Государственной (итоговой) аттестации

ПРОГРАММА

Концептуальные подходы к науке об управлении.

Становление и соотношение понятий «менеджмент» и «управление» как науки и практики. Менеджмент как сфера практической деятельности. Многообразие ролей и задач менеджера в организации. Планирование, организация, мотивация и контроль - ключевые функции организации в современных концепциях управления. Менеджмент в системе междисциплинарных связей.

Понятие методологии теории менеджмента. Соотношение теории и методологии. Содержание методологии менеджмента:подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а ограничения.

Цель менеджмента как науки. Объект и предмет теории менеджмента.

Общая характеристика функций и методов управления. Планирование, организация, мотивация и контроль как основные функции менеджмента.

Классификация методов управления. Организационные, административные, экономические и социально-психологические методы.

Менеджмент в системе междисциплинарных связей.

Закономерности управления системами: дифференциации и интеграции, диверсификации, усиления роли человеческого фактора, зависимости процессов управления функционированием и процессов развития организации, повышения управляемости менеджмента, соотносительности субъекта и объекта менеджмента, соотносительности управляющей и управляемой подсистем, соответствия цели менеджмента целям организации, зависимости от информационного обеспечения.

Принципы управления различными системами: разделение труда, единоначалие, оптимального сочетания централизации и децентрализации, иерархичности, демократизации управления, мотивации, лидерства, власти и ответственности, научности управления, обратной связи, сочетания отраслевого и территориального управления, экономичности, правильной подборки и расстановки кадров.

Школа научного управления

Эволюция науки об управлении: школы научного управления, административного управления, гуманистический подход в менеджменте.

Общие принципы системы научного управления Ф.У.Тейлора. Изучение методов физической работы Ф. и Л.Гилбрет. Фордизм как пример механистической модели организации.

Школа административного управления.

Административная школа. Принципы управления А.Файоля и его определение необходимых качеств менеджеров.

Учение М.Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии М.Вебера: создание формально-определяемых сфер компетентности («безличность» управления); наделение чиновника правилами и обязанностями пропорционально служебной должности; иерархичность бюрократической системы; право начальника на регуляцию деятельности подчиненного.

Неизбежность рационализации общественной жизни по М.Веберу. Исследование М.Вебером харизматического лидерства. «Синтетический подход» Л.Гьюлика и Л.Урвика — дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.

Гуманистический подход в менеджменте.

Изучение М.П. Фоллет межличностных отношений в малой группе. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э.Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей.

Институционализация проблемы рестрикционизма. Патологичность производственных конфликтов, необходимость отказа от иерархичности власти и переход к «менеджменту участия» — установка школы «человеческих отношений». Критика жесткой иерархии и формализации производственных процессов в доктрине «человеческих отношений».

Концепция «X» и «У» Д.Мак-Грегора. Развитие принципов школы «человеческих отношений в современных условиях. Концепция производственной демократии; привлечение работников к процессу принятия управленческих решений; программа участия в прибылях; концепция «социотехнических систем»; кружки контроля качества; «революция менеджеров» и др.

Инфраструктура менеджмента.

Понятие инфраструктуры менеджмента. Состав инфраструктуры менеджмента: информационное, материально-техническое, научно-методическое, финансовое, организационное, правовое, кадровое обеспечение управления.

Сущность системного подхода. Общая характеристика системы. Основные системные принципы. Понятие системы менеджмента. Основные подсистемы в системе управления: техническая, экономическая, социальная, организационная.

Структурные элементы системы менеджмента в современной организации.

Управление качеством.

Качество как объект и характеристика управления. Основные черты и особенности управления качеством. Разновидности систем управления качеством: отечественный и зарубежный опыт.

Стратегический менеджмент.

Содержание и функции стратегического планирования в менедж­менте. Планирование в условиях рыночной среды. Процесс выдви­жения управляющим целей стратегического планирования. Анализ средств и методов достижения целей. Адаптивность как непременное условие планирования стратегии менеджером. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации.

Прогнозирование в теории управления и экономике. Необходи­мость вероятностной оценки существующих тенденций развития организации. Соотношение планирования и прогнозирования в работе менеджера. Проблема корректировки прогнозов и планов развития предприятия или организации.

Этапы стратегического планирования: предварительный анализ, разработка нескольких вариантов плана, выбор оптимального варианта, отслеживание его реализации. Бостонская модель стратеги­ческого планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические и технологические.

Стратегические альтернативы развития организации: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Политика фирмы в планировании производства и персонала при выборе различных альтернатив управления. Приростный и предпринима­тельский стили стратегического поведения в менеджменте. Управление менеджером процессом реализации стратегии. Принципиальное отличие стратегического планирования в менеджменте от опера­тивного планирования.

Инновационный менеджмент.

Определение новшества, нововведения и инновации в менеджменте. Объект и предмет инновационного менеджмента. Понятия жизненного цикла инновации и инновационного процесса; их основные этапы. Составляющие инновационной инфраструктуры в менеджменте.

Основные субъекты рынка инноваций. Влияние конкуренции на рынок инноваций. Роль фундаментальных и прикладных научных исследований в инновационном менеджменте. Долгосрочные и средне­срочные, реальные и финансовые разновидности инвестиций в инновационном менеджменте.

Роль государственной поддержки в инновационной деятельности. Финансово-промышленная группа - пример отечественной государ­ственной поддержки инновационной деятельности организации.

Понятие и основные этапы осуществления инновационного проекта. Методы выбора оптимального инновационного проекта. Понятия риска и неопределенности при оценке инвестиционных проектов. Коммерциализация инновационного проекта.

Вопросы социально-психологического и экономического характера

Конфликт в организации.

Конфликты в современном менеджменте: модели и концепции. Схема организационного конфликта; его структура и функции. Конфликт в организации как социально психологический процесс: фазы и механизмы протекания. Стадии конфликта: возникновение, предконфликтное состояние, вызревание, разрастание и ход, затухание и остаточное воздействие.

Интеграционная и дестабилизационная концепции конфликта в менеджменте. Объективные и субъективные факторы конфликта. Различные уровни напряженности в организационном конфликте. Конкуренция и соревнование как потенциальные источники конф­ликта. Понятия компромисса и сотрудничества в конфликтном менеджменте.

Классификация противоречий, лежащих в основе социальных конфликтов: противорчечие взаимодействий и взаимоотношений, интересов, ценностей, социально-ролевой структуры, информации, власти и др.

Организационный, социально - психологический, коммуника­тивный и информационный способы предотвращения конфликта. Средства «разжигания» конфликта. Разрешение конфликта: стра­тегии, способы и приемы. Деловые переговоры и посредничество как способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллек­тивах. Основные формы поведения человека в конфликте. Забастовка как вид массового производственного конфликта.

Содержание труда руководителя. Организация управленческого труда.

Управленческий труда как разновидность умственного труда и его особенности. Понятие объект, предмет и продукт управленческого труда. Содержание управленческого труда. Категории работников, занятых управленческим трудом.

Специфика труда руководителя. Функции управления, определяющие содержание труда руководителя. Основные составляющие труда руководителя. Управленческие решения как продукт управленческого труда. Организационно-распорядительная деятельность, как форма осуществления управленческого решения. Технология принятия управленческих решений. Правила постановки целей. Значение и виды контроля сотрудников.

Значение организации управленческого труда. Понятие и факторы, влияющие на организацию труда руководителя. Требования к организации умственного труда. Содержание организации труда руководителя. Направления совершенствования организации управленческого труда.

Вопросы социально-правового характера

Трудовые отношения.

Понятие и виды трудовых правоотношений, основания их возникновения. Стороны трудовых отношений, их общая характеристика и правовой статус. Международное правовое регулирование трудовых отношений.

Субъекты трудового права.

Понятие и виды субъектов трудового права. Правовой статус работников в трудовом праве. Правовой статус работодателя и представителей (администрации) работодателя. Правовой статус профсоюзной организации.

Оплата труда.

Заработная плата и формы оплаты труда. Установление заработной платы и порядок ее выплаты. Тарифные системы оплаты труда. Повременная и сдельная системы оплаты труда. Оплата труда по отдельным категориям работ и отдельным категориям работников.

Нормирование труда.

Понятие и значение нормирования труда. Нормы труда. Виды нормирования труда. Зависимость нормирования труда от категории работ и работников. Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки.

Гарантии и компенсации.

Понятие гарантий и компенсаций, случаи их предоставления: классификация и конкретная законодательная регламентация. Государственные гарантии по соблюдению условий трудового договора и оплате труда.

14. Трудовой распорядок и дисциплина труда.

Дисциплина труда и трудовой распорядок. Порядок утверждения и изменения правил внутреннего трудового распорядка. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Зависимость трудового распорядка и дисциплины труда работников от его уровня квалификации.

Поощрения за труд: меры поощрения и порядок применения. Дисциплинарные взыскания: понятие и виды дисциплинарной ответственности, условия привлечения к дисциплинарной ответственности, порядок наложения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания.

15. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Определение работодателем необходимости профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Гарантии работникам, проходящим профессиональную подготовку.

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Заключение дополнительного договора между работником и работодателем.

Понятие и содержание ученического договора. Срок и форма ученического договора. Действие ученического договора. Организационные формы, время и оплата ученичества. Распространение на учеников трудового законодательства. (Ст. 196 – 208 ТК РФ).

Охрана труда.

Охрана труда. Понятие и значение охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Система правового регулирования охраны труда. Требования охраны труда. Обязанности работодателя и работника по охране труда. Организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. Охрана труда лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда. Охрана труда женщин. Охрана труда лиц в возрасте до восемнадцати лет и инвалидов. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Вопросы организационно-управленческого характера

Теория менеджмента

Основная литература:

1. Басовский Л.И. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2011. – 216 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.- М.: Велби: Проспект, 2009. – 502 с.

Дополнительная литература:

1. Алехина О.О влиянии реководителя на эффективность управления производством и персоналом // Проблемы теории и практики управления. – 2011. - №1. – С. 60-65.

2. Ануфриев Е.А. Личностная типология в теории социального управления // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - №5. – С. 115-132.

3. Афанасьева Е., Иванова Н., Портнягина С. Как оценить эффективность сотрудника // Справочник по управлению персоналом. 2007. - №2. - С. 52 – 57.

4. Ахромова С., Аверченкова Е. Профилактика профессионального стресса // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - №5. - С. 86 – 90.

5. Барков С. К итогам исторической эволюции методологических основ теории менеджмента: «постмодернистский кульбит» // Российский экономический журнал. – 2008. - №7. – С. 66-71.

Теория организации

Основная литература:

1. Иванова Т. Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010.

2. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учеб.-методический комплекс /В.П. Медведев, Э.А. Понуждаев. – М.: Экономистъ, 2007.

Дополнительная литература:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб. : Питер, 1999.

2. Антонов В. Г. Эволюция организационных структур // Менедж­мент в России и за рубежом, 2009. № 1.

3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. СПб.: Питер, 2005.

4. Бабкин Ф. В. Электронная коммерция и новые организацион­ные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом, 2009. -№ 1.

5. Баранников А. Ф. Теория организации: учебник для вузов. М. : ЮНИТИ, 2004.

Маркетинг

Основная литература:

1. Захаров Д. К. Маркетинг персонала: Монография; М-во образования Рос.Федерации. Гос. образоват. учреждение высш. и проф. образования Гос. ун-т упр. персоналом, Ин-т социологии и упр. персоналом М.: ГОУВПО Гос. ун-т упр., 2003.

2. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - СПб.: ПИТЕР, 2005.

Дополнительная литература:

1. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. Экспресс-курс. - СПб.: ПИТЕР, 2005.

2. Количественные методы анализа в маркетинге / Т.П. Данько, И.И. Скоробогатых, О.А. Косоруков, А.И. Самыловский. - СПб.: ПИТЕР, 2005.

3. Иванов А.В. Настольная книга маркетолога. - СПб.: ПИТЕР, 2005.

4. Макквайр Э. Методы маркетингового исследования. - СПб.: ПИТЕР, 2005.

5. Маслова В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом. Учеб. пособие. - 2005.

6. Маслова Т.Д. Маркетинг: Учебник для вузов / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - СПб.: ПИТЕР, 2005.

Вопросы социально-психологического и экономического характера

Коммуникационный менеджмент

Основная литература:

1. Коммуникационный менеджменет. Под. Ред. Шепеля., М. 2004

2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. -.,1998

Дополнительная литература:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М: Дело, 1992.

2. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика.-М., 1996

3. Стровский Д.Д. Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях. Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996

4. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое?-М.:Новости; СП"АСЭС-Мос-

ква",1990.

5. Невзлин Л.Б. "Паблик рилейшнз" - кому это нужно? Основы учебного курсаю -М.,1993

6. Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху.\Пер с исп. - М.,1997

Связи с общественностью

Основная литература:

1. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теории и технологии. Учебное пособие. АСПЕКТ ПРЕСС, Москва 2007.

2. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Абельмас Н.В.Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз. М. 2008.

2. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М.: ЭКСМО, 2005.

3. Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. М., 2000.

4. Белов А. Теория и практика связей с общественностью. Ростов-на-Дону, 2005.

5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» 2-е изд. Спб, 2003.

Организационная культура

Основная литература:

1. Гончарова, Н. Е. Организационная культура : конспект лекций в помощь студенту / Н.Е. Гончарова. –– М. : Приор, 2007. –– 207 с.

2. Организационная культура : учебник / под ред. Н. И. Шаталовой. –– М. : Экзамен, 2006. –– 652 с.

Дополнительная литература:

1. Аксеновская, Л. Н. Ордерная модель организационной культуры / Л. Н. Аксеновская. –– М. : Академический Проект, 2007.

2. Асаул, М. А. Методология формирования и развития организационной культуры управления в предпринимательских структурах / М. А. Асаул // Экономическое возрождение России. 2006. Т. 1. –– С. 40–43.

3. Асаул, М. А. Сравнительная оценка моделей организационной культуры управления в системе предпринимательства / М. А. Асаул, М. П. Ерофеев // Экономическое возрождение России. 2006. Т. 1. С. 84–87.

4. Баландина, Т. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях / Баландина Т. // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 10. С. 79–86.

5. Богатырев, М. организационная культура предприятия / Богатырев М. // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1. С. 104–111.

6. Боенко, Н. И. Специфика формирования российской организационной культуры / Боенко Н. И. // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 425–427.

Организационное поведение

Основная литература:

1. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: ИНФРА - М, 2010. — 157 с.

2. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.

Дополнительная литература:

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие — М.: Аспект-Пресс, 2005.

2. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2006.

3. Алексеева Т. Оцениваем уровень компетентности // Справочник по управлению персоналом, №1, 2008. С. 64 – 70.

4. Андреев О.П. и др. Конкурсный подбор молодых специалистов как один из методов рекрутинга: опыт ООО «Ямбурггаздобыча» ОАО «Газпром» // Управление персоналом, №15, 2007. С. 58 – 60.

5. Арджирис К. Организационное научение. – (Серия «Менеджмента для лидера»). – М.: ИНФРА-М, 2004. – 563 с.

Персональный менеджмент

Основная литература:

1. Персональный менеджмент: Учебник / Резник С.Д. и др. М: ИНФРА-М, 2008.

Дополнительная литература:

1. Зайцев Г.Г., Файбушевич СИ. Управление кадрами в организации: персональный менеджмент. СПб., 2006.

2. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Чернышова, В .Я. Горфинкеля. 2-е изд. М: Вузовский учебник, 2008.

3. Литвак В.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Веко, 2005.

4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: Интел-Синтез, 2005.

5. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Управление проектом: основы проектного управления: Учебник / Под ред. М.Л. Разу. М.: Кнорус, 2007.

Конфликтология

Основная литература:

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПБ.: Питер, 2005.

2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – (Психологическое образование).

Дополнительная литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 1992.

2. Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология. // Социоло­гические исследования. – 1996. – № 12.

3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические про­блемы. – М., 1990.

4. Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 1993.

5. Андреев В. Н. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, раз­решения конфликтов. – Казань, 1992.

Экономическая социология

Основная литература:

1. Анализ рынков в современной экономической социологии. Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова . 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

2. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. — М.: НЛО, 2011.

Дополнительная литература

1. Аболафия М. Как вырабатывается понимание экономического спада: интерпретативная теория хозяйственного действия // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 5. С. 55-73.

2. Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. — 2003. — Т. 4. — № 2.

3. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). — М., 1993.

4. Аникаева Е.А. Социальные установки в отношении денег как фактор финансового поведения населения. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. соц. н. — М., 2008.

5. Барсукова С.Ю. Нерыночные обмены между российскими домохозяйствами: теория и практика реципрокности. /ГУ-ВШЭ. WP4_2004_02.

Вопросы социально-правового характера

Трудовое право

Основная литература:

1. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Гусова К.Н., Толкуновой В.Н. – М.: ТК Велби, Изд. "Проспект", – 2010.

2. Трудовое право. Учебник для ВУЗов / Под ред.. Гапоненко В.Ф,. Михайлова Ф.Н. – М.: ЮНИТИ – ДАНА", Закон и право, – 2009.

3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Орловского Ю.П. - М., 2008.

Дополнительная литература

1. Абрамова О.В. Рассмотрение коллективных трудовых споров //Трудовое право. 2004. №6.

2. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2003.

3. Данилов Е.П. Трудовые споры. Комментарии. Адвокатская и судебная практика. Нормативные акты. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004.

1. Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. – М.: "Проспект", 2010.

2. Толкунова В.Н. Справочник судьи и адвоката по трудовым делам. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004.

Основы безопасности труда

Основная литература:

1. Куклев, В. А. Основы безопасности труда: учебно-методический комплекс/ В. А. Куклев. – Ульяновск: УлГТУ. 2005. – 163 с.

Дополнительная литература

1. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном

социальном страховании от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний».

2. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения».

3. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны

труда в Российской Федерации».

4. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ «Трудовой Кодекс

Российской Федерации».

5. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / под ред. В. В. Глазырина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 800 с.

Организация труда персонала

Основная литература:

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2003.

Дополнительная литература

1. Архипов В.В. Нормирование труда кадровых работников // Кадровая служба и управление персоналом предприятия – 2006. – № 12.

2. Фомичев А.Н. Административный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

3. Галахов В. Все расписано по минутам. Нормирование труда работников, занимающихся кадровым делопроизводством // Кадровик. Кадровое делопроизводство – 2008. – № 3.

4. Дроздов А. Делегирование полномочий // Кадровое дело – 2004. – № 5.

5. Иванова А. Как не сгореть на работе // Кадровое дело – 2004. – № 2.

Требования к выпускной квалификационной работе

По итогам выпускной квалификационной работы проверяется уровень сформированности у выпускника следующих компетенций:

Код Содержание
Регламентированные ФГОС ВПО и ООП ВПО
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК - 3 способностью занимать активную гражданскую позицию
ОК-5 владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК-6 умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК-8 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность
ОК-9 умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-13 способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОК-15 владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ОК-17 владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
ОК-18 способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах
ОК-20 способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК - 2 способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
ПК-3 готовностью к разработке процедур и методов контроля
ПК-4 способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
ПК-6 владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций
ПК-7 способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций
ПК-8 способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
ПК-9 способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
ПК-10 способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию
ПК-11 способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала
ПК-13 способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию
ПК-15 готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента
ПК-16 способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации
ПК-20 владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения
ПК-23 знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности
ПК-26 способностью к экономическому образу мышления
ПК-27 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления
ПК-29 способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
ПК-30 знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли
ПК-31 умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
ПК-35 умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов
ПК-36 умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте
ПК-37 умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-40 способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
ПК-41 способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета
ПК-42 способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений
ПК-44 способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования
ПК-46 пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов
ПК-48 умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею
ПК-50 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

3.1 Вид выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы и требования к ее содержанию

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченное исследование, в котором студент должен проявить навыки самостоятельных расчетов, анализа, интерпретации и обобщения информации, умение использовать научную литературу, фондовые источники и базы данных. В работе должен быть широко представлен самостоятельно собранный фактический материал.

Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин oбщепрофессиональной и предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки.

Требования к содержанию и оформлению бакалаврских выпускных квалификационных работ утверждаются Учёным советом факультета.

ВКР должна содержать:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основную часть (разделы, подразделы, пункты);

заключение;

приложения (при необходимости).

Структурные элементы ВКР:

Титульный лист – первый лист ВКР заполняется по форме, приведенной в Приложении 1.

Оглавление

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы, на которых эти части размещены.

Введение ВКР

Введение содержит в сжатой форме основные положения ВКР. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект, предмет и методы исследования, прикладная ценность. В заключительной части введения необходимо кратко охарактеризовать структуру работы.

Основная часть ВКР

Основная часть должна содержать, как правило, две-три главы.

Заключение ВКР

Заключение должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.

В заключении должны быть представлены: общие выводы по результатам работы; оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ; предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в практике.

Библиографический список ВКР

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании ВКР. В него необходимо включать только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Библиографический список ВКР бакалавра должен содержать, как правило, не менее 30-35 названий. Допускается использование авторитетных Интернет-ресурсов научного и справочного характера. В этом случае необходимо описать данные ресурсы в соответствии с ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Приложения

В приложениях приводятся иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения и т.п.) и не влияющие на объем магистерской диссертации.

Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ

Тематика ВКР согласовывается с деканом факультета (директором института) и подлежит ежегодному обновлению в зависимости от потребностей рынка труда, новейших достижений науки и техники, научных интересов кафедр.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР из предложенного списка. Обучающийся может инициировать свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ВКР может быть заказана предприятием (организацией), с которым (ой) университет имеет договор о сотрудничестве. В этом случае предприятие (организация) оформляет заявку на разработку конкретной темы в виде письма на имя декана факультета (директора института).

Тема ВКР фиксируется в заявлении обучающегося на имя заведующего профильной кафедрой.

Темы бакалаврских выпускных квалификационных работ, выбранных конкр

Наши рекомендации