проводит диверсификации. При этом ее потенциал роста начинает снижать­ся. Однако по мере насыщения рынков, сужения перспектив роста и возникновения новых технологий крупные организации выходят за пределы отраслей и предлагают дифференцированную продук­цию на основе инноваций. И тогда сама корпорация становился центром связи многих рынков, наукоемких производств и инвести­ционных потоков.

"Ядро" новых производств и новых отраслей создает конкурентные структуры, осуществляет крупные инвестиции в научно-ис­следовательские разработки, результатом чего является максими­зация объема продаж. Процесс диверсификации может начинаться "изнутри" фирмы (японский путь) либо "извне" — в результат слияний, поглощений, покупки фирм (американский путь).

У недиверсифицированной компании могут возникнуть четыре стратегические ситуации, связанные как с темпами роста рынка, так и с конкурентной позицией фирмы. Возможные корпоратив­ные стратегии, соответствующие положению недиверсифицирован­ной компании на рынке, исследуются на основе матричного ана­лиза.

У такой компании наибольшие шансы выживания связаны с диверсификацией в смежные или в новые отрасли.

Инновационное развитие, основанное на конкурентных преиму­ществах высшего порядка (новые научные разработки, технологии, инновационная монополия новатора), создает для организации боль­шие стратегические возможности активной экспансии в новые от­расли и на новые рынки. Эти стратегические возможности в свою очередь формируют качественно новый потенциал экономическо­го роста.

Наибольшее значение для организации имеют шесть стратегий диверсификации:

1. Вхождение в новую отрасль на основании слияний, поглощений или создания новых или совместных предприятий.

2. Диверсификация в родственные отрасли.

3. Диверсификация в неродственные отрасли.

4. Свертывание и ликвидация производства.

5. Смешанная диверсификация и реструктуризация.

6. Многонациональная диверсификация.

Если стратегия вхождения в новую отрасль, создания новой ком­пании или совместного предприятия применяется недиверсифинированной компанией для занятия сильных и прибыльных конку­рентных позиций, то стратегии реструктуризации, диверсифика­ции в целях свертывания и ликвидации отстающих производств и транснациональная диверсификация возникают, как правило, у сильных и достаточно широко диверсифицированных корпораций.

Наши рекомендации