Вопрос 7. Проведение организационных изменений в рамках TQM
Организационные изменения в рамках TQM основаны на следующих принципах:
1. Перестать жить вчерашним днем
2.Планово совершенствовать существующий бизнес
3.Иницииорвание перемен
Уровни изменений
Для достижения целей внедрения TQM требуется целостное и профессиональное управление изменениями (переменами). Управляя изменениями, надо иметь в виду не только экономические, организационные и технологические аспекты, но и ментально-культурные факторы и ценности.
Для анализа культурных ценностей и разработки высокоэффективных методов управления изменениями можно применить модель Г. Бейтсона. Она устанавливает систему, в которой изменения и познания идут на пяти уровнях.
Уровень 1. Самоидентификация (кто я?):
- какова миссия и степень зрелости бизнес-процессов;
- ощущают ли работники свою принадлежность к организации, отделу, процессу;
- каким традициям привержены работники?
Уровень 2. Убеждения (что я думаю?):
- что думают работники об организации, ее отделах, процессах, клиентах, руководителе;
- что думают работники об управлении, доверии, ошибках, обучении, информационных технологиях?
Уровень 3. Возможности (что я умею делать?):
- какова основная подготовка работников;
- способны ли они обучаться, готовы ли к переменам;
- на что похожи изобретения руководства;
- насколько подготовлены команды;
- как хорошо работники представляют картину изменений в целом?
Уровень 4. Поведение (что я делаю?):
- как работники реагируют на конфликты и ошибки;
- как распространяется информация;
- какова роль команд;
- как осуществляется обратная связь и признание;
- какая стратегия используется для решения проблем;
- насколько хорошо поддерживаются согласованные цели?
Уровень 5. Окружающая среда (к чему приводят данные условия?):
- каков имидж внутренних потребителей и других отделов;
- какой опыт имеют внешние потребители во взаимоотношениях с вашими сотрудниками: стресс, разочарование, признательность, уважение;
- насколько успешен бизнес (качество, время, затраты);
- каковы структуры (команды, иерархия) и системы (вознаграждения, рост карьеры)?
Согласно приведенной структуризации должно соблюдаться правило: изменения на более высоких уровнях (наивысший — уровень 1) всегда приводят к изменениям на более низких уровнях, а обратное — не обязательно. Часто проекты изменений опираются в основном на уровни 4 и 5 и лишь изредка привлекаются некоторые факторы из уровня 3. При таком подходе упускается тот факт, что факторы нижних уровней — только симптомы причин в верхних уровнях. В этом случае ослабляются лишь симптомы, а причины остаются. Следовательно, управление изменениями надо применять ко всем уровням.
Фазы процессов изменения
Процесс изменений состоит из последовательного процесса обновлений.
В первой фазе необходимо точно сформулировать цель изменений. Чтобы направить всю энергию работников на осуществление изменений, важно разработать для них привлекательное и желаемое видение состояния, которого надо достичь.
Сильные и стабильные соблазны, привлекающие людей к переменам,— это не финансовые выгоды, новые инструменты или новая схема процесса, а, скорее, ментальные и психологические факторы, такие как культура доверия, возможность самоорганизации, более высокая ответственность.
Во второй фазе надо анализировать не только технологическую и организационную ситуацию, но и ментально-культурные условия коллектива. Для этого приходится иметь дело со следующими факторами: доверие, самостоятельность, инициатива и готовность к действию, кооперация и культура, отождествление себя с компанией, стиль лидерства и т.д. С помощью такого диагноза получается картина, показывающая, будут ли люди противиться запланированным изменениям, или, напротив, приветствовать их. Станет очевидным потребность в переменах на разных организационных уровнях и их потенциал.
После этого целесообразно разработать и смоделировать превентивные вмешательства, которые помогут преодолеть барьеры и сопротивление процессу перемен. Разрабатывается сценарий перемен. Для этого, как в любом плане, определяются конечные цели. Одновременно в компании устанавливаются внутренние системы связи и организуется поддержка «пособникам» перемен.
Далее разрабатываются системы материального и нематериального поощрения. Основанные на четких критериях достижения желаемых изменений, они благоприятствуют успеху, если, с другой стороны, «саботажники» будут как-то морально наказаны.
Сравнительные характеристики теорий организационных изменений приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики | Теория Е | Теория О |
Цель изменений | Увеличение прибыли (экономические цели) | Развитие организационных способностей |
Лидерство | Сверху вниз (автократичное) | Участвующее (партисипативное) |
Объект изменений | Структура и системы («жесткие» элементы) | Организационная культура («мягкие» элементы) |
Планирование изменений | Программируемые и планируемые изменения | Спонтанные изменения (реакция на появляющиеся возможности) |
Мотивация изменений | Финансовые стимулы | Сочетание разных стимулов |
Участие консультантов | Консультанты используют готовые технологии и решения | Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений |
Ключевая проблема эффективной перестройки работы предприятий лежит в продуманном управлении изменениями корпоративной структуры как в стратегическом и деловом планировании, так и в управлении деятельностью предприятия. Перед тем как приступать к модернизации, необходимо проанализировать качество и эффективность текущей работы предприятия, продумать программу управления изменениями, оценить возможные барьеры на этом пути, особенно в части сопротивления изменениям со стороны персонала.
Внедрение TQM и новых подходов к управлению человеческими ресурсами требует от организации особых усилий для того, чтобы преодолеть структурные и культурные препятствия.
Сопротивление изменениям может быть открытое, непосредственное, подразумеваемое или отсроченное. Конечно, наиболее легко иметь дело с сопротивлением открытым и непосредственным. Более сложная проблема — столкнуться с сопротивлением подразумеваемым или отсроченным. Под подразумеваемым сопротивлением понимаются:
- потеря лояльности к организации;
- потеря мотивации к работе;
- увеличение погрешности или ошибки;
- увеличение числа прогулов и т.д.
Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности.
Ощущение бесконтрольности ситуации. Изменяясь, система стремится сохранить свою уникальную сущность, таким образом, сопротивление выступает агентом защиты стабильности.
Сопротивление должно послужить сигналом к замедлению темпа проведения изменений, поскольку указывает на то, что скорость изменений превышает возможную скорость адаптации. Нужно дать людям возможность вновь почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы адаптироваться.