Раздел 9. «Средства и методы управления качеством»
К.с.н., доцент Ю.А.Репина
Вопрос 1. Экономические методы управления качеством
Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются следующие методы:
– экономические;
– организационно-распорядительные;
– научно-технические;
– социально-психологические.
Таблица 1
Классификационные признаки
Экономических методов управления качеством
Признак | Содержание признака |
Мотивы поведения | Материальный интерес |
Объект управления | Стоимость |
Проблема управления | Экономическая |
Основа выбора метода | Технико-экономический анализ |
Рис. 1. Виды экономических методы управления качеством продукции
Экономические методы управления реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
В группу экономических методов включают следующие: (финансирование деятельности в области управления качеством; хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством; экономическое стимулирование производства; бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; применение системы оплаты труда и материального поощрения; использование экономических мер воздействия на поставщиков.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов управления качеством.
Целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли), поэтому административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы.
Сегодня, при насыщении рынка большинством видов продукции, ростом конкуренции и потребительских запросов общества первостепенное значение имеет решение проблем, связанных с затратами, рисками и выгодами как для организации, так и для потребителя.
В этой связи необходимо:
а) для достижения экономического эффекта, получения прибыли:
– постоянно работать над сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно более полно удовлетворять потребность и рост доверия потребителя;
– постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;
б) для уменьшения затрат:
– внимательно отслеживать затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
– учитывать издержки в следствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, в том числе на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) для минимизации риска:
– стремиться исключить такие риски, которые связаны со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;
– стремиться исключить риски, связанные с продукцией, имеющей дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.
Классификация затрат на качество
Международные стандарты на системы качества подчеркивают, что затраты для обеспечения качества составляются (классифицируются) внутри организации по ее собственным критериям.
Затраты для обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества.
К составляющим затрат относят:
– профилактику - деятельность по предотвращению и недопущению дефектов, например, метрологическое обеспечение производства, обучение персонала и т.д.;
– оценивание - контроль, испытание и обследование с целью оценки выполнения требований к качеству;
– внутренние затраты - следствие дефектов, выявленных до поставки продукции, например, повторная обработка, переделка, брак, повторное предоставление услуги, повторное проведение испытаний.
– внешние затраты - следствие дефектов, проявившихся после поставки продукции, когда продукция не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству. Например, затраты на ремонт продукции, ее возврат, гарантийное обслуживание, прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
Данный метод оперирует понятиями стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса:
а) стоимость соответствия - затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
б) стоимость несоответствия - затраты, возникшие вследствие нарушения существующего процесса.
Как стоимость соответствия, так и стоимость несоответствия могут быть источником экономии средств.
Метод определения потерь из-за низкого качества
Здесь основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичный пример внутренних нематериальных потерь - снижение производительности труда вследствие переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Типичные внешние нематериальные потери - сокращение в будущем объема сбыта вследствие неудовлетворенности потребителей. Материальные потери - внутренние и внешние затраты , являющиеся следствием дефектов.
Список литературы:
1. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие / В. В. Ефимов. – М. : КНОРУС, 2009. – 232 с.
2. Управление качеством : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство «Омега- Л», 2008. – 414 с.
3. Ефимов, В. В. Основы бережливого производства : учебное пособие / В. В. Ефимов. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 160 с.