Методы обучения вне рабочего места

№п/п Методы обучения Характерные особенности метода
1. Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний
3. Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики (case – study) Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, развитие творчества в принятии решений
5. Деловые игры Обучение тому, как работать с информацией, как принимать решения и проектировать практическую реализацию этих решений.
6. Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности
7. Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения. Обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания
8. Кружок качества, рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении её предложений

Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким методам относятся:

- Опытное или эмпирическое обучение – обучение путём самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;

- Демонстрация и практика под руководством – обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий даёт возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;

- Программируемое обучение – учебник или программа, которая «ведёт» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

- Обучение с помощью компьютера – собственно программируемое обучение путём взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

- Обучение действием – обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.

В последние годы все более популярным становится новый метод - коучинг.

Коуч помогает клиенту научиться по-новому решать проблемы, реагировать на явления, ориентироваться в ситуациях, ставить цели и достигать гармонии в своей деятельности с окружающей средой. Конечно же, клиент коуча - это не пациент психотерапевта. В личностном коучинге это руководители или топ-менеджеры, яркие личности, которые прошли в жизни очередной профессиональный этап и хотят максимально эффективно освоить новый.

Дистанционное обучение предполагает наличие обучающих материалов, позволяющих находиться на расстоянии от источника обучения. Самообучение – более широкое понятие, учитывающее также переменную под названием «обучение по требованию». Обучаемые выбирают не только время и место обучения, но также увязывают более широко разработанные программы повышения квалификации к своим потребностям. Самообучение, как часть повышения квалификации, предполагает использование широкого спектра обучающих материалов в форме:

- Книг, электронных учебников, игр;

- компьютерных программ, справочно-информационных систем;

- мультимедийных CD;

- Интернет и Интранет-сессий;

- Рабочих тетрадей с упражнениями;

- Видео, аудио-материалов.

Список литературы:

1. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. - 616 с.

2. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М. : Юрайт, 2012. - 488 с.

3. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации [Текст] / С.В. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова и др. - 4-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 280 с.

4.Управление персоналом [Текст] : учебник / под ред. И.Б. Дураковой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 570 с.

5. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] : учебник / Э. Шейн. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с.

Наши рекомендации